Урок математики по теме "Окружность. Круг". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


1. Дидактическое обоснование.

Математика 3 класс (1 часть), автор учебника М.И.Моро и др. УМК “Школа России”.

Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятиями “круг” и “окружность”, “радиус” и “диаметр”, “центр”.

Тип урока: “Открытие новых знаний”.

Задачи урока:

– получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения– пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;
– развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
– воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: ПК (12 шт.), мультимедийный проектор, ноутбук для учителя, набор геометрических фигур, мяч, обруч, циркуль, фломастеры.

2. Технологическая карта занятия.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент
1 мин.

(Презентация. Слайд 1)

Включение детей в деятельность.

Настрой на работу в стихотворной форме.

Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность.
Что ж: “Так держать!”
За парты садитесь, пора начинать.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа. Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3 мин.

(Слайд 2)

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

Какая тема нашего урока мы узнаем, если верно выполним “Минутка для любознательных”.

1. Выполняют задания в парах

1-й ряд.

Найдите лишние фигуры.

(№ 3 – не имеет углов) – окружность

2-й ряд.

(№ 4 – не имеет углов) – круг.

Как называются все фигуры одним словосочетанием?(геометрические фигуры)

2. Записывают тему урока – “Окружность. Круг”.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Самоопределение к деятельности.
1 мин.

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Что же нового мы узнаем сегодня на уроке?

Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом окружностью в повседневной жизни? Где мы можем увидеть круг?

(Обруч – окружность, мяч – круг.)

Ставят цели, формулируют тему урока.

Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры.

Нам часто приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни. Форму круга могут иметь тарелка, блюдце, барабан…

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

4. Практическая работа (изготовление памятки).
3 мин.

(Слайд 3)

(У каждого ученика на парте круг из плотной цветной бумаги.)

– Возьмите круг, который лежит перед вами, фломастером обведите его границу.
Что вы нарисовали?

Окружность Познавательные: моделирование
– Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии. Это центр окружности  
– Как вы думаете, как называется эта точка. Обозначьте его точкой О.
Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружность. Этот отрезок называется радиусом.

Дети подписывают отрезок.

Дети подписывают линию

 

– Фломастером обведите линию, которая проходит от одной точки окружности до другой точки через центр (линии сгиба). Эта линия называется диаметром.
– Что такое диаметр?

Линия, которая соединяет две точки окружности и проходит через центр.

 
5. Построение проекта выхода из затруднения.
3 мин.

(Слайд 4)

Составляют план достижения цели и определяют средства Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации.

1. Послушайте и отгадайте загадку:

В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавески на окне
И картину на стене,
Со стола слизнула справку
И опять пошло на грядку. (Коза)

   
А (по щелчку)

2. Откройте учебник на стр. 94. Там мы встретимся с козой Белочкой.

2. Рассматривают рисунок на стр.94  
“Почему наша коза Белочка выщипала ровную площадку? Она же не знает геометрических фигур”.

Мы забили колышек, чтобы привязать Белочку. Это – центр круга, в котором будет пастись Белочка. Привязали верёвку. Белочка не может отойти от центра больше, чем на длину этой верёвки. Именно так в геометрии и получается круг.

3. Центром круга.

– Может. В какой бы точке внутри круга не находился цветок, верёвка не будет этому мешать. Длина верёвки больше, чем расстояние от центра круга до того места, где растёт цветок.

 

Подведение к “открытию” нового знания с помощью побуждающего диалога

3. Начинает беседу, требуя развёрнутых ответов:

– Чем является колышек, к которому привязана верёвка?
– Может ли коза Белочка пощипать все цветочки внутри круга?

Дети дают варианты ответов.

а) удлинить верёвку;
б) укоротить верёвку;

 
Б

– Когда вся трава в пределах первоначального круга будет выщипана, то, как можно дать возможность Белочке пощипать свежей травки?

в) перенести колышек в другое место.  
6. Первичное закрепление
3 мин.

Практическая задача.

– В начале урока мы с вами сказали, что круг довольно часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой.

Веревку можно заменить палкой.

Да, если двое ребят возьмутся за руки, один из них будет стоять на месте, а другой обойдет вокруг нее, получится круг.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

7. Физкультминутка.
1 мин.

