Цели:
Образовательные:
- повторить понятия логарифма числа и свойства логарифмов. Ознакомить и закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появления типичных ошибок.
- Предоставить каждому обучающему возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
- Активизировать работу класса через разные формы работы.
Развивающие:
- Развивать навыки самоконтроля.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственное отношение к труду, воспитывать волю и настойчивость для достижение конечных результатов.
- создать эмоционально-положительный комфорт (ситуацию успеха)
Задачи урока: Ранее усвоенные знания применять в нестандартных ситуациях.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепят ученики в ходе урока:
- знание понятия логарифма числа, логарифмической функции, свойств логарифмической функции;
- знание основных приёмов решения логарифмических уравнений;
- знание квадратичной функции и её свойств;
- умение выполнять преобразования выражений, содержащих логарифмы;
- умение применять свойства логарифмов при преобразовании выражений, содержащих логарифмы;
- умение решать простейшие логарифмические уравнения и применение основных приёмов при решении более сложных уравнений;
- умение решать квадратные уравнения;
- использовать умение переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию.
Оборудование урока:
- карточки с индивидуальными заданиями для самостоятельной работы;
- карточки с заданиями для домашней работы;
- справочный материал;
- оценочный лист;
- мультимедийный проектор, компьютер.
Формы работы:
- фронтальная;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Методы занятия: словесные и практические; контроль и обобщение знаний. При объяснении нового материала: объяснительно-иллюстративный (основное назначение – организация усвоения знаний);частично-поисковый (овладение элементарными навыками поиска знаний, учащиеся привлекаются к самостоятельному решению части проблемы).
План урока:
- Орг.момент.
- Устная работа (морской бой). Найди ошибки. Повторить основные формулы логарифмов.
- Программируемый контроль.
- Из истории математики.
- Изучение нового материала: «Логарифмические уравнения».
- Практическая работа: «Решение логарифмических уравнений».
- Решение проблемной ситуации (если возникнет).
- Итог урока.
- Рефлексия («Что знают», «Чего не знают», «Что получилось?», «Что нет?», «Что необходимо для этого повторить или выучить дома?»).
- Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока | Примечание |
I. Организационный момент. (Приветствие) Вступительное слово преподавателя. Я приветствую вас на сегодняшнем уроке алгебры. Тема урока: “Решение логарифмических уравнений”. Сегодня мы повторим понятие логарифма числа, свойства логарифма, закрепим умения применять эти понятия при решении уравнений. Эпиграфом урока являются слова:
На доске: дата, тема, план, эпиграф урока. Раздаются карточки самостоятельных работ, оценочный лист, программированный контроль. (Приложение 4, 6, 7) |
Слайд 1-3
Слайд 4 |
II. Актуализация опорных знаний.
Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием, ведь они скоро нам понадобятся для успешного выполнения контрольной работы, а в дальнейшем и успешной сдачи экзамена. И я хочу вам в этом помочь!
|
Слайд 5
Слайд 6-10 Слайд 11-35 |
III. Программированный контроль. 7 минут Самопроверка. Эталоны ответов раздать заранее. Выставить баллы в оценочный лист. |
|
IV. Из истории математики. Совершаем небольшой экскурс в историю математики. На прошлом занятии мы с вами говорили о логарифмах, а кого из ученых вы можете назвать, которые являются основоположниками логарифмов? Джон Непер – 1614 год – изобретение логарифма Бюрги Йест (1552 - 1632) – швейцарский часовщик и мастер астрономических приборов, любитель математики. Именно Й. Бюрги составил первые таблицы логарифмов 1703 год – перевод таблиц на русский язык Современное определение показательной, логарифмической и тригонометрических функций — заслуга Леонарда Эйлера, так же как и их символика. (Приложение 1-2) задание в виде сообщения. Тема “Логарифм и музыка” (Приложение 3) (Играет музыка. Приложение 5)
Преподаватель: Ребята, логарифмы применяются на уроках физики. Закон радиоактивного распада имеет вид m=mе.Формула Циолковского, связывающая скорость ракеты с ее массой v=v ln . Тема “Звезды, шум и логарифмы” (Сообщение обучающегося) Преподаватель: Более того, коэффициент звукоизоляции стен измеряется также с помощью логарифма, по формуле D=A lg . |
Слайд 36-39
Слайд 40 Слайд 41 |
V. Изучение нового материала. Итак, тема нашего урока «Решение логарифмических уравнений», а цель его какая? Научиться решать логарифмические уравнения.
А если в уравнении неизвестное содержится под знаком логарифма, как его назвать? (логарифмическое). Предложить ученикам дать определение логарифмического уравнения . Определение: Логарифмическим уравнением называется уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма.
Помни! При решении логарифмических уравнений часто приходится выполнять эти преобразования и свойства логарифмов (они у нас на доске, и мы их сейчас повторили) Следует иметь в виду, что указанные операции могут привести к уравнениям, не равносильным данным. Логарифмирование – это опасная операция, т.к. при ней может произойти потеря корней. Пример: х2 = 25 ; прологарифмируем обе части log5х2 = log525; х1,2 = ± 5. уравнения по основанию 5: 2 log5х = 2; log5х = 1; х = 5 потеря корня х = - 5 Избежать этой ошибки поможет нахождение ОДЗ уравнения. При потенцировании потери корней не происходит, но могут получиться посторонние корни , которые легко обнаруживаются при подставке их в исходное уравнение . Если при подстановке какого – либо корня в уравнение под знаком логарифма получается отрицательное число или нуль, то этот корень надо отбросить как посторонний. При решении логарифмических уравнений часто используются следующие методы:
Сегодня мы рассмотрим несколько из них, а остальные на следующем занятии. |
Слайд 42
Слайд 43 |
VI. Самостоятельная работа. Какие вы знаете методы решения логарифмических уравнений? Работа в парах. Разобрать примеры решений логарифмических уравнений, определить метод решения уравнений, объяснить решение примеров товарищу. В лист самоучёта ставит оценку за объяснение тот, кому объясняют решение. Анализируем, какие уравнения не вызвали сложности, а какие вызвали. Какое из уравнений отличное от остальных?
О чём говорит этот блок уравнений? Определите метод решения уравнений.
О чём говорит этот блок? Каким методом необходимо решать уравнения этого блока
|
Слайд 44-46 |
VII. Решение проблемной ситуации. Разбираем решение уравнений, которые у большинства обучающихся вызвали затруднения. Если есть обучающиеся, которые их решили, то они представляют своё решение. У учителя все уравнения с решениями в презентации и при необходимости уравнение разбирается по готовому решению или проверяется ответ. |
|
VIII. Итог урока. Выставление оценок. Что нового узнали сегодня на уроке? Какие новые методы решений логарифмических уравнений сегодня разобрали. (Метод оценки, квадратное относительно разных переменных, разложение на множители, логарифмирование) |
|
IX. Рефлексия. |
Слайд 48 |
X. Домашнее задание. Подготовить реферат на тему: «Зачем нужны логарифмы.» Определите метод решения и решите №№ 379(а;б), 380(а,б). Проработать весь теоретический материал и разобрать примеры §19. Если вы получили оценку «4»или «5», то выполните №348-349. Если вы получили «3» или «2», то прочитайте и выучите основные формулы из § 15-18, выполните из учебника № 368-370 (четные), № 377, №378 |
Слайд 47,49 |