Урок русского языка по теме "Алфавит"

Разделы: Начальная школа


Урок начинается с организации учащихся, активность учащихся повышается от этапа к этапу на основе применения разных приемов и методов работы , на основе ранее полученных знаний и умений.

На уроке использованы следующие приемы: демонстрация презентации, использование алгоритмов, проговаривание заданий, формулирование выводов, организация работы в разных формах.

Предполагаемый результат: сформированность у учащихся осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).

Структура урока была рациональна. Этапы связаны между собой. Дети включены, учащиеся с ОВЗ плодотворно работали в течение всего урока, ставили цели, делали выводы, оценивали свой труд, предъявляли результат классу.

Для активизации мышления учащихся, для включения каждого была организована работа в парах, группах, использовались алгоритмы.

В целях дифференцированного подхода к учащимся были использованы приемы проговаривания, разные алгоритмы.

В целях проверки у учащихся уровня усвоения знаний, умений, навыков на уроке был организован самоконтроль, самопроверка по эталону.

Цель урока: формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита) (совпадают в обеих программах).

Задачи урока:

Программа обучения общеобразовательная
  1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, формированию орфографической зоркости первоклассников, становлению самоконтроля.
  2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
  3. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.
Программа 7 вида
  1. Развивать устную монологическую речь при работе в парах и фронтальных ответах.
  2. Обогащать словарный запас.
  3. Способствовать прочному запоминанию алфавита.
  4. Развивать каллиграфические навыки.
  5. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Организационные формы: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

Оборудование урока.

Раздаточный материал:

  • карточки с заданием для парной работы на II этапе, алгоритмы;
  • карточки с заданиями групповой работы на III этапе;
  • карточки с изображением солнышка, облачка, тучки у каждого ученика; словари;
  • компьютер, видеопроектор, программа Microsoft Power Point (Презентация).

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика по общеобразовательной программе

Действия ученика по программе 7 вида

Задачи этапа

I. Самоопределение к учебной деятельности. (3–4 мин.) Встало солнышко с утра, заниматься нам пора!
Учимся старательно, слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем, дружно руки поднимаем.

(Презентация, слайд № 2).

Ребята, какое у вас настроение? Если у вас настроение веселое, то возьмите себе карточку с солнышком, если чуть – чуть грустное – то облачко, а если совсем печальное – тучку. Кто хочет поделиться своим настроением или высказать пожелания другим? У меня тоже хорошее настроение. Желаю всем с хорошим настроением работать весь урок.

 

Настраиваются на работу.

(На столах у детей карточки: солнышко, тучка, облако).

Настраиваются на работу.

(На столах у детей карточки: солнышко, тучка, облако).

1) создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого ребенка;

2) определить содержательные рамки урока.

II. Основной этап

Каллиграфическая минутка.

Определение темы. Целеполагание.

Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех. ал фа вит

Дети прописывают соединения (слоги)

ал фа вит

Дети прописывают соединения

Развитие каллиграфического навыка.
– Попробуйте определить тему урока. Кто догадался? Алфавит. Алфавит.  
Каковы ваши цели на урок? (фиксирует на доске) Формулируют. Помощь в формулировании цели – учителем. Развитие речи.
Актуализация знаний, фиксирование затруднения в деятельности.

Работа в паре.

Каково значение слова алфавит? Где вы об этом узнали? (Презентация, слайд № 3) Фронтальное общение. Фронтальное общение. 1) способствовать прочному запоминанию алфавита;

2) актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3) организовать затруднение в деятельности.

– Кто может рассказать весь алфавит? Кто попробует с буквы К? кто с буквы Ц? молодцы! А зачем человеку нужен алфавит? Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного. Используют карточку алфавит.
Хорошо, тогда расположите слова в алфавитном порядке. (Слайд № 4). Тигр, белка, лев, слон, рак. Обсуждают работу в парах. Используют карточку если нужно. Дети используют карточку подсказку № 1. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Проверка: Белка, лев, рак, слон, тигр. Самоконтроль, самооценка. Самоконтроль, самооценка.  
  А теперь (слайд № 5). Пенал, альбом, портфель, карандаш. Высказываются. Высказываются. 1) выявить причину затруднения (расположение слов по следующей букве);

2) открыть новый способ действия;

3) зафиксировать новый способ действий во внешней речи.

