Класс: 3.
Основные цели:
- Актуализировать знания детей о балочном и арочно-консольном мостах.
- Дать знания об арочном мосте, сформировать понятие «подмосток», «клинчатый брусок», «замковый камень», сформировать умение строить арочный мост с помощью вспомогательного материала.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал:
1) картинки с изображением реки для этапа 1:
2) карточки с буквами, из которых можно составить слово МОСТ:
3) картинки для иллюстрации видов мостов:
4) Картинки с изображением арочно-консольного моста и арочного моста для этапа 2:
5) карточки с понятиями:
;
6) картинки для этапа открытия:
, ;
7) карточка с названием «РИМСКИЙ МОСТ»;
8) картинки для проведения рефлексии:
Раздаточный материал:
- МакБуки на каждого учащегося;
- Использование оборудования из переносной лаборатории «Равновесие»:
1. Клинчатые бруски (9 штук на пару учащихся), опора;
2. Прямоугольные бруски (12 штук на пару); - Картонные листы формата А4.
Информационное обеспечение: проектор для демонстрации презентации.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством отгадывания загадки;
- определить содержательные рамки занятия: изучение нового вида моста;
- организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске изображение реки Д-1 или Слайд 1.
– Посмотрите на изображение. Что перед нами? (Река.)
Учитель вывешивает на доске карточки с буквами Д-2, Слайд 1 (анимация).
– Из данных букв составьте слово. (Мост.)
Учитель на доске составляет из букв тему урока. Слайд 1 (анимация).
– Чему будет посвящен наш урок? (Строительству нового вида моста.)
– Итак, пожелайте друг другу удачи и приступаем к работе. С чего начнем? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
- актуализировать знания особенностей балочного и арочно-консольного мостов;
- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
- организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация знания значения моста, видов мостов, материала.
– Где возводят мосты? (Мосты возводят над рекой, над автомобильной дорогой, над железной дорогой и т.д.)
– Для каких целей служат мосты? (Для пешеходов, поездов, автомобилей.)
– Какие материалы используют для строительства? (Дерево, канаты, камни, железобетонные плиты, цемент и т.д.)
Учитель вывешивает на доске картинки с изображением видов мостов Д-3 (Слайд 3).
2) Актуализация знаний особенностей балочного и арочно-консольного мостов.
– С какими видами мостов вы уже знакомы? (С балочным и арочно-консольным.)
– Я предлагаю вам вспомнить особенности этих видов мостов.
Учитель открывает на доске задание в программе ПервоЛого лист 1, аналогичное задание учащиеся открывают на индивидуальных МакБуках.
– Вам необходимо расположить под каждым названием нужную картинку, технологические особенности каждого моста. Лишние картинки можно удалить «ножницами».
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на МакБуках. Одни из учащихся работает у доски. Проверка организуется фронтально.
– Какое изображение вы отнесли к балочному мосту? Почему? Из каких частей состоит этот мост? (Это мост состоит из несущей балки с дорожным полотном, эта балка принимает на себя всю нагрузку. На выбранном изображении есть несущая балка.)
– Почему этот мост устойчив? (Балку поддерживают специальные опоры.)
– Объясните свой выбор к арочно-консольному мосту. (Это мост состоит из консолей, выдвинутых брусков.)
– За счет чего этот мост устойчив? (За счет противовеса.)
3) Знакомство с арочным мостом.
Учитель вывешивает на доску картинки с изображением арочно-консольного моста и арочного моста Д-4 или Слайд 4.
– Прочитайте названия мостов.
Один из учащихся читает названия вслух.
– Что у обоих мостов одинаково? (Перекрытие в виде арки, поэтому обо моста называют арочными.)
– Чем мосты отличаются друг от друга? (У арочного моста камни стоят наклонно – они образуют арку, у арочно-консольного моста – горизонтально.)
– Посмотрите внимательно. Камни у арочного моста имеют особую форму (не прямоугольную). Такие бруски называют клинчатыми.
Учитель фиксирует на доске карточку «КЛИНЧАТЫЙ БРУСОК» Д-5 или Слайд 4 (анимация).
– Форму какой геометрической фигуры они вам напоминают? (Трапецию.)
– Рассмотрите, как они расположены? (Большим основанием направлены кверху, нижнее основание образовывает арку.)
– Что было бы, если бы они тоже были прямоугольными, как у арочного моста? (Они бы не удержались, не образовали арку…)
4) Пробное действие.
– Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили особенности балочного и арочно-консольного моста, узнали новый вид моста – арочный.)
– Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
Учитель показывает учащимся детали (клинчатые бруски) для арочного моста.
– Попробуйте построить из девяти брусков на подставке арочный мост такой же, как на картинке. Ваш мост должен стоять на подставке без посторонней помощи, нельзя поддерживать бруски руками, чтобы мост не падал.
– Работать будете в парах. Вспомним правила работы в парах.
Один из учащихся читает правила парной работы.
– Попробуйте выполнить это задание.
В случае необходимости учитель еще раз фиксирует внимание детей на условиях, которые необходимо выполнить при строительстве модели моста. Далее учащиеся в парах пытаются выполнить задание.
– Итак, посмотрим, что у вас получилось. Кто смог построить мост?
Вероятнее всего никто из ребят не сможет построить мост, выполнив все условия.
– Что вы встретили? (Затруднение.)
– Сформулируйте своё затруднение? (Мы не смогли построить мост такой же, как на картинке.)
– Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.)
Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения» из набора Д-2, (Слайд 6, анимация).
