Ход урока
Слайд 1.
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание:
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем сейчас урок.
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки.
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
– Итак, урок литературного чтения.
Знай, без чтенья нет ученья, –
Так в народе говорят.
II. Сообщение задач урока.
Слайд 1 (тема).
– Сегодня на уроке будем упражняться в чтении и письме слов, предложений с изученными буквами; познакомимся с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием.
Ученье – свет, неученье – тьма. Слайд 2.
– Объясните смысл пословицы. (Кто хорошо учится, много читает, тот много знает… Это свет.) Вот и сегодня на уроке мы узнаем много нового.
III. Повторение пройденного.
- Работа в Букваре на с. 76.
1-й столбик
– Прочитайте слова 1-го столбика про себя.
– Прочитайте, как называется машина, которая очень нужна в сельском хозяйстве. (Трактор.)
– Прочитайте название профессии человека, который управляет такой техникой. (Тракторист.)
– Что вы заметили? Слайд 3. (Это родственные слова, однокоренные, есть общая часть (сердце), близки по смыслу).
– Назовите корень в этих словах, без которого не может жить слово. Слайд 4.
– А что обозначает слово тракт? (Дорога.) Слайд 5.
– Можно ли все слова 1-го столбика назвать родственными? (Нет.)
– Почему? (Лишнее слово: тракт.)
2-й столбик
– Прочитайте слова 2-го столбика группами (парами).
– Читаем слова 1-й группы. Мрак – сумрак.
– Читаем слова 2-й группы. Крап – крапинка.
– Что такое сумрак? (Наступающая темнота. Почти темно, но еще немножко видно.) Слайд 6.
– А как называется полная темнота? (Мрак.) Слайд 7.
– Назовите корень в этих словах.
– Это родственные слова? (Да. Они близки по смыслу.)
– Отгадайте загадку:
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь.)
– Представили дождь? Слайд 8.
– Как вы понимаете значение этих слов: крап и крапинка?
– Объясните значение слова крап. (Крап – это крупные капли дождя.)
– А что такое крапинка? (Крапинка – это маленькие капельки дождя. Идет мелкий частый моросящий дождик.)
– Назовите корень в этих словах. (Корень – крап, это родственные слова.)
Физкультминутка «Хомка». Слайд 9.
- Работа в прописи, с. 20.
– Отдохнули? А теперь работаем в прописи.
– Рассмотрите рисунок в прописи на с. 20.
– Из каких элементов состоят капельки дождя на рисунке? (Наклонная линия с петелькой, наклонная линия с закруглением вправо.)
– Что спасает нас в дождливую погоду? (Зонт.) Слайд 10.
– Возьмите любой цветной карандаш и обведите зонт по контуру, чтобы создать радостное настроение.
– Что у девочки на ножках? (Сапожки.)
– Возьмите карандаш и обведите сапожки по контуру.
– Прочитаем слово в рамочке. (Сапоги.)
– Какое это слово? (Словарное.)
– Почему? (Написание этого слова нужно запомнить или проверить по словарику.)
– Прочитаем это слово так, как надо писать.
– Возьмите ручку, запишите это слово один раз.
– Возьмите карандаш, подчеркните ошибкоопасные места.
– Подберите родственные слова к слову сапоги. (Сапожки, сапожищи, сапожник.) Слайд 11.
- Чтение и письмо предложений.
– А теперь прочитайте предложение на с. 21 Прописи.
– О чем в нем говорится? (О дожде.) Слайд 12.
– Что делал дождь? (Капал, моросил, крапал.)
– Назовите слово, которое обозначает действие сильного дождя. (Лил.) Слайд 12 (предложение).
– Подберите слово – действие дождя, когда он стал затихать. (Капал.)
– Запишите это слово по образцу.
Пропись правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу! – хором!
– Руку на локоток. Еще тише стал идти дождь. Какое слово запишем? (Моросил.)
– Запишите.
– Прочитайте оставшееся слово. (Крапал.)
– Запишите это слово. Ручку положили.
– Прочитаем все вместе хором слова, которые записали.
– Какое слово надо прочитать громко? (Лил.)
– А сейчас прочитаем строку слов справа – налево. Начинаем тихо, а заканчиваем громко.
– Теперь прочитаем строку слов слева – направо. Начинаем громко, а заканчиваем тихо.
Пальчиковая гимнастика.
- Восстановление «рассыпанных» предложений. Слайд 13.
– На карточках записаны слова. Подул осенний ветерок и карточки разлетелись.
– Давайте восстановим «рассыпанные» предложения.
– Сколько предложений можно из них составить? (Два.)
– Что мы знаем о предложении? (Выражает законченную мысль.)
– О ком будет 1-е предложение? (О котике.)
– Как его зовут? (Матрос.)
– На чем он плыл? (На плоту.)
– Составьте из слов предложение о котике. (Котик Матрос плыл на плоту.)
– Составьте 2-е предложение из слов. (Туман плыл по лугу.)
– О чем это предложение?
– Давайте прочитаем хором составленные предложения. Слайд 14.
– Ребята, а все ли знают, что такое плот? Слайд 15. (Это бревна, скрепленные веревкой между собой.)
– Какое одинаковое слово есть в этих предложениях? Слайд 16. (Плыл.)
