Цель: Формирование представления о многообразии сложных слов.
Задачи:
- Отработать написание соединительных гласных о, е в сложных словах.
- Уточнить алгоритм написания сложных слов и устранения ошибок.
- Повышать интерес к изучению русского языка.
- Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание и память.
- Формировать ценностное отношение к окружающей среде и ее обитателям.
Формировать
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- задавать вопросы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: – Снег летает и сверкает (Слайд 2)
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все долины и поля…
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес…..
– Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
– Скажите, пожалуйста, как называется природное явление, когда идет много снега?
Дети: Снегопад. (Слайд 3).
Учитель: Что можно сказать про слово СНЕГОПАД?
Дети: Это слово сложное.
Учитель: Как вы думаете, ребята, чему сегодня будет посвящен наш урок?
Дети: будем говорить о снегопаде, о сложных словах.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску, какие слова вы видите?
(На доске или на Слайде 3 написаны слова: чистый, писать, путь, шествовать).
– Какие новые слова мы можем образовать?
Дети: можно получить слова чистописание, путешествие.
Учитель: Как вы думаете, чем еще мы будем заниматься сегодня на уроке?
Дети: будем писать чисто, проведем минутку чистописания, отправимся в путь, в поход..., в путешествие.
Учитель: Мы получили из данных слов два новых слова: чист_писание, пут_шествие.
– Что общего у новых слов?
Дети: Это слова сложные. Мы будем учиться писать сложные слова, применять правило, устранять ошибки в написании.
Учитель: Мы продолжим работу над сложными словами.
– Запишите полученные слова в тетрадь. Проверим написанное.
– Как проверить, правильность написания слова, какое правило нужно вспомнить?
Дети: В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о; после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е.
Учитель: Проверьте правильность написания.
(На доску вывешивается эталон или открывается слайд № 4)
Дети сравнивают свое написание с карточкой на доске или на слайде.
Учитель: Кто выполнил задание без ошибок? (Дети поднимают руку)
– У кого были ошибки? (Дети поднимают руку)
– Почему вы допустили ошибку?
Дети: Мы забыли правило, не применили правило.
Учитель: – Что нужно помнить, чтобы правильно писать сложные слова?
Дети: В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о; после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е.
(Если нет ошибок в записи слов, ребенок рисует снежинку на полях )
2. Актуализация знаний.
Учитель: Красиво писать мы потренировались. Пора отправиться в путешествие.
На доске открыть запись или слайд № 5:
"Путешествия развивают ум..." (Гилберт Честертон – английский писатель).
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного английского писателя Гилберта Честертона. – Прочитайте их, подумайте, как путешествия могут ум развивать.
(Выслушиваются ответы детей)
Учитель: Мы сегодня на уроке отправимся в путешествие на очень интересный остров. Он находится в зоне Арктических пустынь. (Слайд 6).
Арктика – притягательная загадка. Одно из самых малоизученных мест на планете. Ледяные глыбы, медленно и величаво плывущие по океанской поверхности, пронизывающий холод, полярные животные, для которых эти казалось бы, безжизненные территории являются родным домом… И на многие километры вокруг – ни одной живой души, и ты остаешься один на один с этим белым безмолвием и с самим собой.
Арктика – это океан, находящийся под ледяным панцирем. Он кажется пустынным и безжизненным царством холода, снега и льда. Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах незакатного солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие в них удивительные животные — все это с давних пор привлекало путешественников. (Слайд 7).
Учитель: А кем мы с вами будем сегодня на уроке?
Дети: Мы будем путешественниками.
Учитель: Что вы можете сказать про это слово?
Дети: Это слово сложное, однокоренное слову путешествие.
Учитель: Что же на протяжении веков манило в Арктику путешественников? Жажда приключений? Любопытство? Желание проверить самого себя? Возможно, все эти причины, вместе взятые? Или что-то совсем необъяснимое – просто стремление души, невозможность поступить иначе?..
3. Закрепление знаний в конструктивной ситуации (измененной).
Наблюдение над сложными словами – именами прилагательными.
Учитель: Среди путешественников были люди, наделенные особыми качествами.
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать путешественник?
(Версии детей).