– Какое задание вы выполняли? (Мы должны были построить мост из 9 клинчатых брусков на опоре так, чтобы он не обвалился, бруски поддерживать нельзя.)
– Вспомните, как вы пытались построить этот мост. Что именно у вас не получалось? Где затруднение? (Бруски падали, теряли равновесие, у брусков нет опоры.)
Учитель прикрепляет на эталон «Причина затруднения» красный круг из набора Д-2 (Слайд 6, анимация).
– Почему же вы не смогли построить этот мост? (Мы не знаем способ, как удержать бруски прижатыми друг к другу, чтобы они не падали.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.)
Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель» из набора Д-2 (Слайд 6, анимация).
– Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать способ, как удержать бруски прижатыми друг к другу, чтобы они не падали.)
Учитель перемещает шарик из эталона «Причина затруднения» на эталон «Цель» (Слайд 6, анимация).
– Давайте подумаем, что нам может помочь. Посмотрите на свои столы. Что я для вас подготовила.
На одних из парт лежат прямоугольные бруски, у кого-то из ребят листы картона Р-4 и Р-5.
– Подумайте как это нам поможет. Я вам приготовила подсказку.
Для помощи учитель открывает на доске рисунки Д-6, Слайд 6 (анимация).
– Что вы видите? (Изделия из кокона.)
– Как делают кокон? (Надувают шарик, обматывают его ниткой, смоченной клеем, когда клей высохнет, шарик прокалывают и осторожно вынимают из кокона.)
– Чем это способ нам может помочь? Сделайте свои предположения. (Если бруски укладывать внутрь арки, они будут служить временной опорой для клинчатых брусков; лист картона можно выгнуть радугой, вокруг него выложить клинчатые бруски, затем лист можно будет удалить.)
Учитель фиксирует предположения детей на доске. Слайд 7.
– Зачем на подставке опоры? (Чтобы клинчатые бруски не сдвигались.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
- организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
- организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
- организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– Я предлагаю, выполнить план в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
– Постройте мост, используя вспомогательные предметы. Во время строительства попробуйте определить, какой последний брусок вы будете укладывать.
Учащиеся в парах выполняют план. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог:
Ученики строят в парах мост. Самостоятельно определяют, какой последний брусок будет уложен последний. Делают вывод.
– Кто справился с заданием? (…)
– Покажите свои мосты.
Учащиеся демонстрируют свои работы.
– Расскажите, как вы строили мост.
Одна из пар озвучивает свой процесс строительства, другие учащиеся дополняют.
– Мы укладывали постепенно слева и справа бруски. Последним уложили самый верхний брусок. После этого, мы убрали бруски (картон).
– Итак, какую цель мы перед собой ставили? (Узнать способ, уложить клинчатые бруски так, чтобы они были прижаты друг к другу и не падали.)
– Какой способ вы узнали? (Нужно использовать вспомогательный материал, после строительства его убирают.)
– Такой мост называют арочный мост из клинчатых камней или римским мостом.
Учитель фиксирует название моста на доске Д-7 или Слайд 8, анимация.
– Как вы думаете, почему? (Его строили римляне.)
– Верно. Это вид мостов усовершенствовали римляне. Они действовали так же, как вы сейчас. Они ставили деревянные леса, на которые укладывали клинчатые камни. Такие подмостки ещё называют «кружала» (название подмостков, которые повторяют форму арки). В конце посередине вставляется верхний камень. После этого все камни в арке крепко держатся благодаря своей клинообразной форме. Камень, водружаемый на мост последним, называют замковым камнем. В самом конце работы подмостки разбираются. И сегодня арочные мосты сооружают таким же способом. И при этом пользуются лесами.
Учитель рассказ сопровождает показом картинок Д-8 или Слайд 9 (анимация).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения рисовать арку над подмостками, знание правила, почему подмостки можно удалить.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учащиеся на МакБуках открывают лист 2. Учитель демонстрирует на экране аналогичное задание.
– Нарисуйте над подмостками арку из клинчатых камней. Подмостки затем нужно удалить. Выделить красным цветом «замковый камень»
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка организуется фронтально. Учитель открывает образец или сам называет правильный ответ. Несколько учеников обосновывают свой выбор моста. Учитель организует подводящий диалог. Возможный ход беседы:
– Почему подмостки можно удалить? (Благодаря своей форме бруски будут держаться.)
– Сделайте вывод. (Мы поняли особенности арочно-консольного моста.)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (арочно-консольный мост);
- поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
- обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)
– Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать способ, как можно закрепить клинчатые бруски, чтобы они не падали.)
Учитель фиксирует внимание детей на карточках «Цель» и «Результат» Слайд 10.
– Достигли ли вы цели? Какой способ вы открыли? (Нужно использовать подмостки.)
– Как называется такой мост? (Арочный или римский мост.)
– Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.
– Я предлагаю вам оценить свою работу.
Учитель открывает на доске картинки с изображением двух островов, соединённых мостом Д-8 или Слайд 10 анимация.
– Если вы считаете, что смогли перейти на уроке речку «Затруднения» то поставьте свой магнитик на острове с ёлочкой, если вы считаете, что у вас остались вопросы, то поставьте магнитик на мосту, если вы считаете, что на занятии вы не получили результат, то поставьте магнитик на острове с пальмой.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
– В чем возникали трудности на уроке?
– Какие трудности остались на конец урока?
– Дома я вам предлагаю подобрать фотографии современных арочных мостов и пркрепить их в форум на нашем пространстве.