Интегрированный урок (история + русский язык) по теме "Перелистнув назад страницы". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (580 кБ)


Цели урока:

  • Обобщить знания, полученные обучающимися в процессе изучения раздела Древний Восток
  • Способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
  • Способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать
  • информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  • закрепить грамматические навыки и умения по разделам «Фонетика», «Морфемика» , «Синтаксис» по русскому языку.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у обучающихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.
  • Воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, карточки, дополнительный материал, карта.

Тип урока: обобщающий урок.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Ход урока

Организационный момент

Учитель истории: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем необычный урок. И название у этого урока необычное «Перелистнув назад страницы…». Мы обобщим знания, полученные в разделе «Западная Азия в век железа», повторим особенности и историческое значение древнейших цивилизаций Древнего Востока по истории Древнего мира,

Учитель русского языка: а также закрепим ваши грамматические навыки и умения по предмету «Русский язык».

1. Итак, тема нашего урока звучит так: Перелистнув назад страницы…

Учитель истории: А проведем мы наш урок в форме путешествия. Еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам.

Учитель русского языка: В качестве напутствия нашему путешествию будут слова средневекового философа Боэция. «НЫНЕ ЖЕ ХРАБРЫЕ, ВПЕРЁД СТРЕМИТЕСЬ! НЕ БЕССИЛЬНЫ ВЫ, ПРИМЕР ВАС УЧИТ, ПОБОРОВ ВСЕ ГОРЕСТИ ЗЕМНЫЕ, ЗВЁЗД ДОСТИГНЕТЕ!» БОЭЦИЙ

Учитель истории: Как в каждом путешествии у нас будут станции, где мы будем останавливаться и выполнять определенные задания по истории и русскому языку.

Вот маршрут нашего путешествия. Перед вами рабочая карта урока. Приложение 1

2. а) Итак, наше путешествие начнётся со станции «Быстрая реакция» . Напишем исторический диктант. Я задаю вопросы, а вы очень быстро записываете ответ в рабочей карте - Устройство для подъёма воды

  • Страна, где протекает река Иордан
  • Служители храмов
  • Островки зелени
  • Существо с телом льва и головой человека
  • Как называлась письменность у древних египтян
  • Главные реки Междуречья
  • Как звали первого человека на Земле
  • Какое прозвище получил город Ниневия
  • Основная часть этой книги- Ветхий завет.

Зачитывают ответ (1 человек).

Учитель русского языка:

Грамматическое задание:

Среди этих слов подчеркните те, в которых количество звуков и букв не совпадает. Объясните, почему. (1 человек дает ответ)

Хорошо, молодцы. Продолжаем наше путешествие дальше.

Учитель истории:

Б) И сейчас мы отправляемся в страны Древнего Востока. Ну а чтобы нам не проехать мимо, необходимо изучить карту. Станция «Картово»

Задание:

Покажите на карте:

  • Какие страны мы отнесём к странам Древнего Востока? Покажите их на карте?
  • Какие реки протекали по территории этих государств?
  • Покажите самые известные города Древнего Востока?

Почему все эти государства возникали около рек?

(вам предлагается 3 варианта ответа. Какой из них верный?)(работа по цепочке)

Учитель русского языка: Грамматическое задание.

Произведите пунктуационный разбор данного предложения. Подчерните главные члены. Какими частями речи они выражены? Начертите схему предложения, прокомментируйте знаки препинания. Хорошо, молодцы.

В) Остановимся на станции «Рассказово».

Учитель истории: Здесь вам предлагается выполнить следующее задание: я буду показывать слайды с изображением памятников Древнего Востока, а вы дайте им название и кратко опишите их.

Учитель русского языка: Грамматическое задание. Прежде чем приступить к заданию, подумайте, какой тип речи следует применить для его выполнения? В чем его особенности? Как оно строится?Готовы?

