Ход занятия
В начале занятия и в ходе чтения эпиграфа тихо звучит музыка (Л.Коган, Н. Вальтер “Юмореска”.
– Добрый день, уважаемые коллеги. Мне очень приятно видеть вас на своём занятии. Предлагаю вам поговорить на тему, зашифрованную в словах Тютчева (слайд).
“Нам не дано предугадать,
как слово наше отзовётся.
И нам сочувствие даётся,
как нам даётся благодать.
– Что привлекло в эпиграфе ваше внимание? Выделите ключевое … (Слово, сочувствие, благодать).
– Слово! Попробуем составить портрет “Слова” … Это трудно, но … через толкование, подбор других слов, знание пословиц, высказываний (Приложения 1 и 2).
– Предлагаю сегодня выстроить схему. (На доске изображён треугольник, в основе “слово”). Рассуждение учителя …
– А как вы считаете, какого цвета и смысла могут быть слова? …. (святое, вещее, красное, золотое, тёплое, праздное, чёрное).
– Это словесная радуга, семицветная, 7 уровней.
– Мы с вами постоянно в жизни “светимся” цветами этой радуги, выражая свои мысли в слух, словами.
– Обратите внимание, описание слова и мнения ваши были очень разными, а почему? Давайте постараемся на занятии сегодня в этом разобраться …
– Для этого предлагаю нашим экспертным группам (взрослая аудитория) совершить путешествие в суверенное государство “Человеческий организм”.
Цель визита: ознакомиться с системой управления государством.
– У каждого на столах бланки – загранпаспорта (Приложение 3). Заполните их.
– Организм человека — удивительное создание, сформированное и отшлифованное природой и одухотворенное Всевышним, это маленькая Вселенная – не познанная и не изведанная до конца.
– На свете около 7 миллиардов человеческих тел. У каждого из нас свое. И одно тело на всю жизнь. Такое знакомое, но скрывающее столько тайн.
– Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма.
– Сейчас мы находимся в припограничной зоне государства “Человеческий организм”.
I. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ.
– Необходимо пройти таможенный контроль. На таможне предлагается разгадать кроссворд. Итоги (Приложение 4).
– Что вы “делали”, когда отвечали на вопросы кроссворда? (Мыслили, думали, анализировали …)
– Какой орган вам позволяет выразить свои мысли, образы и ассоциации словом?
(Головной мозг и т.д. Речь … мысль, образ, понятие …).
– Слово – “мысль изреченная” – продукт разума человеческого, рассудка. И, так как зачастую непонятно, оно очень несовершенно и не может выразить всей беспредельности жизни и многообразия мира. (Заполнение далее схемы-треугольника на доске с комментариями …).
– Вам предлагается следующий маршрут передвижения, обратите внимание на загранпаспорта.
– Сегодня мы должны проинспектировать:
– Какой из пунктов маршрута вы хотели бы проинспектировать?...
Работают в экспертных группах (на местах, самостоятельно). После изучения материалов, заслушать каждую группу и выделить основное по пути следования.
В это время работа с материалом схемы головного мозга, таблица “Правое и левое полушарие человека: стимулы и ответственность” для других участников занятия (Раздаю, комментирую).
II. СИСТЕМА ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ
(Строение нервной системы человека).– Изучить материал 4-х схем и ответить потом на вопросы (Приложение 5) (слайды).
– Что вы инспектировали? (Нервную систему человека и её строение).
– Каковы её особенности строения?
– Выполняемые ею функции?
III. СИСТЕМА (получения) МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(особенности анализаторов человека).– Изучите материалы текста и таблицы (Приложение 6).
Вопросы (слайды).
– Чем представлена СМИ в организме человека? (Органы чувств, система анализаторов – перечислить их …).
– Какова их особенность? Нервные пути от отдельных анализаторов направляются в определенные центры мозга (чувствительные, вставочные, двигательные).
В коре головного мозга каждый анализатор занимает определенную область.
Эти особые участки расположены в лобной, теменной и височной зонах, называют ассоциативными.
Они обеспечивают установление тесного взаимодействия между всеми анализаторами и участвуют в процессах восприятия образов, понятий, символов.
– Наблюдается асимметрия в работе органов чувств. Например: (слайд) пояснения учителя …
IV. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (Особенности строения головного мозга). (Приложение 7).
