Урок окружающего мира по теме "Что такое ремесло?". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: Урок-путешествие.

Методы: практический, словесный, наглядный, работа с раздаточным материалом.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.

Оборудование: печатные листы для групповой работы; индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.

Цель урока: обобщить имеющиеся знания.

Задачи урока:

  • сформировать представление учащихся о возникновении в России ремесел, раскрыть значение понятия “трудовая деятельность людей”;
  • работать над развитием мыслительной деятельности через решение логических заданий;
  • воспитывать культуру труда, учить работать в группах, создавая условия для воспитания чувства взаимовыручки, дружбы.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формирование УУД

I Организационный момент Создание эмоционального фона урока. На уроках окружающего мира вы открываете для себя что-то новое, и сегодня мы с вами заглянем в прошлое России. Приветствие Коммуникативные УУД – эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний. Прочитайте тему урока “Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло?”  
  – Что вы должны будете знать к концу урока по этой теме?

Мы с вами совершим путешествие.

– Что такое ремесло и кто такие ремесленники
II Актуализация знаний учащихся Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы; они селились по берегам рек, как Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина,  от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря)

Почему славяне селились по берегам рек?

Кругом непроходимые леса. Можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть  через лесные чащи. Личностные УУД – развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие Я-концепции и самооценки личности
III Систематизация и обобщение знаний учащихся.

Работа в группах.

Систематизировать языковые понятия Всегда ли одежда славян выглядела так, как современная одежда?

Вспомните, как одевались славяне?

Разгадывание кроccворда

Проверка.

Нет, со временем одежда менялась, потому что люди выбирали удобную, практичную одежду? Регулятивные УУД – целеполагание

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование цели

IV Работа в парах. Проверка усвоения изучаемого материала.

Тест. “Жилище славян”

Деревянные дома возводили:
1) плотник; 2) каменщик; 3) строитель.

Деревянный крестьянский дом называется:
6) хоромы; 7) терем; 8) изба

Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:
4) палата; 5) сруб; 6) клеть.

Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома:
1) завалинка; 2) фундамент; 3) ров.

  Познавательные УУД - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД – умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

  Проверка: (записывают на доске правильный ответ)
Какое число получилось? (1861)
Что означает это число?
Стр.77 (найдите ответ)
Год, когда отменили крепостное право) (Часть крестьян купила себе участки земли, стали обрабатывать, но многие стали наниматься к помещикам или уходили в город, где становились рабочими)
V Работа по учебнику   Мы с вами уже знаем, в каких домах жили славяне, что находилось в этих домах, как велось хозяйство. Продолжаем знакомиться с жизнью людей того времени.   Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации
– Как вы думаете, о чем мы еще не говорили? Как работали.
– Чем занимались крестьяне в свободное от полевых работ время?
Жил на свете человек Стр.79-80
Какое новое понятие встретилось вам?
Что такое ремесло? Прочитайте (стр. 80) и ответьте на вопрос.
Так у человека появилось профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом или ремесло.
Труд человека по производству предметов необходимых для жизни: посуда, одежда, мебель
Подумайте и скажите кто такой ремесленник? (Стр.81) человек, который занимается ремеслом
Что означает слово — Артель (Стр. 81) Мастера стали объединяться в бригады – артели.
О чем говорят нам названия улиц? На улице Гончарной изготавливали посуду из глины, на Кирпичной производили кирпич, на Кожевенной обрабатывали кожу; делали, починяли обувь, изделия из кожи.
Из года в год ремесло развивалось.
Для чего нужны были ярмарки?
(иллюстрация стр. 81)
Чтобы купить полезные и красивые вещи
VI Физминутка. Эмоциональная разгрузка      
Знакомство с новым материалом   Я предлагаю вам игру.
На доске записаны слова, ваша задача – отгадать, кому они принадлежат.
   
Топор, пила… – плотнику,
Молот, наковальня… – кузнецу,
Прялка, шерсть… – ткачу,
Глина, гончарный круг … – гончару.
Речь будет идти о ремеслах (занятиях) людей.
Обработка дерева.

Учитель: Какое же хозяйство без посуды. Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды, плетёнку обмазывали сырой глиной. Могло случиться, что такая плетёнка попадала в костёр. Прутья обгорали, а глина стала твёрдой, как камень. А дальше – всё просто – люди стали лепить посуду из глины, используя гончарный круг.

Дети: О гончарном ремесле.

Учитель: Люди уважали кузнеца – ведь он делал ножи, гвозди, подковы. Кузнеца уважали, но и побаивались. Кузница находилась в стороне от жилья, там постоянно горел огонь, оттуда доносились непонятные звуки: стук, шипение, не иначе кузнец с нечистой силой знается. Сапожник, портной пользовались металлическими инструментами.
– Какими инструментами пользуется кузнец?

Дети: Клещи, молоток.

Учитель: Опишите его работу?

Дети: Кузнец всю работу выполняет в верхонках. Разжигает огонь, накаляет скобу до красноты и на наковальне выбивает молотком нужную форму.

Учитель: Догадались, какое ремесло?

Дети: Обработка металла.

Учитель: Как вы считаете, трудная ли эта работа?

Дети: Да, нужно быть выносливым, сильным?

Учитель: А сколько выдумки в работе у кружевниц: ночные сорочки, украшения на подушки, кайма для покрывала.
Как называется это ремесло?

Дети: Кружевное ремесло.

Учитель: Каким качеством надо обладать, чтобы сделать такие изделия?

Дети: Талантом, терпением.

 
Учитель: С какими ремёслами познакомились ? Ювелирное ремесло, производство продуктов питания, обработка шерсти, обработка льна, строительные ремёсла.  
Дети: Обработка дерева, гончарное ремесло, обработка металла, кружевное ремесло.

– А какие ещё ремёсла существовали, прочитайте схему в учебнике стр.82.

– Каким вы представляете мастера, который делает все эти ремесленные изделия?

   
VII Оценка уровня усвоения темы Проверка усвоения изучаемого материала Дополните предложения:
  1. Труд человека по производству предметов необходимых для жизни – называется… (ремесло).
  2. Человек, который занимается профессиональным ремеслом, называется….. (ремесленником).
  3. Одному было не выгодно работать, тогда мастера стали объединяться в …(артели).
  4. Артели, которые ходили по сёлам, городам в поисках заказов, называются………. (странствующими).
  5. Место, где можно приобрести иного полезных, красивых вещей... (ярмарка).
Оценивание (самопроверка). Регулятивные УУД – прогнозирование и контроль

Личностные УУД – рефлективность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика (самооценка)

VIII Итог урока.

Рефлексия.

Обобщение знаний Вот и закончилось наше путешествие, скажите
Как часто слышим слово “ремесло”?
Каким ремеслом вы бы хотели заниматься после нашего урока, если у вас появилась сейчас, в данный момент, такая возможность?
Сохранились эти профессии сегодня?
Выскажитесь о нашем уроке словами:
Я – узнал...
Я – научился...
  Познавательные УУД – осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Домашнее задание:   Подготовить сообщение об истории любого ремесла.    

Список литературы:

  1. Учебник – В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва “Окружающий мир 3 класс”. Москва: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику окружающий мир, 3 класс.