Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт,
как пассивный результат воздействия извне,
но можно только обусловить его включение в деятельность,
вызвать его собственную активность и исключительно
через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми)
деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.
Г.С.Батищев
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? |
Только с помощью действия. |
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока. | Учитель сообщает учащимся. | Формулируют сами учащиеся. |
Сообщение целей и задач. | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания. |
Планирование. | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели. |
Практическая деятельность учащихся. | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы). |
Осуществление контроля. | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). |
Осуществление коррекции. | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. |
Оценивание учащихся. | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке. | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). |
Итог урока. | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. | Проводится рефлексия. |
Домашнее задание. | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех). | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. |
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
- Действие связано с принятием цели и принятием решения.
- Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
- Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого
Важно развивать такие стороны:
1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.
Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”) 2) выделяется содержательная область (“могу”)2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.4. Построение проекта выхода из затруднения
(“открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.5. Реализация построенного проекта
. На данном этапе необходимо организовать:1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнение характера нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.8. Включение в систему знаний и повторение
. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.9. Рефлексия учебной деятельности
. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.Анализ урока с позиции СДП.
Класс _________________________________________________________________
Предмет_______________________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________________
п/п | Этапы урока | Критерии оценивания | Баллы |
1. | Мотивация к учебной деятельности. | ||
2. | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | ||
3. | Выявление места затруднения. | ||
4. | Построение проекта выхода из затруднения. | ||
5. | Реализация построенного проекта. | ||
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | ||
7. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | ||
8. | Включение в систему знаний и повторение. | ||
9. | Рефлексия учебной деятельности. | ||
Итого |
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2:
0 – критерий отсутствует,
1 – проявляется частично.
2 – присутствует в полном объёме.
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта наблюдения внеурочного занятия.
№ | Параметры. | Показатели |
1. | Дата проведения занятия. | |
2. | Класс. | |
3. | Учитель. | |
4. | Тема занятия. | |
5. | Соответствие темы интересам учащихся, их возрастным особенностям. | |
6. | Заинтересованность учащихся в тематике предлагаемого внеурочного мероприятия (высокая, низкая). | |
7. | Цель занятия. | |
8. | Направление внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное). | |
9. | Вид внеурочной деятельности (познавательная, игровая, трудовая, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, художественное творчество, социальное творчество, проблемно-ценностное общение). | |
10. | Форма проведения (практикум, кружок, экскурсия, клубное занятие, научная конференция и т.д.). | |
11. | Обеспечены ли органическая, двусторонняя связь урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях. | |
12. | Какие УУД формировались на занятии (личностные, метапредметные, предметные)? | |
13. | Какой уровень результатов внеурочной
деятельности достигнут? Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. |
|
14. | Предложения и замечания. |