Тип урока: Урок-путешествие.
Методы: практический, словесный, наглядный, работа с раздаточным материалом.
Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.
Оборудование: печатные листы для групповой работы; индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.
Цель урока: обобщить имеющиеся знания.
Задачи урока:
- сформировать представление учащихся о возникновении в России ремесел, раскрыть значение понятия “трудовая деятельность людей”;
- работать над развитием мыслительной деятельности через решение логических заданий;
- воспитывать культуру труда, учить работать в группах, создавая условия для воспитания чувства взаимовыручки, дружбы.
Ход урока
№ п/п |
Этапы урока |
Дидактическая задача |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Формирование УУД |
I | Организационный момент | Создание эмоционального фона урока. | На уроках окружающего мира вы открываете для себя что-то новое, и сегодня мы с вами заглянем в прошлое России. | Приветствие | Коммуникативные УУД – эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества |
Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний. | Прочитайте тему урока “Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло?” | ||||
– Что вы должны будете знать к концу
урока по этой теме? Мы с вами совершим путешествие. |
– Что такое ремесло и кто такие ремесленники | ||||
II | Актуализация знаний учащихся | Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока | Славяне населяли огромные пространства
Восточной Европы; они селились по берегам рек,
как Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина, от
берегов Чёрного моря до берегов Балтийского
моря) Почему славяне селились по берегам рек? |
Кругом непроходимые леса. Можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. | Личностные УУД – развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие Я-концепции и самооценки личности |
III | Систематизация и обобщение знаний
учащихся. Работа в группах. |
Систематизировать языковые понятия | Всегда ли одежда славян выглядела так,
как современная одежда? Вспомните, как одевались славяне? Разгадывание кроccворда Проверка. |
Нет, со временем одежда менялась, потому что люди выбирали удобную, практичную одежду? | Регулятивные УУД – целеполагание Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование цели |
IV | Работа в парах. | Проверка усвоения изучаемого
материала. Тест. “Жилище славян” |
Деревянные дома возводили: 1) плотник; 2) каменщик; 3) строитель. Деревянный
крестьянский дом называется: Помещение, которое сейчас называется комнатой,
раньше называлось: Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая
для утепления дома: |
Познавательные УУД - осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в
устной форме. Коммуникативные УУД – умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать |
|
Проверка: (записывают на доске
правильный ответ) Какое число получилось? (1861) Что означает это число? Стр.77 (найдите ответ) |
Год, когда отменили крепостное право) (Часть крестьян купила себе участки земли, стали обрабатывать, но многие стали наниматься к помещикам или уходили в город, где становились рабочими) | ||||
V | Работа по учебнику | Мы с вами уже знаем, в каких домах жили славяне, что находилось в этих домах, как велось хозяйство. Продолжаем знакомиться с жизнью людей того времени. | Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации | ||
– Как вы думаете, о чем мы еще не говорили? | Как работали. | ||||
– Чем занимались крестьяне в свободное
от полевых работ время? Жил на свете человек Стр.79-80 Какое новое понятие встретилось вам? Что такое ремесло? Прочитайте (стр. 80) и ответьте на вопрос. Так у человека появилось профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом или ремесло. |
Труд человека по производству предметов необходимых для жизни: посуда, одежда, мебель | ||||
Подумайте и скажите кто такой ремесленник? (Стр.81) | человек, который занимается ремеслом | ||||
Что означает слово — Артель (Стр. 81) | Мастера стали объединяться в бригады – артели. | ||||
О чем говорят нам названия улиц? | На улице Гончарной изготавливали посуду из глины, на Кирпичной производили кирпич, на Кожевенной обрабатывали кожу; делали, починяли обувь, изделия из кожи. | ||||
Из года в год ремесло развивалось. Для чего нужны были ярмарки? (иллюстрация стр. 81) |
Чтобы купить полезные и красивые вещи | ||||
VI | Физминутка. | Эмоциональная разгрузка | |||
Знакомство с новым материалом | Я предлагаю вам игру. На доске записаны слова, ваша задача – отгадать, кому они принадлежат. |
||||
Топор, пила… | – плотнику, | ||||
Молот, наковальня… | – кузнецу, | ||||
Прялка, шерсть… | – ткачу, | ||||
Глина, гончарный круг … | – гончару. | ||||
Речь будет идти о ремеслах (занятиях)
людей. Обработка дерева. Учитель: Какое же хозяйство без посуды. Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды, плетёнку обмазывали сырой глиной. Могло случиться, что такая плетёнка попадала в костёр. Прутья обгорали, а глина стала твёрдой, как камень. А дальше – всё просто – люди стали лепить посуду из глины, используя гончарный круг. Дети: О гончарном ремесле. Учитель: Люди уважали кузнеца – ведь он
делал ножи, гвозди, подковы. Кузнеца уважали, но и
побаивались. Кузница находилась в стороне от
жилья, там постоянно горел огонь, оттуда
доносились непонятные звуки: стук, шипение, не
иначе кузнец с нечистой силой знается. Сапожник,
портной пользовались металлическими
инструментами. Дети: Клещи, молоток. Учитель: Опишите его работу? Дети: Кузнец всю работу выполняет в верхонках. Разжигает огонь, накаляет скобу до красноты и на наковальне выбивает молотком нужную форму. Учитель: Догадались, какое ремесло? Дети: Обработка металла. Учитель: Как вы считаете, трудная ли эта работа? Дети: Да, нужно быть выносливым, сильным? Учитель: А сколько выдумки в работе у
кружевниц: ночные сорочки, украшения на подушки,
кайма для покрывала. Дети: Кружевное ремесло. Учитель: Каким качеством надо обладать, чтобы сделать такие изделия? Дети: Талантом, терпением. |
|||||
Учитель: С какими ремёслами познакомились ? | Ювелирное ремесло, производство продуктов питания, обработка шерсти, обработка льна, строительные ремёсла. | ||||
Дети: Обработка дерева, гончарное
ремесло, обработка металла, кружевное ремесло. – А какие ещё ремёсла существовали, прочитайте схему в учебнике стр.82. – Каким вы представляете мастера, который делает все эти ремесленные изделия? |
|||||
VII | Оценка уровня усвоения темы | Проверка усвоения изучаемого материала | Дополните предложения:
|
Оценивание (самопроверка). | Регулятивные УУД – прогнозирование и
контроль Личностные УУД – рефлективность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика (самооценка) |
VIII | Итог урока. Рефлексия. |
Обобщение знаний | Вот и закончилось наше путешествие,
скажите Как часто слышим слово “ремесло”? Каким ремеслом вы бы хотели заниматься после нашего урока, если у вас появилась сейчас, в данный момент, такая возможность? Сохранились эти профессии сегодня? Выскажитесь о нашем уроке словами: Я – узнал... Я – научился... |
Познавательные УУД – осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | |
IХ | Домашнее задание: | Подготовить сообщение об истории любого ремесла. |
Список литературы:
- Учебник – В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва “Окружающий мир 3 класс”. Москва: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013.
- Рабочая тетрадь к учебнику окружающий мир, 3 класс.