Давайте построим круг сами.

Дети выполняют упражнение – Построение круга.
8. Закрепление изученного материала
4 мин.

(Слайд 5)

Для того чтобы начертить круг, нужно провести его границу. (показ модели)

– Что является границей прямоугольника?
– А как может называться граница круга?

Дети высказывают предположения

Границей прямоугольника являются его стороны

Эта граница может называться окружностью

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

– Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой – грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.

Знакомо ли вам это слово?

– Совершенно верно. Мы знаем, как нужно писать слово “циркуль”. А как работать с циркулем мы познакомимся сегодня, и поможет нам в этом учебник.
– Рассмотрите рисунок стр.94 и объясните, как с помощью циркуля проводят окружности.
– Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему.

На уроках русского языка мы знакомились со значением этого слова и его правописанием.

Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним необходимо работать аккуратно.

 
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
5 мин.

Организация деятельности по применению новых знаний.

Задание №1 стр. 94.

– Прочитайте задание. Как вы будете чертить окружность?

– Что такое круг?

Выполните задание.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Для того чтобы правильно начертить окружность нужно:

Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно следить, чтобы иголка не выходила из точки и ножки циркуля не двигались.

Задание №1 стр.94

Окружность с внутренней частью

Дети выполняют построение и закрашивают круг.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

10. Обобщение и систематизация знаний.
3 мин.

(Слайд №6)

Клип.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей Регулятивные: коррекция

Познавательные:

Установление отношений между данными и вопросом; моделирование.

Ребята, а кто из вас был в цирке?
– Как называется место, где выступают артисты?
– А какую форму имеет арена?
– Почему арена имеет форму круга?
– Арена.
– Арена имеет форму круга.
 

– Почему выбрана именно эта форма?

– Каких размеров арена?

– Удобный наклон корпуса лошади, от центра все прямые линии имеют одинаковую длину, удобную для зрителя.

– Диаметр всех арен 13 метров или 42 фута

 

(Слайд 7)

(Видео “Галилео” Выпуск №127)

   
– Возможно, вы знаете, что не только в цирке арена имеет форму круга, но и в некоторых видах спорта спортсмены выступают на площадках круглой формы. Как называются эти виды спорта? Дети называют виды спорта: вольная борьба, сумо, греко-римская борьба, самбо  
– Чем знаменателен наступивший 2014 год?

– Что является символом олимпиады?

Зимние Олимпийские игры “Сочи-2014”

Олимпийские кольца

 

Выполните задания.

Собрать символ олимпиады из окружностей.

Составить композицию из кругов и его долей.

– Кто знает, что означают количество и цвета колец?

(Справка для учителя: любой олимпиец должен был владеть каждым из 5 видов. Кольцо-символ величия.)

Работа с электронным приложением.

Игра “Круг или окружность”.

(Дети хлопают если это круг, показывают кольцо руками, если это окружность.)

Дети работают в группах

5 частей света: синее – Европа, черное – Африка, красное – Америка, желтое – Азия, зеленое – Австралия.

Или

5 видов спорта:

Синее – плавание, черное – стрельба, красное – фехтование, желтое –бег, зеленое – прыжки.

Дети выполняют задание №1 по теме: “Окружность. Круг” за ноутбуками

№ 2 простой уровень
– крышка,
– бублик,
– тарелка,
– баранка,
– колечко,
– браслет,
– блин
– зеркало

 
11. Рефлексия деятельности (итог урока).
3 мин.

(Слайд 8)

1. Организация рефлексии.

Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…

Граница круга…

Окружность можно начертить при помощи…

Если вам на уроке всё удалось – покажите зелёный круг, если у вас остались неразрешённые проблемы – жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь – красный круг.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

– Круг.
– Окружность.
– Циркуля, палки, верёвочки, рук.

Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа кругов

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

(Слайд 9)

2. Определяются задания для самоподготовки.

Нарисовать олимпийские кольца, используя циркуль

3. Оценка достижений, награждение.

Ребята, сегодня вы добились определенного успеха. Мы будем рады за победы на олимпийских играх наших чемпионов.

Записывают домашнее задание. Нарисовать символ олимпиады (талисман из геометрических фигур).

Дети получают “Сюрприз”.