Вы сможете выполнить задание? Что вызвало затруднение? Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить.  
Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать? Расположить слова по алфавиту.  
Какие знания вы применили?

Какое слово вы напишите первым? Какое слово вторым?

По первой букве определили место слова.

Пенал, другие дети –портфель….

Пенал, другие дети –портфель….
Почему так получилось, что у вас разные ответы? Как же быть?
Ваши предположения?
Высказываются. Высказываются.
Включаются в рассуждения.
А может быть нам поможет словарь?

Найдите слова на букву П. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (пальто, пенал, портфель)?

Я думаю, что надо записать пенал, оно короче, чем слово портфель.
А может быть, портфель; ведь в портфеле же носят и пенал, и альбом, и карандаш.
Наверное, надо по ударению их расставить.
Я догадался! Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по второй букве!
 
Итак, к какому выводу мы пришли?
Попробуем выполнить задание.
В помощь – памятка. Работают по памятке № 2.
Проверка (слайд № 6) Самоконтроль, самооценка

Рефлексируют.

Самоконтроль, самооценка

Рефлексируют.

Молодцы! Мы открыли ещё одну тайну нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке вы записали слова?

Как же надо действовать, чтобы затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете?

Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве. Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве – помощь в формулировании вывода.
III. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа в группе. Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации? У меня для вас есть очень интересное задание.

Задание для 1 группы. Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы.
Задание для 2 группы. Расположить в порядке алфавита фамилии детей своей группы.
Задание для 3 группы. Догадайтесь, в каком порядке стоят в библиотеке эти книги. (Михалков, Барто, Маршак)
Задание для 4 группы. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту (суббота, вторник, среда).
Задание для 5 группы. Герои нашего учебника назвали весенние месяцы: март, апрель, май в алфавитном порядке. Верно ли они это сделали?

Работают в группе.

Выполняют задания для 1-4 групп.

Сидят в одной группе и ещё с ними 1 слабый ученик.

Задание для 5 группы. Герои нашего учебника назвали весенние месяцы: март, апрель, май в алфавитном порядке. Верно ли они это сделали?

1) проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях с опорой на эталон;

2) систематизировать знания об алфавите.

(Воспроизведение полученных результатов каждой группой. Проверка по эталону, презентация, слайды № 7-14) Выступление от группы.
Самоконтроль.
Рефлексия
Выступление от группы.
Самоконтроль.
Рефлексия
IV. Рефлексия деятельности. Итак, мы сегодня открыли ещё одну тайну нашего языка. Какую?

У кого возникли затруднения? Кому удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать? Кого из ребят вы похвалите за работу? С каким настроением вы заканчиваете урок? Молодцы! Я рада за вас.

Располагать слова, начинающиеся с одинаковой первой буквой по второй и т.д.

Карточки: солнышко, тучка, облако.

Помощь в формулировании вывода.

Карточки: солнышко, тучка, облако).

1) зафиксировать в речи открытый способ действий;

2) оценить собственную деятельность на уроке.

Карточка подсказка № 1. Алгоритм действия.

Общеобразовательная программа.

Программа 7 вида.

  1. Вспомни алфавит.
  2. Запиши слова в алфавитном порядке. Смотри по первой букве слова.
  1. Посмотри на алфавит.
  2. Найди первые буквы слов в алфавите.
  3. Первым запиши слово, у которого 1 буква стоит в алфавите раньше.
  4. Запиши остальные слова в алфавитном порядке.

Карточка подсказка № 2. Алгоритм действия.

Общеобразовательная программа.

Программа 7 вида.

  1. Вспомни алфавит.
  2. Запиши слова в алфавитном порядке. Смотри по первой букве слова.
  3. Если первые буквы одинаковые, смотри по вторым.
  4. Если вторые одинаковые, смотри по третьим…
  1. Посмотри на алфавит.
  2. Найди первые буквы слов в алфавите.
  3. Первым запиши слово, у которого 1 буква стоит в алфавите раньше.
  4. Если первые буквы одинаковые, смотри по вторым.
  5. НАПРИМЕР:
    Волк, верблюд…
    1 слово – верблюд
    2 слово – волк
    Буква е стоит в алфавите раньше, чем буква о.

  6. Запиши остальные слова.

Презентация