1. Дидактическое обоснование.
Математика 3 класс (1 часть), автор учебника М.И.Моро и др. УМК “Школа России”.
Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятиями “круг” и “окружность”, “радиус” и “диаметр”, “центр”.
Тип урока: “Открытие новых знаний”.
Задачи урока:
– получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге,
как о геометрических фигурах; развивать практические умения– пользоваться
циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;
– развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления,
повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной
деятельности, формирование навыков учебного труда;
– воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;
Методы обучения: продуктивный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: ПК (12 шт.), мультимедийный проектор, ноутбук для учителя, набор геометрических фигур, мяч, обруч, циркуль, фломастеры.
2. Технологическая карта занятия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент 1 мин. (Презентация. Слайд 1) Включение детей в деятельность. Настрой на работу в стихотворной форме. Сегодня урок необычный у нас. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа. | Личностные:
самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в деятельности. 3 мин. (Слайд 2) Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Какая тема нашего урока мы узнаем, если верно выполним “Минутка для любознательных”. |
1. Выполняют задания в парах
1-й ряд. Найдите лишние фигуры.
(№ 3 – не имеет углов) – окружность 2-й ряд.
(№ 4 – не имеет углов) – круг. Как называются все фигуры одним словосочетанием?(геометрические фигуры) 2. Записывают тему урока – “Окружность. Круг”. |
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические. Анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Самоопределение к деятельности. 1 мин. Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации. Что же нового мы узнаем сегодня на уроке? Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом окружностью в повседневной жизни? Где мы можем увидеть круг? (Обруч – окружность, мяч – круг.) |
Ставят цели, формулируют тему
урока. Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры. Нам часто приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни. Форму круга могут иметь тарелка, блюдце, барабан… |
Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные Формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы |
4. Практическая работа
(изготовление памятки). 3 мин. (Слайд 3) (У каждого ученика на парте круг из плотной цветной бумаги.) – Возьмите круг, который лежит перед вами, фломастером обведите его
границу. |
Окружность | Познавательные: моделирование |
– Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии. | Это центр окружности | |
– Как вы думаете, как называется эта точка. Обозначьте его точкой О. – Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружность. Этот отрезок называется радиусом. |
Дети подписывают отрезок. Дети подписывают линию |
|
– Фломастером обведите линию, которая проходит от одной точки окружности
до другой точки через центр (линии сгиба). Эта линия называется
диаметром. |
Линия, которая соединяет две точки окружности и проходит через центр. |
|
5. Построение проекта выхода из
затруднения. 3 мин. (Слайд 4) |
Составляют план достижения цели и определяют средства | Регулятивные:
планирование, прогнозирование; Познавательные: Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Организация учащихся на
исследование проблемной ситуации.
1. Послушайте и отгадайте загадку: В дверь вошло животное, |
||
А (по щелчку) 2. Откройте учебник на стр. 94. Там мы встретимся с козой Белочкой. |
2. Рассматривают рисунок на стр.94 | |
“Почему наша коза Белочка выщипала ровную площадку? Она же не знает геометрических фигур”. |
Мы забили колышек, чтобы привязать Белочку. Это – центр круга, в котором будет пастись Белочка. Привязали верёвку. Белочка не может отойти от центра больше, чем на длину этой верёвки. Именно так в геометрии и получается круг. 3. Центром круга. – Может. В какой бы точке внутри круга не находился цветок, верёвка не будет этому мешать. Длина верёвки больше, чем расстояние от центра круга до того места, где растёт цветок. |
|
Подведение к “открытию” нового знания с помощью побуждающего диалога 3. Начинает беседу, требуя развёрнутых ответов: – Чем является колышек, к которому привязана верёвка? |
Дети дают варианты ответов. а) удлинить верёвку; |
|
Б – Когда вся трава в пределах первоначального круга будет выщипана, то, как можно дать возможность Белочке пощипать свежей травки? |
в) перенести колышек в другое место. | |
6. Первичное закрепление 3 мин. Практическая задача. – В начале урока мы с вами сказали, что круг довольно часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой. |
Веревку можно заменить
палкой. Да, если двое ребят возьмутся за руки, один из них будет стоять на месте, а другой обойдет вокруг нее, получится круг. |
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения. Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика). |
7. Физкультминутка. 1 мин. Давайте построим круг сами. |
Дети выполняют упражнение – Построение круга. | |
8. Закрепление изученного материала 4 мин. (Слайд 5) Для того чтобы начертить круг, нужно провести его границу. (показ модели) – Что является границей
прямоугольника? |
Дети высказывают предположения Границей прямоугольника являются его стороны Эта граница может называться окружностью |
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика). |
– Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ. Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой – грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль. Знакомо ли вам это слово? – Совершенно верно. Мы знаем, как нужно писать слово “циркуль”. А как
работать с циркулем мы познакомимся сегодня, и поможет нам в этом
учебник. |
На уроках русского языка мы знакомились со значением этого слова и его правописанием. Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним необходимо работать аккуратно. |
|
9. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. 5 мин. Организация деятельности по применению новых знаний. Задание №1 стр. 94. – Прочитайте задание. Как вы будете чертить окружность? – Что такое круг? Выполните задание. |
Самостоятельная работа.