– Какое значение имеет слово плыл 1-м предложении? Прямое или переносное? (Прямое. Котик на самом деле плыл на плоту.)
– В каком значении употреблено слово плыл во 2-м предложении? (В переносном. Туман плыл, рассеивался, распространялся по лугу – это образное выражение.
Физкультминутка «Раз – поднялись, потянулись…» Слайд 17.
IV. Знакомство с новым знаком препинания – многоточием.
– Возвращаемся к прописи. Прочитайте предложение на с. 21 прописи.
Растут на лугу маки.
– Все ли цветы луга здесь перечислены? (Нет. Множество цветов растет на лугу.)
– Отгадайте загадку по теме «Цветы луга».
Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик.) Слайд 18.– Как будто всё свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, –
Цветы, цветы, цветы – повсюду
Веселым пламенем горят. Слайд 19.
– Посмотрите на иллюстрацию «Цветы луга». Как она прекрасна! Какое настроение вызывает у вас эта иллюстрация? (Веселое, радостное, хочется петь, играть, читать стихи.)
– Так и хочется назвать все цветы на иллюстрации. Но к чему слова, когда кругом такая красота!
– Давайте составим предложение о цветах, которые растут на лугу. Как же мы закончим свое предложение, ведь цветов на лугу множество и надо попытаться это указать?
– А поможет нам в этом новый знак препинания, который ставится в конце предложения.
Много мыслей скрывает в себе многоточие.
Означает оно – продолженье и прочее… Слайд 20.На лугу растут маки, васильки…
– Итак, наш новый знак препинания в конце предложения называется многоточие. (…) Этот знак (…) обозначает, что предложение или текст не закончены. Автор как бы остановился и задумался о том, какие еще цветы растут на лугу.
– Можно ли продолжить это предложение? (Да.) В конце предложения в прописи ручкой поставьте многоточие.
- Возвращаемся к с. 76 Букваря. Слайд 21.
– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название текста и предположите о чем будет текст? (О тумане, о дереве.)
– Прочитаем вслух текст, который называется «Туман».
– Начинает читать… (5 чел.)
– Что такое ракита? (Дерево семейства ивовых, которое растет по берегам рек. Ветви у этого дерева всегда опущены и смотрят в реку; как будто она задумалась, грустит и плачет. Это дерево еще в народе называют ивушка – плакучая.) Слайд 22.
– Где плыл туман? (По лугу, по кустам.) Слайд 23.
– Как плыл туман? (Сонно.)
– Что случилось у ракиты? (Он уснул.)
– Что произошло утром? (Туман уплыл, рассеялся.)
– Какой же знак стоит в конце текста? (Многоточие.)
– О чем говорит этот знак? Этот текст можно продолжить. О чем же грустит ракита? Может быть, что туман уплыл, а может быть, что ей очень одиноко…
– Кто главные действующие лица? (Туман, ракита.)
– Это одушевленные предметы? (Нет.)
– А как автор говорит о них? (Как о живых одушевленных предметах.) Туман плыл, туман уснул, ракита грустит – это образные выражения. Этот прием в литературе называется олицетворением. Слайд 24. Когда о неодушевленных предметах говорят как об одушевленных.
Физкультминутка «Птицы». Слайд 25.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
– Отдохнули! Продолжаем работу!
- Работа по учебнику с. 77.
– Звезды – звездочки,
А сколько вам лет?
Звезды – звездочки,
Вы слышите? Нет?
Мне бы вас хотелось попросить
Никогда огонь свой не гасить. Слайд 26.
– Ребята! Вы любите смотреть на звездное небо? (Да.)
– Сегодня я прочитаю вам удивительную сказку о чудаке-лягушонке и кузнечике, которые с восторгом смотрят на звездное небо. В этих сказках как будто ничего особенного не происходит: нет ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам привычные вещи: листик на дереве, солнечный лучик, облако, камешек у моря озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими как будто они живые и родные нам. Слайд 27.
– Вы послушали сказку. Что думали о звездах большие слоны? (Это золотые гвоздики, ими прибито небо.)
– А что думали о звездах медведи? (Это снежинки, которые забыли упасть.)
– Что думал о звездах лягушонок? (Это большие цветы, которые растут после большого дождя.)
– С кем согласился кузнечик? (С лягушонком.)
– Соответствует ли иллюстрация тексту? (Да.) Наш лягушонок чудак и мечтатель.
V. Итог урока.
– Скоро прозвенит звонок и закончится урок. Давайте подведем итог урока.
– С каким новым знаком препинания мы познакомились? (Многоточием.)
– В заключении нашего урока послушайте стихотворение о вечерней звезде.
Звезда в вышине, в ночной тишине,
И светом, и лаской сияешь ты мне.
Сверканье твое мне силу дает,
И полнится радостью сердце мое. Слайд 28.
VI. Рефлексия «Украшаем звездное небо».
Слайды 29-30.
– Если б мы не потрудились,
То ничему б не научились!
– Сегодня очень вы старались! Молодцы! И вот – заданий не осталось!
– Дома (по желанию) продолжите текст про туман и прочитайте родителям сказку про лягушонка и кузнечика.
Урок окончен. Слайд 31.