Урок русского языка по теме "Сложные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель: Формирование представления о многообразии сложных слов.

Задачи:

  • Отработать написание соединительных гласных о, е в сложных словах.
  • Уточнить алгоритм написания сложных слов и устранения ошибок.
  • Повышать интерес к изучению русского языка.
  • Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание и память.
  • Формировать ценностное отношение к окружающей среде и ее обитателям.

Формировать

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные УУД:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: – Снег летает и сверкает (Слайд 2)

В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все долины и поля…
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес…..

– Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

– Скажите, пожалуйста, как называется природное явление, когда идет много снега?

Дети: Снегопад. (Слайд 3).

Учитель: Что можно сказать про слово СНЕГОПАД?

Дети: Это слово сложное.

Учитель: Как вы думаете, ребята, чему сегодня будет посвящен наш урок?

Дети: будем говорить о снегопаде, о сложных словах.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску, какие слова вы видите?

(На доске или на Слайде 3 написаны слова: чистый, писать, путь, шествовать).

Какие новые слова мы можем образовать?

Дети: можно получить слова чистописание, путешествие.

Учитель: Как вы думаете, чем еще мы будем заниматься сегодня на уроке?

Дети: будем писать чисто, проведем минутку чистописания, отправимся в путь, в поход..., в путешествие.

Учитель: Мы получили из данных слов два новых слова: чист_писание, пут_шествие.

– Что общего у новых слов?

Дети: Это слова сложные. Мы будем учиться писать сложные слова, применять правило, устранять ошибки в написании.

Учитель: Мы продолжим работу над сложными словами.

Запишите полученные слова в тетрадь. Проверим написанное.

– Как проверить, правильность написания слова, какое правило нужно вспомнить?

Дети: В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о; после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е.

Учитель: Проверьте правильность написания.

(На доску вывешивается эталон или открывается слайд № 4)

Дети сравнивают свое написание с карточкой на доске или на слайде.

Учитель: Кто выполнил задание без ошибок? (Дети поднимают руку)

– У кого были ошибки? (Дети поднимают руку)

– Почему вы допустили ошибку?

Дети: Мы забыли правило, не применили правило.

Учитель: – Что нужно помнить, чтобы правильно писать сложные слова?

Дети: В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о; после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е.

 (Если нет ошибок в записи слов, ребенок рисует снежинку на полях )

2. Актуализация знаний.

Учитель: Красиво писать мы потренировались. Пора отправиться в путешествие.

На доске открыть запись или слайд № 5:

"Путешествия развивают ум..." (Гилберт Честертон – английский писатель).

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного английского писателя Гилберта Честертона. – Прочитайте их, подумайте, как путешествия могут ум развивать.

(Выслушиваются ответы детей)

Учитель: Мы сегодня на уроке отправимся в путешествие на очень интересный остров. Он находится в зоне Арктических пустынь. (Слайд 6).

Арктика – притягательная загадка. Одно из самых малоизученных мест на планете. Ледяные глыбы, медленно и величаво плывущие по океанской поверхности, пронизывающий холод, полярные животные, для которых эти казалось бы, безжизненные территории являются родным домом… И на многие километры вокруг – ни одной живой души, и ты остаешься один на один с этим белым безмолвием и с самим собой.

Арктика – это океан, находящийся под ледяным панцирем. Он кажется пустынным и безжизненным царством холода, снега и льда. Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах незакатного солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие в них удивительные животные — все это с давних пор привлекало путешественников. (Слайд 7).

Учитель: А кем мы с вами будем сегодня на уроке?

Дети: Мы будем путешественниками.

Учитель: Что вы можете сказать про это слово?

Дети: Это слово сложное, однокоренное слову путешествие.

Учитель: Что же на протяжении веков манило в Арктику путешественников? Жажда приключений? Любопытство? Желание проверить самого себя? Возможно, все эти причины, вместе взятые? Или что-то совсем необъяснимое – просто стремление души, невозможность поступить иначе?..

3. Закрепление знаний в конструктивной ситуации (измененной).

Наблюдение над сложными словами – именами прилагательными.

Учитель: Среди путешественников были люди, наделенные особыми качествами.

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать путешественник?

(Версии детей).

Учитель:– Какими еще качествами должен обладать путешественник, мы узнаем, если образуем сложные слова. (На доске запись слов или Слайд 8).

