Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Тип урока: урок практического применения знаний.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме “Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления”.
Задачи урока:
предметные:
- систематизировать и обобщить знания учащихся при изучении тем “Позиционные, непозиционные системы счисления”, “Перевод чисел из одной системы счисления в другие”, “Арифметические операции в двоичной системе счисления”;
- повторить алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие;
метапредметные:
- развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление (посредством выполнения занимательных задач);
- развивать коммуникативные способности при работе в группе, формировать умение самооценки.
личностно-ориентированные:
- повышать уровень информационной культуры, мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий;
- формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников;
- воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.
Планируемые результаты: учащиеся владеют умениями работать со справочной литературой, принимать решения в нестандартной ситуации, всеми вышеперечисленными понятиями и оперируют ими; знают различие между позиционными и непозиционными системами счисления, знают алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, выполняют арифметические операции с двоичными числами, решают примеры и задачи в других позиционных системах счисления, занимательные задачи.
Формы и методы обучения:
Методы: вербальный, наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, исследовательский, практический.
Методы контроля: устный, тестовый.
Приемы: проблемные вопросы.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия и термины: системы счисления, виды систем счисления (унарные, позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, связь между двоичной и шестнадцатеричной системами счисления, особенности двоичной арифметики, правила арифметических действий в других системах счисления, навыки работы на ПК, программное обеспечение ПК.
Основные источники информации: Н.Д Угринович “Информатика и ИКУТ: учебник для 9 класса, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
Оборудование: ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, доска.
Раздаточный материал:
Жетончики с “0” и “1”.
Приложение. Презентация.
Приложение №1 Стихотворение.
Приложение №2 Деление на группы.
Приложение №3 Практические задания.
Приложение №4 Компьютерный тест “Системы счисления”.
Приложение №5
Арифметические операции в позиционных системах счислении (вариант 1, вариант 2).Приложение №6 Оценочные листы.
Приложение №7 Домашнее задание.
План урока
- Организационный момент (1 мин.).
- Целеполагание (1 мин.).
- Актуализация (8 мин.).
- Практические задания (25 мин.).
- Подведение итогов, рефлексия (4 мин.).
- Задание на дом (1 мин.).
Ход урока
I. Организационный момент (1 минут)
1. Приветствие.
2. “Все есть число”, – говорили пифагорейцы (слайд 1)
Проблемный вопрос:
Учитель: Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку?
Ученики: Потому, что мы работаем с числами и с системами счисления.
Учитель: Совершенно верно. Вот уже на протяжении нескольких уроков мы работаем с системами счисления, переводим из одной системы счисления в другую, выполняем арифметические операции в двоичной системе счисления. И вообще мы каждый день мы имеем дело с разными системами счисления: 60 – система счисления для измерения времени, а еще?
Ученик: 24 – количество часов в сутках, 7 – дни недели, 12 – месяцы, 2 – компьютерная система счисления, 10 – арабские цифры и т.д.
II. Целеполагание (1 мин.)
Сообщение целей урока.
Учитель: Так чем мы будем сегодня с вами заниматься?
Ученики: Повторять, обобщать, раскладывать по полочкам свои знания по теме.
Учитель: А зачем нам нужны знания этой темы?
Ученик: Знание этой темы поможет нам лучше понять внутренний механизм обработки информации в компьютере.
III. Актуализация (8 мин.)
Работа индивидуально
Учитель: Возвращаясь к эпиграфу урока “Все есть число”, говорили пифагорейцы, подчеркивая тем самым необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
Ну а как вы умеете работать с числами, сегодня нам предстоит узнать.
Прежде же, поддерживая высказывание (слайд 2)
“Теория без практики мертва, практика без теории слепа”, разомнемся и повторим некоторые теоретические знания.
Начнем с небольшого стихотворения. Скажите, пожалуйста, что в этом стихотворении необычного? Что необходимо сделать, чтобы стихотворение стало понятным?
Ученик: Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную.
Учитель: Но вначале давайте вспомним определение системы счисления.
Ученик: Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами (слайд 3)
Учитель: Назовите основные системы счисления?
Ученик: Двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная (слайд 4)
Учитель: Итак, чтобы стихотворение стало понятным, переведем числа из двоичной системы счисления в десятичную.
Читаем первую строчку: Ей было тысяча сто лет. Как мы переведем число из двоичной СС в десятичную. Вспомним правила перевода вместе. Вы работаете в тетрадях, а я у доски.
(Учитель на доске переводит первое число из двоичной системы счисления в десятичную).
Получили, что девочке было 12 лет.
А теперь каждый из вас самостоятельно переведет все остальные числа в десятичную систему счисления. У вас есть ровно 3 минуты, карточки со стихотворением у вас на партах. Жду ваших рук.
(Ученики работают в тетрадях)
Ну что же, проверяем: В какой класс ходила девочка?
Ученик: В 5-й класс (слайд 5).
Учитель: Сколько книг она носила?
Ученик: 4 книги (слайд 5)
Учитель: Сколько было ног, рук, ушей и глаз у девочки?
Ученик: Конечно по 2 (слайд 5).
