Урок МХК по теме "Негасимые очаги русской православной веры". 10-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


«Есть примеры истинно религиозного, более того – христианского искусства,… говорящего о Боге без слов!»
Н. Зоркая

Цели:

  1. Понаблюдать за развитием зодчества на Руси в период с 10 по 17 века, а также познакомиться с типами русских православных храмов.
  2. Познакомиться с отличительными особенностями христианской архитектуры.
  3. Подчеркнуть самобытность русского зодчества.
  4. Выявить, как воспринималась архитектура храма в рамках православных идей и религиозной символики.
  5. Проследить преемственность архитектурных форм и приёмов.
  6. Оценить роль этого периода в развитии русской культуры

Оборудование:

  1. Выставка книг на тему: Архитектура в литературе (произведения литературы, затрагивающие проблемы зодчества) В. Шукшин «Мастер» «Крепкий мужик»;
  2. Папка-альбом «Негасимые очаги русской православной веры».
  3. «Гармония красоты законченных форм» – выставка рисунков.
  4. Тестовые вопросы.
  5. Эпиграф к уроку на доске.
  6. Музыкальная запись.
  7. Тезисы на доске
  8. Изображения храмов на доске.

Ход урока

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

– Здравствуйте ребята! Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать отрывком из стихотворения И. А. Бунина.

Древняя обитель супротив луны
На лесистом взгорье, над речными водами,
Бело-синеватый мел её стены,
Мрамор неба, белый, с синими разводами
А на этом небе, в этих облаках,
Глубину небесную в черноту сгущающих, –
Храмы в златокованных мелких шишаках,
Райскою красою за стеной мерцающих.
20 июля 1918г.

Древние обители, златокупольные храмы, райская краса которых поражала современников и будет, я надеюсь, радовать и восхищать потомков и будет предметом нашего сегодняшнего разговора. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока: « Негасимые очаги русской православной веры» Развитие русской храмовой архитектуры в 10-17 веках.

Цель нашего исследования – понаблюдать за развитием зодчества на Руси в период с 10 по 17 век, обратив внимание на отличительные черты русских храмов, различных строительных школ, обозначить, как воспринимается храм в русле национальной православной традиции. На уроке сегодня мы познакомимся с новыми терминами и понятиями, связанными с архитектурой, культурой, историей нашей страны. У вас на столах лежат тесты по теме, на вопросы в них вы можете отвечать по ходу урока, а проверим мы эту работу в конце. Будьте очень внимательны.

2. Беседа по теме урока.

Основным вопросом нашего сегодняшнего исследования будет вопрос, который мы сформулируем так: Как сочетается религия и искусство в архитектуре русских православных храмов?

Архитектура – это особый язык. Правда слагается он не из букв, слов и предложений. Его составные звенья – здания и сооружения, состоящие из галерей, аркад, колонн, башен и перекрытий. Чтобы понимать язык архитектуры, надо понимать ее знаки и символы, иметь представление, что означают те или иные элементы, что стоит за незнакомыми терминами, таинственными названиями. Несомненно, чтобы понять какие здания являются памятниками архитектуры, очень важно знать ответ на вопрос.

Что есть архитектура? Что есть зодчество? Архитектура и зодчество – это синонимы или…? Над этими вопросами работала группа учащихся. Они сейчас продемонстрируют результаты своей пусть небольшой исследовательской работы. Пожалуйста, вам слово. «Жемчужины древнего зодчества – драгоценное достояние нации».

Слайд План Софийского собора. Интересно само соотношение слов «зодчий» и «архитектор». Обратившись к словарю, мы уточним этимологию слов и обнаружим что слово «архитектор» (с греч. «главный строитель») как бы предполагает наличие расчета, чертежа, строго продуманного плана,

Слайд Внешний облик Софийского собора В то время как зодчие (от слова «зодь» – глина). В древней Руси работали, на глазок без чертежей, по одному вдохновению, держа общий план в голове. Поэтому в древнерусских храмах практически не бывает симметричных окон, циркульноправильных арок, идеально прямых линий. Древние постройки, выполненные из местного камня ,органически сливались с окружающей средой, шероховатость плинфы, рождающая размытость очертаний, скрывала неровность линий. Не случайно создатель церкви на Руси изначально не назывался архитектором, потому что прежде всего он зодчий, строитель ,мастер. Он человек, которому волею Господа ниспослана благодать – сотворить храм – дом Божий. А когда храм становится домом, то и воспринимается людьми он совершенно иначе, он 2) символизирует высшую правду и истину, 1) поражает своей красотой и великолепием. Вывесить тезис на доску 1. 2.

