ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования издательства “Баласс” 2011 г. и обеспечена УМК для 1-4 кл., авторовА. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин.
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
- федерального компонента образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях, предусматривающего изучение отдельных элементов основ безопасности жизнедеятельности в интегрированном учебном предмете “Окружающий мир”;
- примерной программы начального общего образования по окружающему миру (базовый уровень);
- авторской программы по курсу “Окружающий мир” (авторский коллектив: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин); 2011.
- учебного плана общеобразовательного учреждения;
- авторской программы по курсу ОБЖ (автор Т.А. Смирнов).
Цели, задачи преподавания курса окружающего мира:
Цель определяется как осмысление личного опыта и приучения детей к рациональному постижению мира.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
На изучение окружающего мира отводится 68 часов в год (2 часа в неделю) и 5 часов ОБЖ (включены в учебные часы). В том числе: экскурсии – 4.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:
– Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 2 класс. (“Наша планета Земля”): учебник: в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2012.
– Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” (“Наша планета Земля”) для 2 класса: в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2012.(Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система “Школа 2100”)
Методические рекомендации для учителя – А.А.Вахрушев, Е.А.Самойлова, О.В. Чиханова М.: Баласс, 2010.
Полякова В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. (“Основы безопасности жизнедеятельности”): учебник / В.В. Полякова. – М.: Дрофа 2010.
Общая характеристика учебного предмета
Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия (“островки знаний”) объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся “островками без мостиков”). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые “островками незнания”), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос “Как нам строить свою жизнь?” в отношениях “человек – природа”, “человек – общество”. На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.
Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – “вложить знания в голову детей”. В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочения своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач -главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс “Окружающий мир” изучается с 1-го по 4-й класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как осе для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценное жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенств сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к дет; и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюден! здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, здания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ре ка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей ж поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса “Окружающий мир” во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития — умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса “Окружающий мир” во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке..
- Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи-– -Добывать новые знания: находить информацию как в учебнике, так и в словарях, энциклопедиях.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.–
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса “Окружающий мир” во 2-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять различие твердых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать ее;
- уметь определять стороны света по компасу и по солнцу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё
отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в
природе;
Содержание учебного предмета
2-й класс. “Наша планета Земля” (68 ч)
Авторы: Вахрушев А А., Раутиан А.С.
Введение (4 ч.)
Общие слова-понятия. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Земля – твердое тело.
Земля и Солнце(10ч.+4ч.)
Определение времени дня и года по Солнцу. Север, юг, запад, восток. Восток – направление на восход солнца, запад – направление на закат солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Земля – шар. Линия горизонта. Расширение горизонта с поднятием в высоту. Кругосветные путешествия.
Глобус. Земля – планета. Относительность движения. Планеты солнечной системы. Движение планет вокруг Солнца. Размеры Солнца и его удаленность. Луна – планета, вращающаяся вокруг Земли. Солнце – звезда. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самосветящиеся небесные тела. Планеты светят отраженным светом. Луна светит отраженным светом. Полное и неполное (месяц) лунное затмение. Всемирное тяготение. Предметы притягиваются, большие массивные предметы притягивают сильнее – закон всемирного тяготения. Симметрия живых организмов и ее связь с тяготением. Невесомость.
Смена дня и ночи. Относительность движения Земли и Солнца. Основной источник света на Земле – Солнце. На обращенной к Солнцу стороне Земли – день, на противоположной стороне – ночь. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Луна светит отраженным светом Солнца. Фазы Луны. Часы – измеритель времени. Определение времени по часам. Режим дня и его составление.
Времена года. Основные сезоны года. Зима – покой природы. Весна – пробуждение природы. Лето – время роста, цветения и созревания. Теплая погода. Рост и размножение растений и животных. Летом природа плодоносит: ягоды, грибы, плоды, овощи. Осень – природа подготавливается к зиме. Листопад.
Смена времен года. Вращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года.
Атмосфера. Погода и ее признаки. Климат – характерная погода, встречающаяся в данной местности в разные сезоны года. Температура, ее измерение. Погода и климат. Практическая работа с термометром. Термометр. Дождь и влажность климата. Круговорот воды в океане и на суше. Ветер. Почему дуют ветры? Холодные, умеренные и жаркий климатические пояса и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – “вечное лето”. Правила личной гигиены. Закаливание. Правила безопасности в природе. Съедобные и несъедобные растения.
Экскурсия “погода и климат”.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч.)
План и карта – изображение Земли на плоскости. Карта полушарий. Восточное, западное, северное и южное полушария. Глобус – уменьшенная модель Земли. Условные обозначения к карте и глобусу. Рельеф на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Материк – большой участок суши, окруженный водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Как составляют карты. Удаление предметов на расстоянии и элементарные представления о масштабе (уменьшении). Расстояние на местности и на карте. Практическая работа: составление плана класса или участка двора.
Формы земной поверхности (7 ч.+1 ч.)
