Цели урока:
- Обобщить знания, полученные обучающимися в процессе изучения раздела Древний Восток
- Способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
- Способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать
- информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
- закрепить грамматические навыки и умения по разделам «Фонетика», «Морфемика» , «Синтаксис» по русскому языку.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у обучающихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.
- Воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, карточки, дополнительный материал, карта.
Тип урока: обобщающий урок.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Ход урока
Организационный момент
Учитель истории: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем необычный урок. И название у этого урока необычное «Перелистнув назад страницы…». Мы обобщим знания, полученные в разделе «Западная Азия в век железа», повторим особенности и историческое значение древнейших цивилизаций Древнего Востока по истории Древнего мира,
Учитель русского языка: а также закрепим ваши грамматические навыки и умения по предмету «Русский язык».
1. Итак, тема нашего урока звучит так: Перелистнув назад страницы…
Учитель истории: А проведем мы наш урок в форме путешествия. Еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам.
Учитель русского языка: В качестве напутствия нашему путешествию будут слова средневекового философа Боэция. «НЫНЕ ЖЕ ХРАБРЫЕ, ВПЕРЁД СТРЕМИТЕСЬ! НЕ БЕССИЛЬНЫ ВЫ, ПРИМЕР ВАС УЧИТ, ПОБОРОВ ВСЕ ГОРЕСТИ ЗЕМНЫЕ, ЗВЁЗД ДОСТИГНЕТЕ!» БОЭЦИЙ
Учитель истории: Как в каждом путешествии у нас будут станции, где мы будем останавливаться и выполнять определенные задания по истории и русскому языку.
Вот маршрут нашего путешествия. Перед вами рабочая карта урока. Приложение 1
2. а) Итак, наше путешествие начнётся со станции «Быстрая реакция» . Напишем исторический диктант. Я задаю вопросы, а вы очень быстро записываете ответ в рабочей карте - Устройство для подъёма воды
- Страна, где протекает река Иордан
- Служители храмов
- Островки зелени
- Существо с телом льва и головой человека
- Как называлась письменность у древних египтян
- Главные реки Междуречья
- Как звали первого человека на Земле
- Какое прозвище получил город Ниневия
- Основная часть этой книги- Ветхий завет.
Зачитывают ответ (1 человек).
Учитель русского языка:
Грамматическое задание:
Среди этих слов подчеркните те, в которых количество звуков и букв не совпадает. Объясните, почему. (1 человек дает ответ)
Хорошо, молодцы. Продолжаем наше путешествие дальше.
Учитель истории:
Б) И сейчас мы отправляемся в страны Древнего Востока. Ну а чтобы нам не проехать мимо, необходимо изучить карту. Станция «Картово»
Задание:
Покажите на карте:
- Какие страны мы отнесём к странам Древнего Востока? Покажите их на карте?
- Какие реки протекали по территории этих государств?
- Покажите самые известные города Древнего Востока?
Почему все эти государства возникали около рек?
(вам предлагается 3 варианта ответа. Какой из них верный?)(работа по цепочке)
Учитель русского языка: Грамматическое задание.
Произведите пунктуационный разбор данного предложения. Подчерните главные члены. Какими частями речи они выражены? Начертите схему предложения, прокомментируйте знаки препинания. Хорошо, молодцы.
В) Остановимся на станции «Рассказово».
Учитель истории: Здесь вам предлагается выполнить следующее задание: я буду показывать слайды с изображением памятников Древнего Востока, а вы дайте им название и кратко опишите их.
Учитель русского языка: Грамматическое задание. Прежде чем приступить к заданию, подумайте, какой тип речи следует применить для его выполнения? В чем его особенности? Как оно строится?Готовы?
Г) Станция «Терминово»
Учитель истории: У вас в рабочей карте задание, где вам нужно вставить пропущенные слова. Цель этого задания: проверить знание исторической терминологииТакую работу мы с вами делали.После этого обменяйтесь листочками, посмотрите правильные ответы и поставьте оценку друг другуЕсли есть неправильные ответы, комментируем.