Характерным явлением в древнерусской архитектуре была наследственная передача технического опыта и архитектурных познаний от отца к сыну, от старшего брата к младшему и т.д. Так , на протяжении XVII столетия можно проследить работу нескольких поколений мастеров-строителей из семьи Старцевых, Костоусовых, Шарутиных и др. В древнерусской архитектуре мы редко встречаем упоминание имени мастера, построившего то или иное здание; чаще можно встретить имена тех лиц, по заказу которых осуществлялось строительство. Личность архитектора отступала на задний план перед личностью заказчика и в большинстве случаев оставалась неизвестной Семь столетий на Святой Руси работали-творили древнерусские зодчие, стенописцы, иконописцы... во Славу Божию, во имя Господне. Говорили – "Все от Бога: и строительная хитрость, и чудеса художеств". Поэтому они не метили своих произведений собственными именами. В итоге, сотни, тысячи творцов художественных сокровищ нашего народа остались безвестными. В такой ситуации редкие сведения о них нужно воспринимать ныне как драгоценные, а самих помянутых творцов считать людьми выдающимися Часть тех немногих сведений о русских зодчих, которые дошли до нашего времени мы представили на стенде «Каменных дел мастера». Вы можете с ними познакомиться подробнее. Ведь только прекрасные мастера могли создать такие памятники зодчества. Обратим внимание на два из них. Они возведены в разные века – их разделяют 4 столетия, созданы различными зодчими, но посвящены одному православному празднику- Покрова Пресвятой Богородицы.

Слайд Храм Покрова на Нерли Владимиро-Суздальская земля XII век Здесь близ слияния рек Нерли и Клязьмы на берегу небольшого озера, построена белокаменная церковь Покрова. Выглядит она лёгкой, воздушной, словно не из камня сделана, а соткана из белых кружев. Водная гладь, заливные луга. В спокойной воде отражается сверкающей белизной одноглавый храм. Стены его почти неуловимо наклонены внутрь, что подчёркивает высоту и создаёт впечатление лёгкости, невесомости постройки. Скромная каменная резьба украшает церковь. Церковь стоит на невысокой горке. Мастера, видимо, хорошо знали, что местность весной заливает вода. Они проявили свойственную русскому мастеровому человеку смекалку: насыпали высокий холм, укрепили его берега каменными плитами и сделали в них желоба для стока воды. На таком каменном острове храм надёжно был защищён от разлива рек и от льдин, теснившихся вокруг холма весной во время ледоходов. Говорят, что на дне озера под шестиметровой глубиной спрятали наши предки несметные сокровища. Было это в год нашествия монголов на Русь. Правда это или вымысел никто не знает, ведь сокровища до сих пор не найден.

ЗАДАНИЕ ИЗ КОНВЕРТА "Определите, какому древнерусскому храму посвятила свое стихотворение И. Снегова:

"Свечой на ладони – на голом лугу
– Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.
Мерцает в излучине, будто из туч,
Сквозит к нему некий единственный луч.
Пропорций бесспорность иль магия лет? -
Струящийся в небо единственный свет!
И сколько б ни шел ты назад допоздна,
Идет за тобою его белизна".

Слайд Храм Покрова на Рву. Совсем другая история у Покровского собора, что стоит на Красной площади в Москве. Он был построен в честь покорения Казани войсками Ивана Грозного. А город Казань взяли 2 Октября, то есть сразу после Покрова дня. Было у этого собора уточнение в названии современники его называли собором Покрова «что на рву» тем самым указывая на его соседство со рвом перед кремлем. Этот храм выглядит совсем иначе, чем церковь Покрова на Нерли. Прежде всего он гораздо больше. Вокруг центральной, подобно шатру, Покровской башни, увенчанные луковичными главами, а около них ещё четыре поменьше. Все девять глав разнообразны по форме и окраске. Они, как бы символизируют собой земли государства, собранные вокруг Москвы. В 17 веке храм был расписан с наружи яркими цветами и зелеными травами и напоминал весёлую игрушку. Издавна живет легенда о тех, кто построил этот удивительный храм. – русских «каменных дел мастерах» Барме и Постнике Яковлеве. Среди историков есть многие считающие, что Барма и Постник Яковлев – одно лицо. Барма – прозвище Постника Яковлева, русского мастера 16 века, строителя Кремля в Казани.

Слайд Василий Блаженный Более известно другое название Покровского собора – храм Василия Блаженного. По имени юродивого, похороненного на этом месте. Эта легенда послужила темой прекрасной поэмы Дмитрия Кедрина «Зодчие», прослушайте внимательно отрывок из неё и попробуйте доказать, что это не быль, а легенда. (Приложение 1)

– Что же в этом отрывке лишь вымысел автора?

