Совместная деятельность учащихся социально-педагогического класса и учащихся начальной школы с нарушениями звукопроизношения

Разделы: Логопедия


На данном этапе модернизации системы отечественного образования, как никогда, возникла потребность в новом типе социальных связей и человеческих отношений, которые характеризуются не подавлением, враждой и соперничеством, а сотрудничеством, согласием и доверием.

В условиях школьного логопедического пункта взаимодействие логопеда и учащихся является ведущим в системе коррекционной работы. Однако формирование положительного опыта взаимодействия логопеда и ребенка не решает в полной мере проблему подготовки детей-логопатов к системе социальных отношений. В многообразии человеческих связей самым распространенным является взаимодействие с людьми разного возраста.

По мнению ученых, социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Если школьник вступает во взаимодействие как младший, то действует механизм подражания. Когда ученик включается во взаимодействие как старший, действует механизм “социального взросления”. Известно, что дети всегда стремятся ощутить свою взрослость, выполнить роль взрослого. В то же время, младшие школьники любят приставать (в хорошем смысле этого слова) к ребятам старшего звена. Особенно ярко это проявляется после школьного дня самоуправления, когда старшеклассники проводят уроки у малышей.

Эти наблюдения натолкнули меня на мысль о том, что подобное взаимодействие детей-логопатов с учениками старшего звена будет способствовать активизации логопедических занятий и повысит результативность коррекционной работы. Интересная идея для педагогического проекта. И работа закипела…

В результате плодотворной работы был разработан проект “Ты да я, да мы с тобой!”. Цель проекта – Организовать совместную деятельность учащихся педагогического класса и детей-логопатов с целью активизации логопедических занятий.

В рамках проекта “Ты да я, да мы с тобой!” была разработана Программа курса по выбору для учащихся 10 педагогического класса “Секреты логопедии”. Цель данного курса – познакомить учащихся с профессией учителя-логопеда и основными приемами коррекционной работы, что позволит помочь учащимся осмыслить перспективу профессионального выбора.

Реализация проекта началась с классного часа “Профессия логопед” в 10 профильном педагогическом классе. Мероприятие, разработанное по технологии Активных методов обучения, увлекло учащихся и 16 человек пришли на курс по выбору “Секреты логопедии”. Посещая теоретические занятия, ребятам не терпелось освоить практикум, поработать непосредственно с учащимися младших классов. Практические занятия не заставили себя долго ждать.

Знакомство между старшими и младшими произошло в один из дней, когда у учащихся вторых классов проходили индивидуальные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения. Ребята очень быстро нашли общий язык и разбились на творческие союзы по два человека (ученик-логопат и ученик-наставник). А творческими они названы потому, что вся их дальнейшая деятельность строилась на совместной деятельности, направленной на коррекцию того или иного звука.

Работа по коррекции звука делится условно на несколько этапов. Совместная деятельность учащихся была организована таким образом, что на каждом этапе младший школьник мог получить поддержку старшего наставника.

Первым заданием было задание “Кто-кто в теремочке живет?”, которое заключалось в придумывании интересных историй, основанных на артикуляционных упражнениях. Конечно же, истории придумывали ребята педагогического класса, но вот их “театрализованным” представлением занимались малыши.

В процессе совместной деятельности ребята работали над мини-проектами “Где спрятался звук?”, в результате которых дети-логопаты с помощью старших наставников определяли правильную артикуляцию “трудного звука”, делали зарисовки к артикуляционным позициям, делились своими находками с другими ребятами-логопатами. Это задание было дано ребятам на этапе постановки звука. Каково же было мое удивление, когда при защите своих проектов почти все дети-логопаты правильно произнесли изолированный звук.

Во время работы над изолированным звуком малыши получили задание сделать звук объемным и оживить его. Здесь старшеклассникам надо было догадаться и помочь в догадке младшим, что звук обозначается буквой. Во время создания буквы ребята тесно общались между собой не один раз правильно проговаривая отрабатываемый звук как изолированно, так и в словах. Очень живые и веселые получились у ребят буквы из бумаги, пластилина, из текстильных материалов.

Время шло. Малыши уже с нетерпением ждали своих старших наставников и новых заданий. Приближался Новый год. Настала пора готовить подарки. На очередном логопедическом занятии ребята получили задание смастерить Новогодний подарок, в названии которого будет “трудный” звук. Конечно же, ребята педагогического класса пришли на помощь. В результате этой работы произведения трех союзов (три совместные работы) были отправлены на конкурс детского творчества в номинациях “Новогодняя открытка”, “Новогодняя игрушка”, “Новогодний подарок”. Другие работы украшали школьную елку.

На следующее совместное занятие учащиеся педагогического класса пришли к своим младшим друзьям с письмом от Деда Мороза. В письме Дед Мороз обратился к каждому ребенку индивидуально с просьбой придумать сказку о Новогодних приключениях любимой буквы. Сказки получились по-настоящему волшебные. Ребята рассказывали свои сказочные истории друзьям, при этом правильно и четко проговаривая, еще совсем недавно не получавшийся звук.

Процесс автоматизации звука закончен. Часть ребят была отчислена из логопедического пункта с логопедическим заключением “речь в норме”, часть продолжила посещать логопедические занятия. Но те и другие не потеряли связь с ребятами из педагогического класса и за пределами школьного логопункта.

Ребят педагогического класса так увлекла работа с младшими школьниками, что они вышли за рамки логопедического занятия и предложили разработать и реализовать проект “Фестиваль-конкурс АБВГДейка” для учащихся начальной школы. В рамках “Фестиваля…” были проведены конкурс рисунков “Веселый Алфавит”, литературная викторина “Там на неведомых дорожках…”, конкурс “Лучшая пропись”, конкурс чтецов “Моя любимая буква”, в котором принимали участие бывшие воспитанники школьного логопункта, а в подготовке к конкурсу им помогали старшие наставники.

Реализация педагогического проекта подошла к концу. Среди учащихся младших классов и учащихся педагогического класса, участвовавших в проекте был проведен мониторинг, результаты которого показали, что вся работа была не напрасна. В процессе совместной деятельности и общении учащихся разных ступеней происходит преобразование имеющегося опыта старших, а так же обогащение и развитие опыта младших. Причем процесс развития младших происходит значительно быстрее и продуктивнее (имеется в виду коррекция звука), чем в обычных условиях логопункта. Это определяется повышением уровня заинтересованности в логопедических занятиях у младших школьников.

Кроме того, взаимодействие старших и младших выполняет функцию социальной защиты, которая может быть рассмотрена в нескольких аспектах. Прежде всего, как помощь старших младшим в организации их жизнедеятельности, особенно при выполнении непосильной для младших работы (например, работа по проекту). Во-вторых, это защита и поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя в полной мере в группе сверстников. В разновозрастном объединении у старших школьников появилась дополнительная возможность утвердиться в выборе профиля обучения.

Анализ результатов работы по проекту позволяет сделать вывод о том, что такая форма работы с детьми-логопатами продуктивна, побуждает старших и младших к активному взаимодействию, что способствует более успешной социализации учащихся любой ступени школьного обучения.