Упражнения в чтении и письме. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Ход урока

Слайд 1.

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание:
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем сейчас урок.

Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки.
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.

– Итак, урок литературного чтения.
Знай, без чтенья нет ученья, –
Так в народе говорят.

II. Сообщение задач урока.

Слайд 1 (тема).

– Сегодня на уроке будем упражняться в чтении и письме слов, предложений с изученными буквами; познакомимся с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием.

Ученье – свет, неученье – тьма. Слайд 2.

– Объясните смысл пословицы. (Кто хорошо учится, много читает, тот много знает… Это свет.) Вот и сегодня на уроке мы узнаем много нового.

III. Повторение пройденного.

  • Работа в Букваре на с. 76.

1-й столбик

– Прочитайте слова 1-го столбика про себя.

– Прочитайте, как называется машина, которая очень нужна в сельском хозяйстве. (Трактор.)

– Прочитайте название профессии человека, который управляет такой техникой. (Тракторист.)

– Что вы заметили? Слайд 3. (Это родственные слова, однокоренные, есть общая часть (сердце), близки по смыслу).

– Назовите корень в этих словах, без которого не может жить слово. Слайд 4.

– А что обозначает слово тракт? (Дорога.) Слайд 5.

– Можно ли все слова 1-го столбика назвать родственными? (Нет.)

– Почему? (Лишнее слово: тракт.)

2-й столбик

– Прочитайте слова 2-го столбика группами (парами).

– Читаем слова 1-й группы. Мрак – сумрак.

– Читаем слова 2-й группы. Крап – крапинка.

– Что такое сумрак? (Наступающая темнота. Почти темно, но еще немножко видно.) Слайд 6.

– А как называется полная темнота? (Мрак.) Слайд 7.

– Назовите корень в этих словах.

– Это родственные слова? (Да. Они близки по смыслу.)

– Отгадайте загадку:

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь.)

– Представили дождь? Слайд 8.

– Как вы понимаете значение этих слов: крап и крапинка?

– Объясните значение слова крап. (Крап – это крупные капли дождя.)

– А что такое крапинка? (Крапинка – это маленькие капельки дождя. Идет мелкий частый моросящий дождик.)

– Назовите корень в этих словах. (Корень – крап, это родственные слова.)

Физкультминутка «Хомка». Слайд 9.

  • Работа в прописи, с. 20.

– Отдохнули? А теперь работаем в прописи.

– Рассмотрите рисунок в прописи на с. 20.

– Из каких элементов состоят капельки дождя на рисунке? (Наклонная линия с петелькой, наклонная линия с закруглением вправо.)

– Что спасает нас в дождливую погоду? (Зонт.) Слайд 10.

– Возьмите любой цветной карандаш и обведите зонт по контуру, чтобы создать радостное настроение.

– Что у девочки на ножках? (Сапожки.)

– Возьмите карандаш и обведите сапожки по контуру.

– Прочитаем слово в рамочке. (Сапоги.)

– Какое это слово? (Словарное.)

– Почему? (Написание этого слова нужно запомнить или проверить по словарику.)

– Прочитаем это слово так, как надо писать.

– Возьмите ручку, запишите это слово один раз.

– Возьмите карандаш, подчеркните ошибкоопасные места.

– Подберите родственные слова к слову сапоги. (Сапожки, сапожищи, сапожник.) Слайд 11.

  • Чтение и письмо предложений.

– А теперь прочитайте предложение на с. 21 Прописи.

– О чем в нем говорится? (О дожде.) Слайд 12.

– Что делал дождь? (Капал, моросил, крапал.)

– Назовите слово, которое обозначает действие сильного дождя. (Лил.) Слайд 12 (предложение).

– Подберите слово – действие дождя, когда он стал затихать. (Капал.)

– Запишите это слово по образцу.

Пропись правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу! – хором!

– Руку на локоток. Еще тише стал идти дождь. Какое слово запишем? (Моросил.)

– Запишите.

– Прочитайте оставшееся слово. (Крапал.)

– Запишите это слово. Ручку положили.

– Прочитаем все вместе хором слова, которые записали.

– Какое слово надо прочитать громко? (Лил.)

– А сейчас прочитаем строку слов справа – налево. Начинаем тихо, а заканчиваем громко.

– Теперь прочитаем строку слов слева – направо. Начинаем громко, а заканчиваем тихо.

Пальчиковая гимнастика.

  • Восстановление «рассыпанных» предложений. Слайд 13.

– На карточках записаны слова. Подул осенний ветерок и карточки разлетелись.

– Давайте восстановим «рассыпанные» предложения.

– Сколько предложений можно из них составить? (Два.)

– Что мы знаем о предложении? (Выражает законченную мысль.)

– О ком будет 1-е предложение? (О котике.)

– Как его зовут? (Матрос.)

– На чем он плыл? (На плоту.)

– Составьте из слов предложение о котике. (Котик Матрос плыл на плоту.)

– Составьте 2-е предложение из слов. (Туман плыл по лугу.)

– О чем это предложение?

– Давайте прочитаем хором составленные предложения. Слайд 14.

– Ребята, а все ли знают, что такое плот? Слайд 15. (Это бревна, скрепленные веревкой между собой.)

