Цели урока:
- Учить анализировать готовый образец написания, закреплять написание соединений букв.
- Учить правильному написанию заглавных букв.
- Воспитывать желание трудиться, помогать товарищу, развивать аккуратность, логическое мышление, память.
Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: формируем умение вести поиск и выделять необходимую информацию.
Личностные: формируем внутреннюю позицию школьника.
Коммуникативные: формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
– Настроимся на работу, протянем ладошки к новым знаниям (потянулись, подвигали пальчиками).
– Сейчас я произнесу слово, если оно начинается с гласного, то сядут девочки, а если с согласного – мальчики.
– Умницы!
– Молодцы!
2. Актуализация знаний и постановка учебной цели.
– Какое время года сейчас? (осень)
– По каким признакам мы узнаем, что на улице осень? (стало холоднее, листья желтые опадают, люди стали теплее одеваться, птицы улетают в теплые края).
– Послушайте стихотворение Ю. Кушака.
“Думают листья,
В осенние дни,
Будто бы птицами
Стали они.
Только бы ветер,
Подул посильней,
Только бы в небе,
Догнать журавлей”.
– Ветер подул, листья разлетелись, а на листочках – буквы, некоторые из них, мы сегодня будем учиться красиво писать (на доске на листьях – буквы). (рис 1)
Рисунок 1
3. Совместное открытие и закрепление новых знаний.
– На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные)
– Нужно собрать разлетевшиеся буквы. (На доске два дерева) (рис.2)
Рисунок 2
– На левое дерево – гласные, на правое – согласные.
– Что вы знаете про гласные? (поются, произносятся свободно)
– Что вы знаете про согласные? (произносятся с препятствием, бывают твердые, мягкие, звонкие, глухие).
– Если согласный поставить рядом с гласным, то, что они образуют? (слог – слияние)
– Дружат гласные с согласными образуют вместе слог. (учитель снимает с деревьев буквы) (рис. 3)
Рисунок 3
– прочитайте слог.
– подберите к этому слогу схему (твердый слог – слияние) (рис. 4)
Рисунок 4
– а если буквы поменять местами (учитель меняет местами буквы) (рис. 5)
Рисунок 5
– получится слог – слияние? (Нет)
Вывод: только когда согласный впереди гласного, слог – слияние. (рис. 6)
Рисунок 6
– прочитайте слог
– подберите к этому слогу схему (мягкий слог – слияние) (рис. 7)
Рисунок 7
– Теперь сами к каждой схеме подберите слоги-слияния из букв, которые остались на дереве. (дети выходят к доске, снимают буквы с деревьев, размещают их под схемами слева или справа)
4. Немного отдохнем.
– К нам на урок пришел БУКВОЗНАЙКА. (рис. 8)
Рисунок 8
– Какие буквы спрятались на нем?
– Сосчитайте, сколько всего?
– Проверим.
– БУКВОЗНАЙКА проведет минутку чистописания.
– А сначала гимнастику для пальчиков:
“Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.”
5. Работа по карточкам. Письмо элементов букв и их соединений.
Учитель каждому ученику раздает по карточке, на которой дети закрепляют ранее изученные элементы букв и их соединения, а также отрабатывают красивое написание букв.
6. Работа в прописи.
– БУКВОЗНАЙКА спрашивает, а какие гласные буквы вы уже научились писать? (Аа, Оо, Ии, Уу, ы)
– Он нам предлагает сегодня закрепить их написание.
– Открываем прописи на странице 13. (одновременно произнося)
– “Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я в руке держу,
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.”
– Я буду называть слова, а вы обводить ту букву (в верхней части страницы), с которой начинается первый звук в слове: облако, Аня, утка, Ира, апельсин, Устин, ирис, Оля.
– Кто знает, как называется узор на следующей строке? (Орнамент)
– Орнамент – живописное украшение из элементов геометрических, растительных или животного происхождения.
– Обведите орнамент. Можно раскрасить по – своему.
– Какое соединение мы повторим на следующих двух строчках? (Верхнее соединение при написании двух букв).
Учитель дает образец написания на доске.
7. Физминутка.
– Вы, наверное, устали?
– Ну, тогда, все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
8. Работа с предложениями.
– Найдите на странице предложения.
– Как вы догадались, что это предложения?
– Дополните предложения предметными рисунками.
– Прочитайте.
– Обведите первое предложение.
– Составьте рядом схему предложения (один ученик на доске).
– Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье.
(Аналогичный разбор двух других предложений.)
9. Физминутка для глаз.
а) вытянуть правую руку вперед. Указательным пальцем медленно ведем влево и вправо. Следим за пальцем только глазами, головой не поворачиваем.
б) крепко зажмурить глаза, открыть, посмотреть вдаль.
10. Работа со словами и схемами.
– Прочитайте слова. Что вы можете про них сказать? (имена) (рис. 9)
Рисунок 9
– Какое правило написания этих слов вы знаете?
– Что по схеме вы можете рассказать про первое слово?
– Сколько в слове слогов?
– Как мы это определяем? (сколько гласных, столько и слогов)
– На какой слог падает ударение?
– Сколько звуков в первом слоге? втором? третьем?
– Сколько звуков всего?
– Охарактеризуйте каждый звук.
(Дети по ходу закрашивают схемы слов).
Аналогично проводится работа с двумя другими словами.
11. Рефлексия.
– Посмотрите на свою выполненную работу.
– Как вы можете охарактеризовать свое старание?
– Нарисуйте пирамидку, закрасьте столько колец, какую оценку вы бы себе поставили.
– Передайте прописи друг другу. Рядом с вашей пирамидкой, товарищ нарисует свою и поставит вам оценку.
– У кого пирамидки совпали? Молодцы!