Урок истории на тему "Сословия российского общества". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели и задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать характеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.;

развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; умение сравнивать; умение работать с исторической картой, с историческим документом;

воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории.

Личностные: развитие усидчивости, самостоятельности в изучении материала.

Метапредметные: развитие умения сравнивать, анализировать текст учебника; развитие монологической речи.

Предметные: знать сословную структуру российского общества XVII в., особенности каждого из сословий и изменения, произошедшие с ними. Уметь работать с историческим документом.

Оборудование: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. “История России. Конец XVI – XVII век. 7 класс”, рабочая тетрадь “История России. Конец XVI – XVII век. 7 класс” Данилова А.А., Косулиной Л.Г., карта “Россия в XVII веке”.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Здравствуйте. На прошлом уроке мы с вами говорили о новых явлениях в российской экономике в XVII веке. Сегодня мы вспомним материал предыдущего урока и начнем изучение новой темы.

II. ОПРОС.

  1. Назовите последствия Смуты.
  2. Назовите новые черты в развитии сельского хозяйства.
  3. Дайте определения мелкотоварного производства и мануфактуры. Какие виды мануфактур вам известны?
  4. Назовите особенности торговли в XVII веке. На карте покажите крупнейшие ярмарки.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Тема урока – “Основные сословия российского общества” (запись на доске и в тетради)

План:

  1. Первое сословие.
  2. Духовенство.
  3. Крестьянство.
  4. Городское население.
  5. Казачество.

– Что такое сословие? Какие сословия средневекового общества в Западной Европе вам известны? (Ответ: духовенство, рыцарство, крестьянство).

Давайте рассмотрим, что представлял собой сословный строй в России XVII века глазами иностранца.

Работа с историческим документом “Сословный строй России глазами иностранца А. Олеария” (с. 47-48 учебника, Приложение 1).

– Почему А. Олеарий считал всех русских людей рабами, вне зависимости от их сословного положения? В чем это проявлялось? (Ответы: проявление своего ничтожества перед царем, все считаются царскими холопами, многие не ценят свободу).

1. – Как выдумаете, кто относился к высшему сословию в России? (Ответы: феодалы, духовенство).

Сословие феодалов с XVII века делится на две группы: бояре и дворяне.

– Вспомните, в чем разница в их положении? Для этого вспомните понятия вотчины и поместья (Ответ: вотчина – наследственное земельное владение, ею владели бояре. Бояре имели знатное происхождение. Поместье – земля, даваемая за службу военную или государственную, могли быть незнатными).

Чтение п. 1 §5.

– Как изменилось положение дворянства в XVII в.? (Ответ: стали опорой царской власти, их уравняли в правах с боярами после отмены местничества, укрепилось право дворян на землю с крестьянами с помощью закрепощения крестьян).

Записи в тетради: 1682 г. – отмена местничества.

1649 г. – Соборное Уложение: вечное право феодалов на крестьян и запрет перехода крестьян к другому хозяину.

Таким образом, дворяне потеснили бояр. Они могли занимать высокие посты при дворе, владеть землей с крестьянами наравне с боярами. Большинство крестьян принадлежало дворянам.

2. Особым сословием являлось духовенство. За XVII в его численность возросла. С принятием в конце XVI века патриаршества Русская православная церковь стала самостоятельной.

– Кто стоял во главе Русской православной церкви? (Ответ: патриарх)

В §5 п. 4 с. 45-46 найдите, какие еще категории духовенства существовали XVII веке? (Ответ: епископы, архиепископы, митрополиты, приходские священники).

Церковь была крупнейшим собственником земли, чему завидовали бояре и дворяне. В Соборном Уложении 1649 г. запрещалось увеличивать размер церковных владений. Т. е. права церкви ограничивались. Но несмотря на это церковь оставалась одним из крупнейших собственников земли в стране, ей принадлежало до 15 % земель.

3. Основную массу населения составляли крестьяне. Их положение в XVII в значительно ухудшилось.

Самостоятельно прочитайте § 5 п. 2 и выполните задание 3 (Приложение 2) в рабочей тетради (выписать различия в положении черносошных и владельческих крестьян).

Проверка задания.

– Какие повинности несли крестьяне? Дайте определения барщины, натурального оброка, денежного оброка.

– Как изменилась система налогообложения с крестьян? (Ответ: вместо поземельной подати была введена подворная).

4. Увеличилась и численность городского населения, в частности жителей посадов.

– Какие категории населения жили в посадах? (Ответ: купцы, ремесленники, торговцы).

Многие из них относились к населению белых слобод.

Запись в тетради: Белые слободы – название различных поселений (стрелецких, монастырских, ямских, иноземных, ремесленных), население которых временно освобождалось от государственных повинностей.

Работая с § 5 п. 3 абзац 2, выполните задание 6 в рабочей тетради (Приложение 2) – определите, какие категории населения относились к белым слободам?

Проверка выполнения.

5. Новым для России сословием стало казачество. Это было военное сословие, жившее в основном на окраинах.

Опираясь на п. 5, выполните задание 5 в рабочей тетради (контурная карта).

– Где селились казаки? (Ответ: Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина)

Основой хозяйственной жизни казаков были промыслы (охота, ловля рыбы, бортничество), а также скотоводство и земледелие. Казаки получали государственное жалованье.

Важнейшие вопросы обсуждались на общем сходе (“круге”). Во главе казацких общин стояли выборные атаманы и старшины. Земля принадлежала всей общине. Эти порядки выгодно отличались от самодержавных, набиравших силу в стране.

Итог: таким образом, в XVII в сложная прежде социальная структура российского общества значительно упростилась.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Выполните задание 1 в рабочей тетради (Приложение 2).

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §5, выучить термины.