Учитель:– Какими еще качествами должен обладать путешественник, мы узнаем, если образуем сложные слова. (На доске запись слов или Слайд 8).
Жизнь – Радость Цель – Устремлять Добро – Желать Труд – Любить
Учитель: Какие слова у нас получились? Давайте проверим.
Жизнерадостный
Целеустремленный
Доброжелательный
Трудолюбивый (Слайд № 9).
Учитель: А как вы считаете, вам присущи такие качества? (Ответы детей).
Учитель: Я предлагаю вам вспомнить имена тех людей, которые обладали этими качествами и, не страшась ни холода, ни бушующей пурги, ни 60 – градусных морозов открывали неизведанные северные земли: Семен Дежнев, Федор Литке, Фердинанд Врангель, Эдуард Толль, Георгий Седов и др. (Слайды 10, 11, 12, 13, 14).
Учитель: Какой частью речи являются составленные нами слова?
Дети: Эти слова отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак предмета, это – имена прилагательные.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Сложными могут быть не только слова – имена существительные, но и имена прилагательные.
Учитель: Выделите основы, подчеркните соединительные гласные.
– Объясните выбор соединительной гласной.
Дети: Объясняют правило по алгоритму. (Слайд 15)
Учитель: Кто не допустил ошибок в написании слов, нарисует снежинку на полях.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Картинный диктант.
Учитель: Мы отправимся в наше путешествие на остров…..?
– Название этого острова мы узнаем, если выберем транспортные средства, которые помогут нам достигнуть Ледяных пустынь. Отгадаем кроссворд: (Слайд 23).
(Слайды 16-23 можно использовать на усмотрение учителя, можно заменить иллюстрациями).
(Дети отгадывают загадки, записывают слова-отгадки).
-
(Вездеход) Вам сегодня не везет?
Вас автобус не везет?
Вы возьмите вездеход!
Он везде вас повезет!
Верно, правильно назвали
Вездеходом вездеход! -
(Аэропорт) В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в это порт все время шли
С людьми и грузом корабли. -
(Самолет) Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. -
(Снегопад) Снег засыпал лес и сад
Долго длился ....... -
(Снегоход) Эти сказочные сани даже в гору едут сами.
-
(Ледокол) Слева – лед. И справа – лед.
Пробиваемся вперед.
А вокруг все тот же лед.
Впереди не колотый, позади – размолотый. -
(Теплоход) Не спрашивая броду,
Лезу смело в воду.
На всякой глубине
Лишь по пояс мне. -
(Сияние) Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает -
Солнцу силы не хватает!
К Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние? -
Это -... (северное сияние)
Учитель: Проверим записанные слова.
(На доске открываются слова – отгадки, или Слайд 24).
Учитель: На какой остров мы совершим путешествие?
Дети: Мы совершим путешествие на остров Врангеля.
Учитель: Что общего между записанными словами?
Дети: Это сложные слова.
(Возможно, что дети увидят, что слова не все относятся к сложным словам)
Учитель: Все слова, записанные нами, являются сложными?
– Какое слово было лишнее? (Сияние)
– Что отличает сложные слова от других слов?
Дети: У сложных слов две основы, два корня, есть соединительная гласная.
Учитель: Какие слова еще могут быть лишними? Почему?
Дети: Лишними могут быть слова снегопад, аэропорт, все слова называют виды транспорта, а эти слова нет.
Учитель: У кого нет ошибок в записи слов? Молодцы. Что мы сделаем? Правильно, нарисуем снежинку .
Учитель: Итак, мы совершим путешествие на остров Врангеля.
– Кто из вас знает, что это за остров?
– Остров Врангеля – государственный природный заповедник. (Слайды 25, 26, 27).
– Кто знает, что обозначает слово ЗАПОВЕДНИК?
Дети: Заповедник – заповедный, неприкосновенный участок земли или водного пространства, где оберегаются и сохраняются редкие виды животных, растений, минералов, культурно – исторические памятники и многое другое.
Учитель: Сегодня остров Врангеля – один из самых труднодоступных природных заповедников в мире. Чтобы его посетить, требуется несколько специальных правительственных разрешений, да и добраться сюда непросто: зимой приходится лететь на вертолете, а летом – плыть на ледоколе.