Жизнь – Радость Цель – Устремлять Добро – Желать Труд – Любить

Учитель: Какие слова у нас получились? Давайте проверим.

Жизнерадостный
Целеустремленный
Доброжелательный
Трудолюбивый
(Слайд № 9).

Учитель: А как вы считаете, вам присущи такие качества? (Ответы детей).

Учитель: Я предлагаю вам вспомнить имена тех людей, которые обладали этими качествами и, не страшась ни холода, ни бушующей пурги, ни 60 – градусных морозов открывали неизведанные северные земли: Семен Дежнев, Федор Литке, Фердинанд Врангель, Эдуард Толль, Георгий Седов и др. (Слайды 10, 11, 12, 13, 14).

Учитель: Какой частью речи являются составленные нами слова?

Дети: Эти слова отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак предмета, это – имена прилагательные.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Сложными могут быть не только слова – имена существительные, но и имена прилагательные.

Учитель: Выделите основы, подчеркните соединительные гласные.

– Объясните выбор соединительной гласной.

Дети: Объясняют правило по алгоритму. (Слайд 15)

Учитель: Кто не допустил ошибок в написании слов, нарисует снежинку на полях.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Картинный диктант.

Учитель: Мы отправимся в наше путешествие на остров…..?

– Название этого острова мы узнаем, если выберем транспортные средства, которые помогут нам достигнуть Ледяных пустынь. Отгадаем кроссворд: (Слайд 23).

(Слайды 16-23 можно использовать на усмотрение учителя, можно заменить иллюстрациями).

(Дети отгадывают загадки, записывают слова-отгадки).

  1. (Вездеход) Вам сегодня не везет?
    Вас автобус не везет?
    Вы возьмите вездеход!
    Он везде вас повезет!
    Верно, правильно назвали
    Вездеходом вездеход!

  2. (Аэропорт) В таком порту бывал мой друг,
    Где вовсе нет воды вокруг.
    Но в это порт все время шли
    С людьми и грузом корабли.

  3. (Самолет) Он в безбрежном океане
    Туч касается крылом.
    Развернется над лугами,
    Отливает серебром.

  4. (Снегопад) Снег засыпал лес и сад
    Долго длился .......

  5. (Снегоход) Эти сказочные сани даже в гору едут сами.

  6. (Ледокол) Слева – лед. И справа – лед.
    Пробиваемся вперед.
    А вокруг все тот же лед.
    Впереди не колотый, позади – размолотый.

  7. (Теплоход) Не спрашивая броду,
    Лезу смело в воду.
    На всякой глубине
    Лишь по пояс мне.

  8. (Сияние) Полюс Северный снега
    Полюбили навсегда.
    Даже летом снег не тает -
    Солнцу силы не хватает!
    К Небо радугой цветной
    Наряжается порой!
    Что за чудо-одеяние? -
    Это -... (северное сияние)

Учитель: Проверим записанные слова.

(На доске открываются слова – отгадки, или Слайд 24).

Учитель: На какой остров мы совершим путешествие?

Дети: Мы совершим путешествие на остров Врангеля.

Учитель: Что общего между записанными словами?

Дети: Это сложные слова.

(Возможно, что дети увидят, что слова не все относятся к сложным словам)

Учитель: Все слова, записанные нами, являются сложными?

– Какое слово было лишнее? (Сияние)

Что отличает сложные слова от других слов?

Дети: У сложных слов две основы, два корня, есть соединительная гласная.

Учитель: Какие слова еще могут быть лишними? Почему?

Дети: Лишними могут быть слова снегопад, аэропорт, все слова называют виды транспорта, а эти слова нет.

Учитель: У кого нет ошибок в записи слов? Молодцы. Что мы сделаем?   Правильно, нарисуем снежинку .

Учитель: Итак, мы совершим путешествие на остров Врангеля.

– Кто из вас знает, что это за остров?

– Остров Врангеля – государственный природный заповедник. (Слайды 25, 26, 27).

Кто знает, что обозначает слово ЗАПОВЕДНИК?

Дети: Заповедник – заповедный, неприкосновенный участок земли или водного пространства, где оберегаются и сохраняются редкие виды животных, растений, минералов, культурно – исторические памятники и многое другое.

