Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Ход занятия

В начале занятия и в ходе чтения эпиграфа тихо звучит музыка (Л.Коган, Н. Вальтер “Юмореска”.

– Добрый день, уважаемые коллеги. Мне очень приятно видеть вас на своём занятии. Предлагаю вам поговорить на тему, зашифрованную в словах Тютчева (слайд).

“Нам не дано предугадать,
как слово наше отзовётся.
И нам сочувствие даётся,
как нам даётся благодать.

– Что привлекло в эпиграфе ваше внимание? Выделите ключевое … (Слово, сочувствие, благодать).

– Слово! Попробуем составить портрет “Слова” … Это трудно, но … через толкование, подбор других слов, знание пословиц, высказываний (Приложения 1 и 2).

– Предлагаю сегодня выстроить схему. (На доске изображён треугольник, в основе “слово”). Рассуждение учителя …

 

– А как вы считаете, какого цвета и смысла могут быть слова? …. (святое, вещее, красное, золотое, тёплое, праздное, чёрное).

– Это словесная радуга, семицветная, 7 уровней.

– Мы с вами постоянно в жизни “светимся” цветами этой радуги, выражая свои мысли в слух, словами.

– Обратите внимание, описание слова и мнения ваши были очень разными, а почему? Давайте постараемся на занятии сегодня в этом разобраться …

– Для этого предлагаю нашим экспертным группам (взрослая аудитория) совершить путешествие в суверенное государство “Человеческий организм”.

Цель визита: ознакомиться с системой управления государством.

– У каждого на столах бланки – загранпаспорта (Приложение 3). Заполните их.

– Организм человека — удивительное создание, сформированное и отшлифованное природой и одухотворенное Всевышним, это маленькая Вселенная – не познанная и не изведанная до конца.

– На свете около 7 миллиардов человеческих тел. У каждого из нас свое. И одно тело на всю жизнь. Такое знакомое, но скрывающее столько тайн.

– Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма.

– Сейчас мы находимся в припограничной зоне государства “Человеческий организм”.

I. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ.

– Необходимо пройти таможенный контроль. На таможне предлагается разгадать кроссворд. Итоги (Приложение 4).

– Что вы “делали”, когда отвечали на вопросы кроссворда? (Мыслили, думали, анализировали …)

– Какой орган вам позволяет выразить свои мысли, образы и ассоциации словом?

(Головной мозг и т.д. Речь … мысль, образ, понятие …).

Слово – “мысль изреченная” – продукт разума человеческого, рассудка. И, так как зачастую непонятно, оно очень несовершенно и не может выразить всей беспредельности жизни и многообразия мира. (Заполнение далее схемы-треугольника на доске с комментариями …).

– Вам предлагается следующий маршрут передвижения, обратите внимание на загранпаспорта.

– Сегодня мы должны проинспектировать:

  • Градообразующую систему.
  • Система массовой информации.
  • Система государственного управления.
  • Административный блок (пункт).
  • Провести эксперимент …

– Какой из пунктов маршрута вы хотели бы проинспектировать?...

Работают в экспертных группах (на местах, самостоятельно). После изучения материалов, заслушать каждую группу и выделить основное по пути следования.

В это время работа с материалом схемы головного мозга, таблица “Правое и левое полушарие человека: стимулы и ответственность” для других участников занятия (Раздаю, комментирую).

II. СИСТЕМА ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ (Строение нервной системы человека).

Изучить материал 4-х схем и ответить потом на вопросы (Приложение 5) (слайды).

– Что вы инспектировали? (Нервную систему человека и её строение).

– Каковы её особенности строения?

– Выполняемые ею функции?

III. СИСТЕМА (получения) МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (особенности анализаторов человека).

– Изучите материалы текста и таблицы (Приложение 6).

Вопросы (слайды).

– Чем представлена СМИ в организме человека? (Органы чувств, система анализаторов – перечислить их …).

– Какова их особенность? Нервные пути от отдельных анализаторов направляются в определенные центры мозга (чувствительные, вставочные, двигательные).

В коре головного мозга каждый анализатор занимает определенную область.

Эти особые участки расположены в лобной, теменной и височной зонах, называют ассоциативными.

Они обеспечивают установление тесного взаимодействия между всеми анализаторами и участвуют в процессах восприятия образов, понятий, символов.

– Наблюдается асимметрия в работе органов чувств. Например: (слайд) пояснения учителя …

IV. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (Особенности строения головного мозга). (Приложение 7).

Вопросы:

– Основные структурные части головного мозга человека? (5 отделов, перечислить их…).