  1. Государь не мог побить Золотую Орду, т.к. её не было на свете уже более ста лет.
  2. Зодчие были не владимирские, а псковские.
  3. Прийти к Государю босиком они не могли, так как этикет не позволял и дело было на Вербной неделе.
  4. Истории не известны факты ослепления зодчих, тем более, что собор был построен, когда царь был молод и жива ещё его единственная любовь первая жена Анастасия Романовна.

Да, вы правы, это лишь красивая легенда, но собор поистине великолепен, а природа вокруг как живое манящее его продолжение. Отрадно сознавать, что русские православные храмы воспринимаются людьми не просто как памятники архитектуры, но и как шедевры мировой культуры, демонстрирующие величие и глубинную красоту русского национального гения.

Вывесить тезис на доску 3.

– Как шло формирование этих отличительных черт русской храмовой архитектуры на протяжении веков? Самобытно ли русское православное зодчество ? Исследование по этому вопросу нам продемонстрируют ученики 2 группы: «Главные святыни России – оплот её духовности».

Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания...

Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими..."(Павел Флоренский).

Слайд Свет христианства. С принятием православной веры Русь приобщилась к христианской культуре. Центром православия тогда была могущественная Византии В языческой Руси храмы, крепости и княжеские чертоги возводили из дерева. У этих строений была остроконечная кровля, они были украшены затейливой резьбой.

Слайд Первые православные храмы на Руси.В 995 году на месте языческого капища Перуна был построен деревянный храм Рождества Богородицы – один из первых на Руси. В 13 веке вместо деревянной церкви был возведён этот каменный храм. Так после крещения Руси стало развиваться каменное зодчество. Оно не было слепым повторением византийских образцов, хотя, конечно, первые соборы строились по образу и подобию греческих. Вполне очевидно, что в новопостроенных храмах было нечто особенное, чего не знал художественный мир Византии.

Слайд Архитектурные школы. Развиваясь как самобытная и цельная, русская архитектура очень избирательно взаимодействовала и с европейским Западом и с азиатским Востоком, хотя не была изолирована от них, всё же держалась в русле национальных традиций. На каждом этапе исторического развития России в архитектуре появлялись свои особые черты, в которых отразилось влияние различных строительных школ

  1. галицко-волынская
  2. владимиро-суздальская
  3. псковско-новгородская
  4. ростовская
  5. раннемосковская

Слайд Устройство крестово-купольного храма. Устройство храма, его внешний вид Приложение 2

Слайд Владимиро-суздальская архитектурная школа 12-13вв. Приложение 3

Слайд Расцвет монастырей.

Слайд. Храмы – ротонды.

Вывесить тезис 4

Слайд Псковско-новгородская архитектурная школа 11-15 вв.

Слайд Церковь Спаса на Ильине Новгород 1374г.

Слайд Храмы-крепости Пскова. Троицкий собор Псковского Кремля.

Слайд 15 век – переломный момент в развитии архитектуры.

Слайд Аристотель Фиораванти.

Слайд Успенский собор – главная святыня России .

Слайд Его величество шатёр Пример шатрового храма.

Слайд Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Слайд Успенская «Дивная» церковь Алексеевского монастыря Углич 1628г

Слайд Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Слайд 17 в – расцвет русской культуры и особенно архитектуры.

Слайд. Восьмое чудо света. Преображенская церковь в Кижах.

Слайд Храм Живоначальной Троицы в Никитниках

Слайд Московское барокко

Слайд Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 1690-1693гг.

Слайд Колокольня Иван Великий – символ величия и могущества государства.

Слайд Церковь Дмитрия на Крови в Угличе 1692г Храмы-корабли.

Слайд Вывод Русское храмовое зодчество не просто самобытно, оно -уникально. Ведь на протяжении веков русские люди не просто строили храмы, они – творили, искали новые формы, узнав об одном типе храмов -крестово-купольном- создали свои, новые. Это и храмы-корабли, и церкви- ротонды, и в духе национальной традиции великолепные шатровые храмы. Русские мастера использовали всё своё умение и в украшении храмов: ряды кокошников. каменная кайма, поразительное единство с природой делали каждый храм уникальным .

Что символизирует архитектура русского православного храма? Как архитектурные находки и решения соотносятся с русскими православными традициями? Этот вопрос рассматривала третья группа: Пожалуйста, вам слово. «Православные храмы – зеркало русской души»

Чтобы понять, насколько органично слиты в архитектуре русских храмов национальные традиции и религиозные верования нашего народа, мы в нашем выступлении обратим внимание на два аспекта.

  1. Как изменялась форма храмовой главы в русском зодчестве?
  2. Как количество куполов отражало христианские каноны?

Оказалось, что форма храмовой главы на протяжение 10-16 веков претерпела значительные изменения. Приложение 4 Символика храма

  1. «полусолнце» в русле византийской традиции 10 век
  2. «полукруг» русское видение этой традиции 12 век
  3. «шелом» отражение ратного духа народа 13-14 вв.
  4. «луковица» – сходство со свечой, как символом ничем неискоренимого стремления русского человека к свету с 15-16вв.