Учитель русского языка: Грамматическое задание:Произведите морфемное членение вставленных слов.
Д) Станция «Хронология»
Учитель истории: Задание:
- Расположите события в хронологическом порядке.
- Каждому событию найдите соответствующую дату. Спрашиваю у детей, согласны ли они?
Учитель русского языка:
3. Найдите в этих датах слова, которые помогают нам не ошибиться со временем, когда происходило событие.
Е) Станция «Загадкино»
Учитель истории:
На этой станции я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Волшебный сундучок». Вы должны решить задачку и сказать мне, что находится в ящике.
- Жители одной из стран Древнего Востока научились смешивать чистый белый песок с содой, затем они плавили эту смесь как медную руду. Из полученной массы выдували изящные сосуды. Что в ящике?
- Это изобретение помогло финикийским торговцам в их деле, благодаря ему они не боялись быть обманутыми, не боялись что-нибудь забыть. Что в ящике?
- Этот широко применяемый предмет- прототип папируса, который использовали в одной стране Древнего Востока для письма. Что в ящике?
- В Одной из стран Древнего Востока войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но народ этой страны считал, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Для руководителя государства, т.е. для царя и была придумана игра, в которой он тренировался управлять войсками. Что в ящике?
- В этой стране учёные наблюдали за небесными светилами, умели точно определять день, когда начнётся разлив их главной реки. Благодаря своим наблюдениям они создали вещь, которая лежит в ящике, и которой мы пользуемся до сих пор.
- Эту вещь называют «Книга книг». Что в ящике?
Учитель русского языка: Грамматическое задание. Впишите эти слова в рабочую карту урока, распределяя их по предметной области, к которой они относятся.
Ж) Станция «Правдино»
Учитель истории: В этом пункте назначения игра «Детектор лжи». Задача: соглашаться или нет с утверждениями.
- Тир- город Сирии;
- в финикийском алфавите 32 буквы;
- Мемфис – первая столица Египта;
- Хаммурапи – вавилонский царь;
- Письменность Междуречья называется клинопись
- Царские советники назывались вельможами
- Первая, наиболее древняя часть библии называется Новый Завет
Учитель русского языка:
- В слове Индия все согласные звуки звонкие.
- Слово «порог» является именем существительным.
- В слове «письменность» есть приставка.
- Слово «Мемфис» пишется со строчной буквы.
- В слове «Хаммурапи» нет удвоенных согласных.
Заключительный этап
З) Станция «Тестово».
Учитель истории:
Итак, мы приближаемся с вами к конечному пункту назначения. У нас осталось ещё одно испытание: финишный тест по пройденному материалу. Посмотрите в свои рабочие карты. Приступайте к выполнению тестов. Приложение 1
Самостоятельная работа.
Итоги подводят консультанты по предметам и сообщают учителям.
Учителя называют тех, кто справился успешнее всех.
Пока работают консультанты, дети разгадывают кроссворд.
Ответы
Параметры оценивания
Обобщение:
Учитель истории: Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось. Мы с вами узнали, что жители первых древних государств основывали свои города вблизи рек, что позволяло им заниматься земледелием. Много было сделано великих открытий и изобретений, которые оказали влияние на дальнейшее развитие человечества.
Учитель русского языка: Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что предметы русский язык и история идут рука об руку друг с другом, и чтобы быть успешным учеником, нужно и интересоваться и историей и русским языком.
4. Подведение итогов.
Учитель русского языка:
5. Домашнее задание: написать сочинение «Если бы у меня была машина времени, я бы отправился в …..»
Сочинение-рассуждение о том, какую из стран Древнего Востока ты бы хотел посетить.
6. Рефлексия.
Учитель истории: Если урок вам понравился передайте мне солнышко, если нет – тучку.