Г) Станция «Терминово»

Учитель истории: У вас в рабочей карте задание, где вам нужно вставить пропущенные слова. Цель этого задания: проверить знание исторической терминологииТакую работу мы с вами делали.После этого обменяйтесь листочками, посмотрите правильные ответы и поставьте оценку друг другуЕсли есть неправильные ответы, комментируем.

Учитель русского языка: Грамматическое задание:Произведите морфемное членение вставленных слов.

Д) Станция «Хронология»

Учитель истории: Задание:

  1. Расположите события в хронологическом порядке.
  2. Каждому событию найдите соответствующую дату. Спрашиваю у детей, согласны ли они?

Учитель русского языка:

3. Найдите в этих датах слова, которые помогают нам не ошибиться со временем, когда происходило событие.

Е) Станция «Загадкино»

Учитель истории:

На этой станции я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Волшебный сундучок». Вы должны решить задачку и сказать мне, что находится в ящике.

  1. Жители одной из стран Древнего Востока научились смешивать чистый белый песок с содой, затем они плавили эту смесь как медную руду. Из полученной массы выдували изящные сосуды. Что в ящике?
  2. Это изобретение помогло финикийским торговцам в их деле, благодаря ему они не боялись быть обманутыми, не боялись что-нибудь забыть. Что в ящике?
  3. Этот широко применяемый предмет- прототип папируса, который использовали в одной стране Древнего Востока для письма. Что в ящике?
  4. В Одной из стран Древнего Востока войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но народ этой страны считал, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Для руководителя государства, т.е. для царя и была придумана игра, в которой он тренировался управлять войсками. Что в ящике?
  5. В этой стране учёные наблюдали за небесными светилами, умели точно определять день, когда начнётся разлив их главной реки. Благодаря своим наблюдениям они создали вещь, которая лежит в ящике, и которой мы пользуемся до сих пор.
  • Эту вещь называют «Книга книг». Что в ящике?

Учитель русского языка: Грамматическое задание. Впишите эти слова в рабочую карту урока, распределяя их по предметной области, к которой они относятся.

Ж) Станция «Правдино»

Учитель истории: В этом пункте назначения игра «Детектор лжи». Задача: соглашаться или нет с утверждениями.

  • Тир- город Сирии;
  • в финикийском алфавите 32 буквы;
  • Мемфис – первая столица Египта;
  • Хаммурапи – вавилонский царь;
  • Письменность Междуречья называется клинопись
  • Царские советники назывались вельможами
  • Первая, наиболее древняя часть библии называется Новый Завет

Учитель русского языка:

  • В слове Индия все согласные звуки звонкие.
  • Слово «порог» является именем существительным.
  • В слове «письменность» есть приставка.
  • Слово «Мемфис» пишется со строчной буквы.
  • В слове «Хаммурапи» нет удвоенных согласных.

Заключительный этап

З) Станция «Тестово».

Учитель истории:

Итак, мы приближаемся с вами к конечному пункту назначения. У нас осталось ещё одно испытание: финишный тест по пройденному материалу. Посмотрите в свои рабочие карты. Приступайте к выполнению тестов. Приложение 1

Самостоятельная работа.

Итоги подводят консультанты по предметам и сообщают учителям.

Учителя называют тех, кто справился успешнее всех.

Пока работают консультанты, дети разгадывают кроссворд.

Ответы

Параметры оценивания

Обобщение:

Учитель истории: Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось. Мы с вами узнали, что жители первых древних государств основывали свои города вблизи рек, что позволяло им заниматься земледелием. Много было сделано великих открытий и изобретений, которые оказали влияние на дальнейшее развитие человечества.

Учитель русского языка: Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что предметы русский язык и история идут рука об руку друг с другом, и чтобы быть успешным учеником, нужно и интересоваться и историей и русским языком.

4. Подведение итогов.

Учитель русского языка:

5. Домашнее задание: написать сочинение «Если бы у меня была машина времени, я бы отправился в …..»

Сочинение-рассуждение о том, какую из стран Древнего Востока ты бы хотел посетить.

6. Рефлексия.

Учитель истории: Если урок вам понравился передайте мне солнышко, если нет – тучку.