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Для того чтобы правильно начертить окружность нужно: Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно следить, чтобы иголка не выходила из точки и ножки циркуля не двигались. Задание №1 стр.94 Окружность с внутренней частью Дети выполняют построение и закрашивают круг. |
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению; Личностные: самоопределение. |
10. Обобщение и систематизация
знаний. 3 мин. (Слайд №6) Клип. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме |
Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей | Регулятивные: коррекция Познавательные: Установление отношений между данными и вопросом; моделирование. |
– Ребята, а кто из вас был в цирке?
– Как называется место, где выступают артисты? – А какую форму имеет арена? – Почему арена имеет форму круга? |
– Арена. – Арена имеет форму круга. |
|
– Почему выбрана именно эта форма? – Каких размеров арена? |
– Удобный наклон корпуса лошади, от центра все прямые линии имеют
одинаковую длину, удобную для зрителя. – Диаметр всех арен 13 метров или 42 фута |
|
(Слайд 7) (Видео “Галилео” Выпуск №127) |
||
– Возможно, вы знаете, что не только в цирке арена имеет форму круга, но и в некоторых видах спорта спортсмены выступают на площадках круглой формы. Как называются эти виды спорта? | Дети называют виды спорта: вольная борьба, сумо, греко-римская борьба, самбо | |
– Чем знаменателен наступивший 2014 год? – Что является символом олимпиады? |
Зимние Олимпийские игры “Сочи-2014” Олимпийские кольца |
|
Выполните задания. Собрать символ олимпиады из окружностей. Составить композицию из кругов и его долей. – Кто знает, что означают количество и цвета колец? (Справка для учителя: любой олимпиец должен был владеть каждым из 5 видов. Кольцо-символ величия.) Работа с электронным приложением. Игра “Круг или окружность”. (Дети хлопают если это круг, показывают кольцо руками, если это окружность.) |
Дети работают в группах 5 частей света: синее – Европа, черное – Африка, красное – Америка, желтое – Азия, зеленое – Австралия. Или 5 видов спорта: Синее – плавание, черное – стрельба, красное – фехтование, желтое –бег, зеленое – прыжки. Дети выполняют задание №1 по теме: “Окружность. Круг” за ноутбуками № 2 простой уровень |
|
11. Рефлексия деятельности (итог
урока). 3 мин. (Слайд 8) 1. Организация рефлексии. Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой… Граница круга… Окружность можно начертить при помощи… Если вам на уроке всё удалось – покажите зелёный круг, если у вас остались неразрешённые проблемы – жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь – красный круг. |
Осуществляют самооценку
собственной учебной деятельности. – Круг. Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа кругов |
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование. |
(Слайд 9) 2. Определяются задания для самоподготовки. Нарисовать олимпийские кольца, используя циркуль 3. Оценка достижений, награждение. – Ребята, сегодня вы добились определенного успеха. Мы будем рады за победы на олимпийских играх наших чемпионов. |
Записывают домашнее задание. Нарисовать символ олимпиады (талисман из геометрических фигур). Дети получают “Сюрприз”. |