– Какой отдел самый крупный и развитый? Его особенности? (Передний мозг, полушария большого мозга. Левое и правое полушарие, покрыто корой из нескольких слоёв нервных клеток. Правое и левое полушария функционально ассиметричны, т.е. выполняют разные функции, управляют разными видами деятельности (слайды).

– Таким образом, кора больших полушарий переднего мозга — это высший отдел ЦНС, регулирующий и координирующий работу всех органов. Он является также материальной основой психической деятельности человека.

V. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ БЛОК (пункт) (Особенности работы полушарий большого мозга). (Приложение 8).

Изучите материал сводной схемы и таблицы.

Правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.

Левое полушарие Правое полушарие
  1. Конкретное мышление
  2. Математические вычисления
  3. Сознательное
  4. Правая рука
  5. Речь
  6. Правый глаз
  7. Чтение и письмо
  8. Двигательная сфера
  1. Абстрактное мышление
  2. Образная память
  3. Бессознательное
  4. Левая рука
  5. Ритм, восприятие музыки, интонации
  6. Левый глаз
  7. Ориентировка в пространстве
  8. Чувственная сфера

IV. УЧЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

– А теперь давайте проведем эксперимент.

 

– Я предлагаю вооружиться бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста “Ведущие полушария”. Ответы записать буквой “П” (правый тип реакции) или “Л” (левый тип реакции). (Слайды). Задействовать всех. (Приложение 9 и Приложение 10).

– Продемонстрировать упражнения, зачитать результаты участников.

– А теперь все вместе выполним ещё одно упражнение (Приложение 11).

– Мы такие разные … (Слайд). Межполушарная асимметрия – индивидуальна… ассоциативное значение, индивидуальное у каждого человека.

– Вернёмся к эпиграфу занятия … (Рассуждение учителя, чтение стихотворения, музыка).

– Что такое сочувствие? Со – чувствие … (Приложение 12).

1) Сочувствие – Одобрительное, благожелательное отношение

2) Сочувствие – Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других

Это способность уловить вибрации чужой души и мира и откликнуться; воспринять не холодного разума слово, а невнятный лепет сердца, принять в себе радость и боль. Это духовная составляющая человека.

– Что такое благодать? (Ниспосланная свыше сила.)

– Показать подборку фотографий “Будьте милосердны”, “Милосердие в наше время”, “Сёстры милосердия” и прокомментировать их.

 

(Заполнение далее схемы-треугольника на доске).

Основание треугольника изображено прерывистой линией. Это означает, что связь между словом и личностью условна, и она невозможна без связи с мыслью и образом, душой и сердцем. (Музыка).

– Мы должны управлять своими мыслями и словами, а значит и судьбой!

ИТОГ (подводит участники занятия).

– Возможно, восполняя, компенсируя несовершенство человеческого слова (как продукта несовершенного разума), Бог наделил человека иной силой, благодатью: со-чувствием, умением проникать в души и мироздание не при помощи рассудка, а сердца, утверждает связь каждого человека со всем сущим, благодаря тому, что разум дополняется в человеке душой, духовностью.

Рефлексивный этап (Звучит “Болеро” Равеля.)

Ученые утверждают, что на нашей планете 7 миллиардов композиторов, т.е. ровно столько, сколько людей ее населяет.

– Музыка каждого мозга индивидуальна, как отпечатки пальцев.

– Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасительным может стать слово милосердия и любви, и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное злое слово.

– Американскими исследователи выявили, что люди, которые постоянно ругаются, подвержены болезням.

– Российские учёные утверждают: если человек произносит бранное слово в адрес другого, то оно не только обижает того человека, в адрес которого сказано, но и причинит вред сказавшему.

– Учёные утверждают сегодня, что бранные слова “взрываются” в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые ведут к вырождению.

– Результаты исследований в области волновой генетики (наука, основанная П.П. Горяевым) позволяют утверждать: организму человека далеко не безразлично, что его хозяин думает, слушает, читает или говорит.

Стихотворение (по 4 строки участники занятия…).

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

(Как продолжение мысли Тютчева)

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,
Забыть все тяготы земные,
Чтоб истин светлых заложить
В сердца и души молодые.

Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться:
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.

– Разве не делает это стихотворение нас и мир светлее?

– Вы согласны со мной? …

– Я желаю всем здоровья, мира, добра и благоденствия!

Сочувствия! Благодати! (Слайд (цветы, улыбка). Музыка. Песня “Дорогою добра”.

Приложение 13

Презентация