Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания о царстве животных;
- расширить и углубить знания детей о паукообразных;
- дать представление о невидимых нитях в природе;
- воспитывать бережное отношение к животным;
- развивать умение распознавать проверяемую орфограмму и подбирать проверочное слово.
Оборудование:
- Лист с заданиями по русскому языку. (Приклеить к листу картона с вышитой паутиной с оборотной стороны.) (Приложение 2)
- Презентация.
- Книга для учащихся начальных классов «Зелёные страницы» А.А. Плешакова.
- «Атлас-определитель» А.А. Плешакова.
- Гофрированный картон с отверстиями (Приложение 3), игла, нитки, пуговица.
- Видеофильм о паукообразных.)
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня необычный урок труда, на котором мы будем говорить на тему «Разнообразие животных», будем определять орфограммы в словах, разбирать предложение, познакомимся с новым словарным словом.
II. Царства живой природы
Учитель: Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа.
(Ученики называют царства.)
Учитель: А на какие группы делится царство животных?
(Ученики называют группы, расставляют таблички, учитель показывает слайд.)
Учитель: Почему таблички распределены в 2 столбика?
Дети: В одном столбике позвоночные, в другом беспозвоночные.
III. Ребусы
Учитель: Разгадайте ребусы и определите, к какой группе относятся животные. Приведите ещё несколько примеров животных этой группы.
Дети: Рысь. Это млекопитающее, или зверь. К этой группе относятся волк, лиса, олень, тигр…
Дети: Журавль. Это птица. К птицам относятся дятел, сова, аист, ворона, сорока…
Дети: Осьминог. Это моллюск. К моллюскам относятся улитка, кальмар, каракатица, слизень…
Дети: Енот. Это млекопитающее, или зверь. К млекопитающим относятся медведь, барсук, хомяк, заяц…
Дети: Глухарь. Это птица. К этой группе относятся ласточка, воробей, утка, сойка…
Дети: Бабочка. Это насекомое. К этой группе относятся муравей, кузнечик, пчела, таракан…
IV. Физминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
Утром солнышко проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Шевелятся у цветка
Все четыре лепестка.
V. Беседа
Учитель: Сегодня поговорим об одной из групп животных.
Отгадайте загадку. (Дети читают загадку на листе)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
Дети: Паук.
Учитель: Запишите отгадку. Это словарное слово.
К какой группе животных относится паук?
Дети: К паукообразным.
Учитель: Верно, пауки принадлежат к классу паукообразных, или арахнидов. Науке известно около 32 000 видов паукообразных. Какая отличительная особенность всех представителей этой группы?
Дети: У них 8 конечностей.
Учитель: Какие же существуют в природе пауки и кто ещё, кроме самих пауков, относится к паукообразным? Заглянем в Атлас-определитель на страницы 124-125. (Работа с Атласом-определителем, просмотр отрывка о паукообразных из видеофильма «Разнообразие животных».)
Дети: Паук-птицеед, фаланга, каракурт, тарантул, таёжный клещ, скорпион, паук-серебрянка…
Учитель: Люди не любят пауков. Прикоснувшись к пауку случайно, пугаются, брезгливо отдергивают руку и презрительно морщатся. Увидев бегущего паука, стараются его раздавить. За что же их любить, ведь некоторые из них могут нанести большой вред здоровью человека. Кто?
Дети: Тарантулы, таёжные клещи, скорпионы, фаланги.
Учитель: Может их нужно уничтожать? Кроме того, пауки – безжалостные убийцы. Поймав муху или комара в шелковые сети, они впрыскивают им смертоносный яд.
Дети: Нет, наверное, они для чего-то нужны в природе…
VI. Учитель читает стихи Б. Заходера
Все-все на свете, на свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
Даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд!
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки!
И, если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь лишним покажется
То это, конечно, ошибкой окажется!
Учитель: Оказывается, именно паучий аппетит не дает всевозможным клещам, улиткам, тлям и шелкопрядам расплодиться и опустошать поля, сады, леса. Конечно, не только пауки выполняют эту важную работу. Этих вредителей поедают и жуки-жужелицы, стрекозы ловят на ходу мух и комаров, божьи коровки уничтожают тлей. Но все насекомые-хищники, вместе взятые, поедают меньше опасных насекомых, чем одни только пауки! Кроме того, пауки являются важным звеном в цепи питания. Отгадайте, кто питается пауками.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
Дети: Птица.
Учитель: Верно, пауками питаются птицы, а ещё богомолы, муравьи, осы.
VII. Приметы
Учитель: Есть ещё одна польза. Пауки-крестовики могут помочь заблудившемуся туристу, который забыл компас. Напомните, по каким приметам можно в лесу определить, где север, а где юг.
Дети: У отдельно стоящего дерева ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной. Муравейник в лесу расположен с южной стороны дерева. С северной стороны ствол дерева покрыт мхом…
Учитель: Вот ещё одна примета:
Паук не раскидывает паутину с северной стороны деревьев.
Спишите предложение, подчеркните грамматическую основу.
Учитель: Итак, если мы увидим паутину на дереве, то какая это будет сторона горизонта?
Дети: Южная.
VIII. Вывод
Учитель: Сделаем вывод: не нужно уничтожать пауков, а лучше внимательно наблюдать за ними в природе. Очень интересно наблюдать за крестовиками. Они плетут большие сети, похожие на велосипедное колесо. Пауки либо сидят в центре, либо от центра паутинного колеса тянут сигнальную нить и прячутся чуть выше или ниже под листочком и ждут добычу.
IX. Отрывок из книги «Зелёные страницы»
9. Учитель: Особенно интересно наблюдать за крестовиками осенью.
(Зачитать отрывок из книги «Зелёные страницы» на странице 80)
X. Стихотворение
Учитель: Именно об этом времени года написала стихотворение Е.Трутнева.
Прол . тают п . утинки
С п . уками в сер . динке,
И высоко от з . мли
Прол . тели жур . вли.
Всё л . тит. Д . лжно быть это
Ул . тает наше лето.
Учитель: Впишите орфограммы зелёной ручкой. Объясните правописание.
Дети: Пролетают. Безударная гласная в корне е, проверочное слово полёт. (Т.о. дети объясняют и вписывают все орфограммы.)
XI. Паутина
Учитель: Сегодня мы с вами сплетем паутину, сделаем паука-крестовика из пуговицы и ниток и решим для себя раз и навсегда:
Не обижай пауков! (Приложение 1)
Учитель: Какое это предложение по цели высказывания?
Дети: Побудительное.
Учитель: А по интонации?
Дети: Восклицательное.
XII. Правила пользования иголкой
Учитель: Прежде, чем приступить к работе, повторим правила пользования иголкой. (Дети повторяют правила и вышивают паутину на картоне, используя шов «назад иголку».)
XIII. Обобщение.
Учитель: Думаю, вы поняли, что нельзя уничтожать пауков, не надо их бояться. А может, выполняя работу, кто-нибудь из вас хоть немного полюбил сегодня пауков. Хорошо бы...
Литература:
- А.А. Плешаков. Атлас-определитель ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА.
- А.А. Плешаков. Зелёные страницы.