Учитель: Мы с вами вспомнили правила перевода из двоичной СС и десятичную. А как перевести числа из 8 и 16 сс в десятичную?
Ученик: Точно также.
Учитель: Посмотрите на экран и скажите, в какой системе счисления могут быть записаны числа? (слайд 6) 2007, 10101, 343434, F12A?
Ученик: Десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная.
Учитель: Вы знаете, что СС делятся на 2 большие группы. Какие?
Ученик: Позиционные и непозиционные (слайд 7).
Учитель: Хорошо. Что вы можешь сказать о числах 45 и VI? (слайд 8).
Ученик: Числа из разных СС: позиционной и непозиционной; арабское и римское.
Учитель: Чему в десятичной системе счисления равны следующие числа, записанные римскими цифрами:
а) XI; б) LX; в) MXD? (слайд 9)
Ученик: 11, 6, 1490.
Учитель: Сформулируйте правила арифметических операций в позиционных системах счисления:
– сложения; (слайд 10) вычитания; (слайд 11) умножения; (слайд 12) деления (слайд 13).
IV. Практические задания (25 мин.)
Деление на группы.
Учитель: Замечательно. На партах у каждого из вас лежит номер в двоичной системе счисления, вам нужно, используя ваши знания, полученные на прошлых уроках, перевести числа в десятичную систему счисления и узнать, в какой группе вы будете работать. (Учащиеся, переводят номера, используя алгоритм перевода в десятичное число, учитель выводит слайд на экран с правильными ответами (слайд 14)).
Учитель: Прошу вас занять свои места согласно ответам, полученными вами, внимание на слайд.
Задание 1. Диктант (с взаимопроверкой) (слайд 15).
За все правильные ответы 6 жетонов.
Учитель: Если утверждение, верно, вы ставите 1, если неверно – 0.
- Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
- Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
- В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
- Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
- В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
- Римская система счисления – это позиционная система счисления.
(Результат выполнения задания: 100110).
Задание 2. Сравните:
(слайд 16) Задание оценивается 1 жетоном.
Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.
1. 1100112? 1118
2. 1100112?1В16
(Ответ: 1В16 < 1100112 )
(Ответ: 1118 > 1100112 )
(Слайд 17) Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания (на скорость).
Задание оценивается 1 жетоном.
3510, 368, 100011, 012, 3C16
(Ответ: 368, 3510, 100011,012, 3C16)
(Слайд 18) Решить задачу:
Один мудрец писал “Мне 33 года, моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года”. Какую систему счисления использовал мудрец, и сколько ему лет?
За правильный ответ 3 жетона.
(Решение: 33х + 124х + 131х = 343х
(3х1 + 3х0) + (1х2 + 2х1 + 4x0)
+ (1х2 + 3х + 1x0) = 3х2 + 4х1 + 3x0
х2 – 4х – 5 = 0
По теореме Виета х1 = 5, х2 = – 1 (не
является решением).
Мудрец пользовался 5 СС.
Ответ: 335 = 18.
Задание 5.
(Слайд 19) Компьютерный тест “Системы счисления”.
Задание оценивается 1 жетоном при условии положительной оценки.
От каждой группы приглашаются по два ученика индивидуально выполнить тест, в программе MyTest, по теории.
Остальные учащиеся выполняют тест на месте, за ноутбуками, на вычисление. Группа №1 выполняет 1 вариант, группа №2 выполняет 2 вариант.
Задание оценивается 5 жетонами.
V. Подведение итогов, рефлексия (4 мин.).
1. Подсчет баллов: (слайд 20).
Оцените работу своей группы – 17.
“5” – 16-17 жетонов.
“4” – 14-15 жетонов.
“3” – 11-13 жетонов.
2. Оценка урока: (слайд 21).
Учитель: Пожалуйста, Оцените урок по 5-бальной системе и свой вклад в результат группы, ответ запишите в двоичной системе счисления на обратной стороне листка с ответами.
(5 – 101, 4 – 100, 3 – 11, 2 – 10).
Как вы считаете хорошо сегодня вы поработали, справились с поставленной перед вами задачей, показали хорошие знания по теме “Системы счисления”. За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
3. Итог: (слайд 22-23).
Учитель: Итак, где же применяются системы счисления в жизни?
4. Рефлексия: (слайд 24)
– Какое задание было самым интересным?
– Какое задание, по вашему мнению, было самым
сложным?
– С какими трудностями вы столкнулись, выполняя
задания?
VI. Задание на дом (1 мин.) (слайд 25)
Учитель: Для общения с компьютером нужна двоичная (восьмеричная, шестнадцатеричная) система счисления. В каких (кроме компьютера) приборах (и не только) применяется двоичная система счисления? Оправдано ли это применение (приведите аргументы в защиту).
Решить задачу:
Один шестиклассник о себе написал так: “Пальцев у меня 24, на каждой руке 5, а на ногах 12”. Как это могло быть?
(Ответ: восьмеричная система счисления)
Выполнить арифметические действия:
а) 1011100 + 100101 | (= 10000001) |
б) 10011101 – 11110 | (= 1111111) |
в) 110101 . 1011 | (= 1001000111) |