Учитель: Сегодня остров Врангеля – один из самых труднодоступных природных заповедников в мире. Чтобы его посетить, требуется несколько специальных правительственных разрешений, да и добраться сюда непросто: зимой приходится лететь на вертолете, а летом – плыть на ледоколе.
– Нас встречает наш гид по острову. Кто это?

Дети: Нас встречает медвежонок УМКА.

Учитель: Как вы думаете, почему именно белый медвежонок сегодня будет нашим экскурсоводом? (Версии детей)

Остров Врангеля называют родильным домом белых медведей": до 400 медведиц залегают здесь в берлоги, чтобы принести весной потомство.

 5. Физминутка.

Слайды 28– 34.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Сложные слова – названия животных. Письмо по памяти.

Учитель: Заснеженный остров Врангеля лежит в Северном Ледовитом океане, и климат здесь суровый. Тем не менее, здесь самые большие в Арктике птичьи базары, самые обширные лежбища моржей.На островеобитает более 170 видов птиц, среди которых мы можем увидеть:

  • краснозобую казарку (Слайд 36),
  • орлана-белохвоста (Слайд 37),
  • толстоклювую кайру, (Слайд 38),
  • тонкоклювую кайру (Слайд 39) ,
  • желтозобика (Слайд 40).

Запишите, названия тех птиц, которые вы запомнили.

– Проверим, какие названия вы записали. (Слайд 41).

У кого правильно записаны названия, на полях нарисуйте снежинку .

Учитель: В Арктике можно встретить насекомых: 11 видов жуков-долгоносиков и 7 видов жуков-листоедов листоблошку. (Слайд 42) Здесь живут овцебыки -1975 г – 20, сейчас насчитывают 700 особей.

(Слайд 43).

Учитель: Докажите, что названия этих животных – сложные слова.

Зарядка для глаз. (Слайд 44).

7. Проверка сформированности общих учебных умений .

Коррекция выявленных затруднений с использованием приема "Ловушка".

Учитель: В Красную книгу занесены такие растения, как Мелколепестник сложный и сердечник пурпуровый. (Слайд 45)

Запишите название растения, которое является сложным словом.

– Какое слово вы записали? Я думаю слово Сердечник пурпуровый.

(Ответы детей: по правилу дети обосновывают ошибку учителя).

8. Рефлексия.

Учитель: – Чему был посвящён сегодняшний урок?

Дети: – Мы путешествовали на остров Врангеля, узнали названия животных, обитающих на острове, учились писать сложные слова.

Учитель: Какие цели вы ставили перед собой на уроке?

Дети: Научиться писать сложные слова, применять правило, понять причину ошибок и устранить их.

Учитель: Какие результаты вы получили?

Дети: Индивидуально проговаривают свои результаты.

Учитель: Удалось ли преодолеть трудности? Как?

– Оцените свою работу по количеству снежинок на полях.

– Сколько снежинок у вас получилось? Что было самым трудным на уроке, что было самым интересным?

Учитель: Мы заглянули на остров Врангеля, именно заглянули, т.к. это уникальный Заповедник. О нем можно много рассказать и времени одного урока недостаточно. Я предлагаю вашему вниманию еще несколько фотографий. (Слайды 46, 47, 48).

У кого-нибудь появились вопросы?

Дети: На острове живут мамонты? Как называются цветы, растущие на острове? В полярных льдах могут расти цветы? Что за железные бочки разбросаны по острову? И т.д.

Учитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный заповедник "Остров Врангеля" проводит экологическую АКЦИЮ "Чистый Остров" – очистка территории заповедника от загрязнений, оставшихся на острове Врангеля со времен функционирования на острове Врангеля отделения оленеводческого совхоза, поселка Ушаковское и военных баз.

По предварительным данным общий запас железного лома составляет примерно 6000-10000 тонн.

Как думаете, какое задание будет на дом?

Дети: Найти ответы на наши вопросы. Написать сообщение о редких животных острова Врангеля. Найти еще названия животных, которые являются сложными словами. Узнать, почему этот остров является Государственным заповедником. Почему остров Врангеля называют родильным домом белых медведей и т.д.

Учитель: А еще можете написать, что запомнили про этот остров в Дневнике путешественника. Задание каждый выполнит то, которое ему больше нравится. Спасибо за урок.