– Нас встречает наш гид по острову. Кто это?
Дети: Нас встречает медвежонок УМКА.
Учитель: Как вы думаете, почему именно белый медвежонок сегодня будет нашим экскурсоводом? (Версии детей)
– Остров Врангеля называют родильным домом белых медведей": до 400 медведиц залегают здесь в берлоги, чтобы принести весной потомство.
5. Физминутка.
Слайды 28– 34.
6. Включение в систему знаний и повторение.
Сложные слова – названия животных. Письмо по памяти.
Учитель: Заснеженный остров Врангеля лежит в Северном Ледовитом океане, и климат здесь суровый. Тем не менее, здесь самые большие в Арктике птичьи базары, самые обширные лежбища моржей.На островеобитает более 170 видов птиц, среди которых мы можем увидеть:
- краснозобую казарку (Слайд 36),
- орлана-белохвоста (Слайд 37),
- толстоклювую кайру, (Слайд 38),
- тонкоклювую кайру (Слайд 39) ,
- желтозобика (Слайд 40).
– Запишите, названия тех птиц, которые вы запомнили.
– Проверим, какие названия вы записали. (Слайд 41).
– У кого правильно записаны названия, на полях нарисуйте снежинку .
Учитель: В Арктике можно встретить насекомых: 11 видов жуков-долгоносиков и 7 видов жуков-листоедов листоблошку. (Слайд 42) Здесь живут овцебыки -1975 г – 20, сейчас насчитывают 700 особей.
(Слайд 43).
Учитель: Докажите, что названия этих животных – сложные слова.
Зарядка для глаз. (Слайд 44).
7. Проверка сформированности общих учебных умений .
Коррекция выявленных затруднений с использованием приема "Ловушка".
Учитель: В Красную книгу занесены такие растения, как Мелколепестник сложный и сердечник пурпуровый. (Слайд 45)
– Запишите название растения, которое является сложным словом.
– Какое слово вы записали? Я думаю слово Сердечник пурпуровый.
(Ответы детей: по правилу дети обосновывают ошибку учителя).
8. Рефлексия.
Учитель: – Чему был посвящён сегодняшний урок?
Дети: – Мы путешествовали на остров Врангеля, узнали названия животных, обитающих на острове, учились писать сложные слова.
Учитель: Какие цели вы ставили перед собой на уроке?
Дети: Научиться писать сложные слова, применять правило, понять причину ошибок и устранить их.
Учитель: Какие результаты вы получили?
Дети: Индивидуально проговаривают свои результаты.
Учитель: Удалось ли преодолеть трудности? Как?
– Оцените свою работу по количеству снежинок на полях.
– Сколько снежинок у вас получилось? Что было самым трудным на уроке, что было самым интересным?
Учитель: Мы заглянули на остров Врангеля, именно заглянули, т.к. это уникальный Заповедник. О нем можно много рассказать и времени одного урока недостаточно. Я предлагаю вашему вниманию еще несколько фотографий. (Слайды 46, 47, 48).
– У кого-нибудь появились вопросы?
Дети: На острове живут мамонты? Как называются цветы, растущие на острове? В полярных льдах могут расти цветы? Что за железные бочки разбросаны по острову? И т.д.
Учитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный заповедник "Остров Врангеля" проводит экологическую АКЦИЮ "Чистый Остров" – очистка территории заповедника от загрязнений, оставшихся на острове Врангеля со времен функционирования на острове Врангеля отделения оленеводческого совхоза, поселка Ушаковское и военных баз.
По предварительным данным общий запас железного лома составляет примерно 6000-10000 тонн.
– Как думаете, какое задание будет на дом?
Дети: Найти ответы на наши вопросы. Написать сообщение о редких животных острова Врангеля. Найти еще названия животных, которые являются сложными словами. Узнать, почему этот остров является Государственным заповедником. Почему остров Врангеля называют родильным домом белых медведей и т.д.
Учитель: А еще можете написать, что запомнили про этот остров в Дневнике путешественника. Задание каждый выполнит то, которое ему больше нравится. Спасибо за урок.