Реки – текущая вода. Постоянный водоток. Жидкость и ее свойства. Почему текут реки? Горные и равнинные реки. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Долина реки. Пойма. Половодье. Крупные реки мира и их местонахождение на карте. Самая длинная река – Нил.
Озера – стоячая вода. Пресные и соленые (бессточные) озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Правила безопасности на водоемах.
Равнины и низменности. Ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности – самые плодородные участки суши. Медленно текущие реки. Болота. Западно-Сибирская равнина.
Горы и вулканы. Горы – поднятия земной поверхности. Коническая форма гор. Опыты по лепке гор из песка. Как образовались горы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли. Наиболее высокая вершина мира – Джомолунгма. Основные горы и вершины и их местонахождение на карте.
Полуострова. Участки суши, выдающиеся в океан. Крупные полуострова и их местонахождение на карте.
Острова – небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Крупные острова земного шара и их местонахождение на карте.
Моря – большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Холодные и теплые моря, обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их живые организмы. Крупные моря мира и их местонахождение на карте.
Экскурсия “Формы земной поверхности”
Земля – наш общий дом (11 ч.+5 ч.)
Жилые дома живых существ – экосистемы и их обитатели. Растения дают всем пищу – они “кормильцы”. Животные регулируют число обитателей экосистем, поедая лишних, слабых и больных организмов. Они – “едоки”. Грибы, микробы, дождевые черви – “мусорщики”, они поедают умерших. Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в жилом доме. Их приспособленность к среде.
Тундра. Холодный пояс. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Ландшафт тундры. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре.
Леса. Умеренный климатический пояс. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре.
Степь. Умеренный сухой климат степей (тепло и сухо). Открытый ландшафт. Животный и растительный мир. Степь жаркого пояса – саванна (жарко и сухо). Расположение на земном шаре.
Пустыня. Жаркий сухой климат. Ландшафт пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к) засушливому климату пустынь. Пустыни мира: Сахара, Гоби. Расположение пустынь на земном шаре.
Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса (тепло и влажно). Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные животные.
Стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган). Правила поведения при стихийных бедствиях.
Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Индейцы, чукчи, эскимосы – охотники. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Постоянные селения. Зерно – в умеренном поясе, южнее – сады, сахарный тростник – в жарком поясе. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Кочевники.
Страны и города. Освоение человеком природы и ее богатств Железо, уголь, нефть и их использование человеком. Электричество. Цивилизация и ее сходство в разных частях света. Города – символы промышленности. Машины и жизнь города. Страны и населяющие их народы. Языки разных народов и их обычаи”. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны города мира и их расположение.
Экскурсия “Знакомство с природой своей природной зоны”
Части света (10ч.+1ч.)
Европа. Умеренный климат. Рельеф. Природные зоны. Благополучные условия для жизни человека. Города и страны Евро Окружающие нас предметы и их родина.
Природные зоны и рельеф. Страны и города. Азия – родина более чем половины человечества. Древние цивилизации Востока. Обычаи Востока.
Африка. Жаркий климат. Пустыня Сахара. Рельеф и природные зоны. Народы Африки: негры и арабы. Древние цивилизации.
Австралия. Умеренный и жаркий климат. Самая небольшая часть света. Природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Страны и города.
Северная Америка. Новый Свет. Открытие Америки Колумбом. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны. Индейцы – коренные жители Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны и города.
Южная Америка. Жаркий и умеренный климат. Природные зоны. Амазония – огромный край вечнозеленых лесов. Страны и города. Народы.
Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Путешественники.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озера, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Правила закаливания с помощью солнца и воды. Домашние животные и меры безопасности при обращении с ними. Как вести себя с дикими животными.
Наша маленькая планета Земля (3 ч.+4ч.)
Город и его воздействие на среду. Природа не создает мусора, а человек его оставляет всюду. Человек меняет климат, создает искусственные озера и пустыни. Домашние растения и животные занимают места диких, вместо растений и животных – каменные джунгли городов.
Здоровый человек может жить только на здоровой планете Земля. Охрана природы. Как лечить и спасать планету: учиться у природы бережливости. Не нужно оставлять мусора, из отходов – нужные вещи. Беречь энергию. Охранять и спасать растения и животных.
Заповедники.
Средства контроля. Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях. Фактически нужны навыки использования знаний, а не знания.
Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум, который должны усвоить все ученики, но и максимум, который при желании могут усвоить школьники.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Тема |
Число часов (из расчёта 2 ч в неделю) |
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
Как мы будем учиться | 1 | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н). |
Общие слова – понятия | 1 | Характеризовать отличительные
свойства природных объектов и изделий
(искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П). Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н). |
НАША ПЛАНЕТА |
||
Из чего состоят все предметы. | 1 | Приводить примеры веществ,
описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П). |
Проверочная работа | 1 | |
Природные часы, календарь и компас | 2 | Самостоятельно и в группах проводить
наблюдения явлений природы (Н). Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). |
Земля имеет форму шара ОБЖ. Чрезвычайные ситуации | 1 | |
Глобус – модель Земли | 1 | |
Повторение и проверочная работа | 1 | |
Контрольная работа | 1 | |
Земля в космосе | 1 | |
Притяжение Земли | 1 | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П). |
Смена дня и ночи. | 1 | Сравнивать и различать
день и ночь, времена года (Н). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н). Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П). |
Проверочная работа | 1 | |
Смена времён года | 1 | |
Смена времен года. Земля сохраняет тепло солнечных лучей. | 1 | |
Где на Земле теплее ОБЖ. Болезни, их причины, связь с образом жизни | 1 | |
Погода и климат | 1 | |
Предсказания погоды. Экскурсия. ОБЖ. Пути передачи инфекционных заболеваний. | 1 | Самостоятельно наблюдать
погоду и описывать её состояния (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). |
Урок-тренинг и проверочная работа | 1 | |
Контрольная работа | 1 | Характеризовать глобус,
карту и план, их условные знаки (Н). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П). |
План и карта | 1 | |
План и карта. Условные знаки на карте. | 1 | |
Глобус и карта | 1 | |
Повторение и проверочная работа | 1 | |
Что изображают на карте | 2 | |
Материки и океаны | 1 | |
Повторение и проверочная работа | 1 | Сравнивать и различать
разные формы земной поверхности и водоёмы на
примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П). |
Реки и озёра | 1 | |
Реки и озёра ОБЖ “Чем опасны водоемы зимой”. | 1 | |
Равнины и горы | 1 | |
Экскурсия “Формы земной поверхности”. | 1 | |
Повторение и проверочная работа | 1 | |
Моря и острова. | 1 | |
Проверочная работа | 1 | |
Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа |
1 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). |
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ |
||
Экологические системы |
1 | Характеризовать экосистемы
(на 1-2 примерах) (П). Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). |
Круговорот веществ. | 1 | |
Природная зональность |
1 | |
Природные зоны холодного пояса |
1 | |
Леса умеренного пояса |
1 | |
Засушливые зоны умеренного пояса |
1 | |
Путешествие в тёплые края (Самостоятельная подготовка докладов) | 1 | |
Горные экосистемы | 1 | |
Повторение и проверочная работа | 1 | Обсуждать особенности 2-3
стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). |
Люди, города и страны. |
1 | |
Проверочная работа | 1 | |
Контрольная работа | 1 | |
Путешествие тучки по Европе | 2 | |
Азия | 1 | |
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников) | 3 | |
Россия – наша родина. | 1 | Практическая работа
с глобусом и картой: показывать территорию
России, ее государственную границу (Н). |
Проверочная работа | 1 | |
Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона) | 2 | Характеризовать (в ходе
экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности
и водоёмы своей местности (Н). Проводить групповые наблюдения во время экскурсии “Формы земной поверхности и водоёмы” (П). Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). |
Наша маленькая планета Земля | 1 | |
Как сберечь нашу планету. | 1 | |
Урок повторения | 1 | |
Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа |
1 | |
Проект “Всемирная выставка”. | 1 | Применение полученных знаний
и умений на уроках в жизни о возрастающем
разрушении нашей планеты человеком и способах ее
спасения, правила поведения в квартире,
позволяющие сохранить природу, правила
поведения при посещении леса, водоема, движения
на открытой местности (Н) Уметь беречь богатства природы в повседневной жизни уметь пользоваться памяткой для путешественника. |
ОБЖ Урок-игра “Памятка для путешественника”. Природа и мы. | 1 | |
Экскурсия в музей. | 1 | |
Итоговый урок по курсу “Наша планета Земля”. | 1 | |
Проверочная работа по курсу “Наша планета Земля” | 1 | |
ИТОГО: | 68 |
Учебно-методические средства обучения
- Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 2 класс. (“Наша планета Земля”): учебник: в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2012. (Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система “Школа 2100”).
- Вахрушев, А.А. Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” (“Наша планета Земля”) для 2 класса: в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2012.
- Методические рекомендации для учителя А.А. Вахрушев, Е.А.Самойлова, О.В.ЧихановаМ.: Баласс, 2010.
- Полякова В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. (“Основы безопасности жизнедеятельности”): учебник / В.В. Полякова. – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительный материал:
- Иллюстрации:
Домашние животные.
Дикие животные.
Птицы.
Режим труда и отдыха.
Времена года. - Коллекция полезных ископаемых.
- Коллекция “Каменный уголь”.
- Коллекция “Продукты нефти”.
- Коллекции “Грибы”, “Фрукты и овощи”.
- Презентации.
- Пособие “Здоровый образ жизни”.
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. – М.: “Просвещение”, 2007.
- ЦОРы.
- Наглядный материал по окружающему миру для 2 класса (авторы А.А. Вахрушев О.В. Бурский, О.В. Чиханова).