– Какое одинаковое слово есть в этих предложениях? Слайд 16. (Плыл.)

– Какое значение имеет слово плыл 1-м предложении? Прямое или переносное? (Прямое. Котик на самом деле плыл на плоту.)

– В каком значении употреблено слово плыл во 2-м предложении? (В переносном. Туман плыл, рассеивался, распространялся по лугу – это образное выражение.

Физкультминутка «Раз – поднялись, потянулись…» Слайд 17.

IV. Знакомство с новым знаком препинания – многоточием.

– Возвращаемся к прописи. Прочитайте предложение на с. 21 прописи.

Растут на лугу маки.

– Все ли цветы луга здесь перечислены? (Нет. Множество цветов растет на лугу.)

– Отгадайте загадку по теме «Цветы луга».

Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик.) Слайд 18.

– Как будто всё свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, –
Цветы, цветы, цветы – повсюду
Веселым пламенем горят. Слайд 19.

– Посмотрите на иллюстрацию «Цветы луга». Как она прекрасна! Какое настроение вызывает у вас эта иллюстрация? (Веселое, радостное, хочется петь, играть, читать стихи.)

– Так и хочется назвать все цветы на иллюстрации. Но к чему слова, когда кругом такая красота!

– Давайте составим предложение о цветах, которые растут на лугу. Как же мы закончим свое предложение, ведь цветов на лугу множество и надо попытаться это указать?

– А поможет нам в этом новый знак препинания, который ставится в конце предложения.

Много мыслей скрывает в себе многоточие.
Означает оно – продолженье и прочее… Слайд 20.

На лугу растут маки, васильки…

– Итак, наш новый знак препинания в конце предложения называется многоточие. (…) Этот знак (…) обозначает, что предложение или текст не закончены. Автор как бы остановился и задумался о том, какие еще цветы растут на лугу.

– Можно ли продолжить это предложение? (Да.) В конце предложения в прописи ручкой поставьте многоточие.

  • Возвращаемся к с. 76 Букваря. Слайд 21.

– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название текста и предположите о чем будет текст? (О тумане, о дереве.)

– Прочитаем вслух текст, который называется «Туман».

– Начинает читать… (5 чел.)

– Что такое ракита? (Дерево семейства ивовых, которое растет по берегам рек. Ветви у этого дерева всегда опущены и смотрят в реку; как будто она задумалась, грустит и плачет. Это дерево еще в народе называют ивушка – плакучая.) Слайд 22.

– Где плыл туман? (По лугу, по кустам.) Слайд 23.

– Как плыл туман? (Сонно.)

– Что случилось у ракиты? (Он уснул.)

– Что произошло утром? (Туман уплыл, рассеялся.)

– Какой же знак стоит в конце текста? (Многоточие.)

– О чем говорит этот знак? Этот текст можно продолжить. О чем же грустит ракита? Может быть, что туман уплыл, а может быть, что ей очень одиноко…

– Кто главные действующие лица? (Туман, ракита.)

– Это одушевленные предметы? (Нет.)

– А как автор говорит о них? (Как о живых одушевленных предметах.) Туман плыл, туман уснул, ракита грустит – это образные выражения. Этот прием в литературе называется олицетворением. Слайд 24. Когда о неодушевленных предметах говорят как об одушевленных.

Физкультминутка «Птицы». Слайд 25.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

– Отдохнули! Продолжаем работу!

  • Работа по учебнику с. 77.

– Звезды – звездочки,
А сколько вам лет?
Звезды – звездочки,
Вы слышите? Нет?
Мне бы вас хотелось попросить
Никогда огонь свой не гасить. Слайд 26.

– Ребята! Вы любите смотреть на звездное небо? (Да.)

– Сегодня я прочитаю вам удивительную сказку о чудаке-лягушонке и кузнечике, которые с восторгом смотрят на звездное небо. В этих сказках как будто ничего особенного не происходит: нет ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам привычные вещи: листик на дереве, солнечный лучик, облако, камешек у моря озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими как будто они живые и родные нам. Слайд 27.

– Вы послушали сказку. Что думали о звездах большие слоны? (Это золотые гвоздики, ими прибито небо.)

– А что думали о звездах медведи? (Это снежинки, которые забыли упасть.)

– Что думал о звездах лягушонок? (Это большие цветы, которые растут после большого дождя.)

– С кем согласился кузнечик? (С лягушонком.)

– Соответствует ли иллюстрация тексту? (Да.) Наш лягушонок чудак и мечтатель.

V. Итог урока.

– Скоро прозвенит звонок и закончится урок. Давайте подведем итог урока.

– С каким новым знаком препинания мы познакомились? (Многоточием.)

– В заключении нашего урока послушайте стихотворение о вечерней звезде.

Звезда в вышине, в ночной тишине,
И светом, и лаской сияешь ты мне.
Сверканье твое мне силу дает,
И полнится радостью сердце мое. Слайд 28.

VI. Рефлексия «Украшаем звездное небо».

Слайды 29-30.

– Если б мы не потрудились,
То ничему б не научились!

– Сегодня очень вы старались! Молодцы! И вот – заданий не осталось!

– Дома (по желанию) продолжите текст про туман и прочитайте родителям сказку про лягушонка и кузнечика.

Урок окончен. Слайд 31.