Вопросы:
– Основные структурные части головного мозга человека? (5 отделов, перечислить их…).
– Какой отдел самый крупный и развитый? Его особенности? (Передний мозг, полушария большого мозга. Левое и правое полушарие, покрыто корой из нескольких слоёв нервных клеток. Правое и левое полушария функционально ассиметричны, т.е. выполняют разные функции, управляют разными видами деятельности (слайды).
– Таким образом, кора больших полушарий переднего мозга — это высший отдел ЦНС, регулирующий и координирующий работу всех органов. Он является также материальной основой психической деятельности человека.
V. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ БЛОК (пункт) (Особенности работы полушарий большого мозга). (Приложение 8).
– Изучите материал сводной схемы и таблицы.
Правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.
Левое полушарие | Правое полушарие |
|
|
IV. УЧЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
– А теперь давайте проведем эксперимент.
– Я предлагаю вооружиться бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста “Ведущие полушария”. Ответы записать буквой “П” (правый тип реакции) или “Л” (левый тип реакции). (Слайды). Задействовать всех. (Приложение 9 и Приложение 10).
– Продемонстрировать упражнения, зачитать результаты участников.
– А теперь все вместе выполним ещё одно упражнение (Приложение 11).
– Мы такие разные … (Слайд). Межполушарная асимметрия – индивидуальна… ассоциативное значение, индивидуальное у каждого человека.
– Вернёмся к эпиграфу занятия … (Рассуждение учителя, чтение стихотворения, музыка).
– Что такое сочувствие? Со – чувствие … (Приложение 12).
1) Сочувствие – Одобрительное, благожелательное отношение
2) Сочувствие – Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других
Это способность уловить вибрации чужой души и мира и откликнуться; воспринять не холодного разума слово, а невнятный лепет сердца, принять в себе радость и боль. Это духовная составляющая человека.
– Что такое благодать? (Ниспосланная свыше сила.)
– Показать подборку фотографий “Будьте милосердны”, “Милосердие в наше время”, “Сёстры милосердия” и прокомментировать их.
(Заполнение далее схемы-треугольника на доске).
– Основание треугольника изображено прерывистой линией. Это означает, что связь между словом и личностью условна, и она невозможна без связи с мыслью и образом, душой и сердцем. (Музыка).
– Мы должны управлять своими мыслями и словами, а значит и судьбой!
ИТОГ (подводит участники занятия).
– Возможно, восполняя, компенсируя несовершенство человеческого слова (как продукта несовершенного разума), Бог наделил человека иной силой, благодатью: со-чувствием, умением проникать в души и мироздание не при помощи рассудка, а сердца, утверждает связь каждого человека со всем сущим, благодаря тому, что разум дополняется в человеке душой, духовностью.
Рефлексивный этап (Звучит “Болеро” Равеля.)
– Ученые утверждают, что на нашей планете 7 миллиардов композиторов, т.е. ровно столько, сколько людей ее населяет.
– Музыка каждого мозга индивидуальна, как отпечатки пальцев.
– Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасительным может стать слово милосердия и любви, и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное злое слово.
– Американскими исследователи выявили, что люди, которые постоянно ругаются, подвержены болезням.
– Российские учёные утверждают: если человек произносит бранное слово в адрес другого, то оно не только обижает того человека, в адрес которого сказано, но и причинит вред сказавшему.
– Учёные утверждают сегодня, что бранные слова “взрываются” в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые ведут к вырождению.
– Результаты исследований в области волновой генетики (наука, основанная П.П. Горяевым) позволяют утверждать: организму человека далеко не безразлично, что его хозяин думает, слушает, читает или говорит.
Стихотворение (по 4 строки участники занятия…).
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
(Как продолжение мысли Тютчева)
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.И мы обязаны творить,
Забыть все тяготы земные,
Чтоб истин светлых заложить
В сердца и души молодые.Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться:
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
– Разве не делает это стихотворение нас и мир светлее?
– Вы согласны со мной? …
– Я желаю всем здоровья, мира, добра и благоденствия!
Сочувствия! Благодати! (Слайд (цветы, улыбка). Музыка. Песня “Дорогою добра”.