Урок начинается с организации учащихся, активность учащихся повышается от этапа к этапу на основе применения разных приемов и методов работы , на основе ранее полученных знаний и умений.
На уроке использованы следующие приемы: демонстрация презентации, использование алгоритмов, проговаривание заданий, формулирование выводов, организация работы в разных формах.
Предполагаемый результат: сформированность у учащихся осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).
Структура урока была рациональна. Этапы связаны между собой. Дети включены, учащиеся с ОВЗ плодотворно работали в течение всего урока, ставили цели, делали выводы, оценивали свой труд, предъявляли результат классу.
Для активизации мышления учащихся, для включения каждого была организована работа в парах, группах, использовались алгоритмы.
В целях дифференцированного подхода к учащимся были использованы приемы проговаривания, разные алгоритмы.
В целях проверки у учащихся уровня усвоения знаний, умений, навыков на уроке был организован самоконтроль, самопроверка по эталону.
Цель урока: формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита) (совпадают в обеих программах).
Задачи урока:
Программа обучения общеобразовательная |
|
Программа 7 вида |
|
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Организационные формы: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.
Оборудование урока.
Раздаточный материал:
- карточки с заданием для парной работы на II этапе, алгоритмы;
- карточки с заданиями групповой работы на III этапе;
- карточки с изображением солнышка, облачка, тучки у каждого ученика; словари;
- компьютер, видеопроектор, программа Microsoft Power Point (Презентация).
Ход урока
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия ученика по общеобразовательной программе |
Действия ученика по программе 7 вида |
Задачи этапа |
I. Самоопределение к учебной деятельности. (3–4 мин.) | Встало солнышко с утра, заниматься нам
пора! Учимся старательно, слушаем внимательно! Думаем, запоминаем, дружно руки поднимаем. (Презентация, слайд № 2). Ребята, какое у вас настроение? Если у вас настроение веселое, то возьмите себе карточку с солнышком, если чуть – чуть грустное – то облачко, а если совсем печальное – тучку. Кто хочет поделиться своим настроением или высказать пожелания другим? У меня тоже хорошее настроение. Желаю всем с хорошим настроением работать весь урок.
|
Настраиваются на работу. (На столах у детей карточки: солнышко, тучка, облако). |
Настраиваются на работу. (На столах у детей карточки: солнышко, тучка, облако). |
1) создать мотивацию к учебной
деятельности путем обращения к внутреннему
состоянию каждого ребенка; 2) определить содержательные рамки урока. |
II. Основной этап Каллиграфическая минутка. Определение темы. Целеполагание. |
Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех. | ал фа вит Дети прописывают соединения (слоги) |
ал фа вит Дети прописывают соединения |
Развитие каллиграфического навыка. |
– Попробуйте определить тему урока. Кто догадался? | Алфавит. | Алфавит. | ||
Каковы ваши цели на урок? (фиксирует на доске) | Формулируют. | Помощь в формулировании цели – учителем. | Развитие речи. | |
Актуализация знаний,
фиксирование затруднения в деятельности. Работа в паре. |
Каково значение слова алфавит? Где вы об этом узнали? (Презентация, слайд № 3) | Фронтальное общение. | Фронтальное общение. | 1) способствовать прочному
запоминанию алфавита; 2) актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; 3) организовать затруднение в деятельности. |
– Кто может рассказать весь алфавит? Кто попробует с буквы К? кто с буквы Ц? молодцы! А зачем человеку нужен алфавит? | Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного. | Используют карточку алфавит. | ||
Хорошо, тогда расположите слова в алфавитном порядке. (Слайд № 4). Тигр, белка, лев, слон, рак. | Обсуждают работу в парах. Используют карточку если нужно. | Дети используют карточку подсказку № 1. | Развитие навыков самоконтроля и самооценки. | |
Проверка: Белка, лев, рак, слон, тигр. | Самоконтроль, самооценка. | Самоконтроль, самооценка. | ||
А теперь (слайд № 5). Пенал, альбом, портфель, карандаш. | Высказываются. | Высказываются. | 1) выявить причину затруднения
(расположение слов по следующей букве); 2) открыть новый способ действия; 3) зафиксировать новый способ действий во внешней речи. |
|
Вы сможете выполнить задание? Что вызвало затруднение? | Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить. | |||
Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать? | Расположить слова по алфавиту. | |||
Какие знания вы применили? Какое слово вы напишите первым? Какое слово вторым? |
По первой букве определили место слова. Пенал, другие дети –портфель…. |
Пенал, другие дети –портфель…. | ||
Почему так получилось, что у вас разные
ответы? Как же быть? Ваши предположения? |
Высказываются. | Высказываются. Включаются в рассуждения. |
||
А может быть нам поможет словарь? Найдите слова на букву П. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (пальто, пенал, портфель)? |
Я думаю, что надо записать пенал, оно
короче, чем слово портфель. А может быть, портфель; ведь в портфеле же носят и пенал, и альбом, и карандаш. Наверное, надо по ударению их расставить. Я догадался! Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по второй букве! |
|||
Итак, к какому выводу мы пришли? Попробуем выполнить задание. |
В помощь – памятка. | Работают по памятке № 2. | ||
Проверка (слайд № 6) | Самоконтроль, самооценка Рефлексируют. |
Самоконтроль, самооценка Рефлексируют. |
||
Молодцы! Мы открыли ещё одну тайну
нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В
каком порядке вы записали слова? Как же надо действовать, чтобы затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете? |
Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве. | Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве – помощь в формулировании вывода. | ||
III. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа в группе. | Как вы думаете, пригодится ли вам в
жизни открытый новый способ расположения слов? В
какой ситуации? У меня для вас есть очень
интересное задание. Задание для 1 группы.
Расположить в порядке алфавита имена детей своей
группы. |
Работают в группе. Выполняют задания для 1-4 групп. |
Сидят в одной группе и ещё с ними 1
слабый ученик. Задание для 5 группы. Герои нашего учебника назвали весенние месяцы: март, апрель, май в алфавитном порядке. Верно ли они это сделали? |
1) проверить своё умение
применять новый способ в типовых условиях с
опорой на эталон; 2) систематизировать знания об алфавите. |
(Воспроизведение полученных результатов каждой группой. Проверка по эталону, презентация, слайды № 7-14) | Выступление от группы. Самоконтроль. Рефлексия |
Выступление от группы. Самоконтроль. Рефлексия |
||
IV. Рефлексия деятельности. | Итак, мы сегодня открыли ещё одну тайну
нашего языка. Какую? У кого возникли затруднения? Кому удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать? Кого из ребят вы похвалите за работу? С каким настроением вы заканчиваете урок? Молодцы! Я рада за вас. |
Располагать слова, начинающиеся с
одинаковой первой буквой по второй и т.д. Карточки: солнышко, тучка, облако. |
Помощь в формулировании вывода. Карточки: солнышко, тучка, облако). |
1) зафиксировать в речи открытый способ
действий; 2) оценить собственную деятельность на уроке. |
Карточка подсказка № 1. Алгоритм действия.
Общеобразовательная программа. |
Программа 7 вида. |
|
|
Карточка подсказка № 2. Алгоритм действия.
Общеобразовательная программа. |
Программа 7 вида. |
|
НАПРИМЕР: |