Вывесить тезис на доску. 5. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что русская храмовая архитектура есть зеркало русской души. Ведь храм – это не просто памятник зодчества,

Храм- это дом, посвящённый Богу,
Храм – это общей молитвы зов,
Храм – это свечи, кресты, иконы...
Храм – это светлая песнь веков.

Обращение к тезисам (Приложение 5) ведь храмы:

  1. поражают своей красотой и великолепием;
  2. символизируют высшую правду и истину;
  3. демонстрируют величие и глубинную красоту русского национального гения;
  4. отражают незыблемость веры и первооснов жизни;
  5. выражают неискоренимое стремление русского человека к свету

Давайте подведём итог: Сочетаются ли религия и искусство в архитектуре русских храмов?

  1. Без сомнения, в архитектуре православных храмов органично сочетаются религия и искусство. Ведь при взгляде на наши храмы каждый человек испытывает и эстетическое наслаждение храмом, как произведением искусства и ощущает благоговейную дрожь от соприкосновения с чем-то божественным и величественным
  2. При взгляде на храм душу наполняет ощущение чистоты и гармонии с миром, становится легче дышать, мысли возносятся к вечности и понимаешь, как это прекрасно.

Культура – наше драгоценное достояние. Она объединяет и сближает нас и в то же время отличает от остального мира. Подпитываясь животворными соками своей культуры, Россия продолжала своё развитие. Но даже на самых крутых поворотах истории великая наша держава выжила и находила в себе силы возродиться вновь. «Всё возвращается на круги своя» – сказано в Библии. И сегодня, я надеюсь что никогда более нашему взору и взору наших детей, внуков не предстанет обжигающий душу русский пейзаж из стихотворения Ник. Рубцова.

С моста идёт дорога в гору
А на горе – такая грусть!
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь...

Слайд Чаплыгин. Развалины храма.

3. Подведение итога урока.

Святое чувство – любовь к Родине! У нас более чем достаточно поводов для гордости за нашу культуру, наши духовные ценности, мастерство наших умельцев.

Слайд Церковь Михаила Архангела 1805г. Гордости за то, что наш Кривополянский храм, построенный в 1805 г. не был закрыт даже в годы Советской власти. Ведь ни ордынское иго, ни годы сталинских репрессий, ни Великая Отечественная война не смогли уничтожить наши исторические и духовные ценности. Все они оказались бессильны, им не удалось стереть с лица Земли неуничтожимое и вечное. Я с гордостью говорю о том, что наша русская культура заняла в мире достойное место. Ведь это культура народа с открытой душой и большим сердцем яркое и заметное явление в мировом сообществе уже на протяжении многих столетий. Она вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное в человеке и стала как бы зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в нашем народе, поэтому и надеюсь, что сегодняшняя беседа помогла нам сделать ещё один шаг на пути познания национального художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.

Обращение к эпиграфу урока. А русские православные церкви, храмы, соборы и монастыри- это негасимые очаги русской православной веры, которые питают наши души, умы и сердца. Они и «есть примеры истинно религиозного, более того – христианского искусства, говорящего о Боге без слов»

Работа по тесту. Давайте проверим, насколько хорошо был усвоен материал урока с помощью тестовых заданий. В.6. Прокомментируйте ответ.

Великий композитор, видимо, был сильно поражён увиденным. Об этом свидетельствуют очень короткие, но яркие и эмоциональные фразы. Берлиоз говорит о стремлении ввысь. Я считаю, что это о Церкви Вознесения Господня в с. Коломенском. Её высота 62 метра, а высота шатра 28 м. Тысячелетняя Русская Церковь достойно выдержала все испытания. И сегодня она по-прежнему крепка своей верой, живет любовью к миру и надеждой, что Господь и Матерь Божия и в будущем не оставят Ее Своей милостью, Своей благодатью. Она верит и надеется, что "... явлено будет великое чудо Божие... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль своей красе, и пойдет своим путем, Богом предназначенным... ".

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О. Газманова «Москва…»

Она помнит пророчество своего Небесного Основателя и Спасителя Христа: "Созижду Церковь мою и врата ада не одолеют Ея... "(Мф. 16,18)

О, вид смиренный и родной,
Берёзы, избы по буграм.
И, отражённый глубиной,
Как сон столетий, божий храм.
Н. Рубцов.

4. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Для меня храм – это…»

Литература:

  1. Забелин И.Е. Черты самобытности в русском зодчестве.
  2. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе М., 1991.
  3. Седов В.В. К вопросу о Ростовской школе 15-16 в.в. История и культура Ростовской земли. Материалы конференции 1991. Ростов, 1997.

Приложения.