Цели и задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать характеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.;
развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; умение сравнивать; умение работать с исторической картой, с историческим документом;
воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории.
Личностные: развитие усидчивости, самостоятельности в изучении материала.
Метапредметные: развитие умения сравнивать, анализировать текст учебника; развитие монологической речи.
Предметные: знать сословную структуру российского общества XVII в., особенности каждого из сословий и изменения, произошедшие с ними. Уметь работать с историческим документом.
Оборудование: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. “История России. Конец XVI – XVII век. 7 класс”, рабочая тетрадь “История России. Конец XVI – XVII век. 7 класс” Данилова А.А., Косулиной Л.Г., карта “Россия в XVII веке”.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Здравствуйте. На прошлом уроке мы с вами говорили о новых явлениях в российской экономике в XVII веке. Сегодня мы вспомним материал предыдущего урока и начнем изучение новой темы.
II. ОПРОС.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Тема урока – “Основные сословия российского общества” (запись на доске и в тетради)
План:
- Первое сословие.
- Духовенство.
- Крестьянство.
- Городское население.
- Казачество.
– Что такое сословие? Какие сословия средневекового общества в Западной Европе вам известны? (Ответ: духовенство, рыцарство, крестьянство).
Давайте рассмотрим, что представлял собой сословный строй в России XVII века глазами иностранца.
Работа с историческим документом “Сословный строй России глазами иностранца А. Олеария” (с. 47-48 учебника, Приложение 1).
– Почему А. Олеарий считал всех русских людей рабами, вне зависимости от их сословного положения? В чем это проявлялось? (Ответы: проявление своего ничтожества перед царем, все считаются царскими холопами, многие не ценят свободу).
1. – Как выдумаете, кто относился к высшему сословию в России? (Ответы: феодалы, духовенство).
Сословие феодалов с XVII века делится на две группы: бояре и дворяне.
– Вспомните, в чем разница в их положении? Для этого вспомните понятия вотчины и поместья (Ответ: вотчина – наследственное земельное владение, ею владели бояре. Бояре имели знатное происхождение. Поместье – земля, даваемая за службу военную или государственную, могли быть незнатными).
Чтение п. 1 §5.
– Как изменилось положение дворянства в XVII в.? (Ответ: стали опорой царской власти, их уравняли в правах с боярами после отмены местничества, укрепилось право дворян на землю с крестьянами с помощью закрепощения крестьян).
Записи в тетради: 1682 г. – отмена местничества.
1649 г. – Соборное Уложение: вечное право феодалов на крестьян и запрет перехода крестьян к другому хозяину.
Таким образом, дворяне потеснили бояр. Они могли занимать высокие посты при дворе, владеть землей с крестьянами наравне с боярами. Большинство крестьян принадлежало дворянам.
2. Особым сословием являлось духовенство. За XVII в его численность возросла. С принятием в конце XVI века патриаршества Русская православная церковь стала самостоятельной.
– Кто стоял во главе Русской православной церкви? (Ответ: патриарх)
В §5 п. 4 с. 45-46 найдите, какие еще категории духовенства существовали XVII веке? (Ответ: епископы, архиепископы, митрополиты, приходские священники).
Церковь была крупнейшим собственником земли, чему завидовали бояре и дворяне. В Соборном Уложении 1649 г. запрещалось увеличивать размер церковных владений. Т. е. права церкви ограничивались. Но несмотря на это церковь оставалась одним из крупнейших собственников земли в стране, ей принадлежало до 15 % земель.
3. Основную массу населения составляли крестьяне. Их положение в XVII в значительно ухудшилось.
Самостоятельно прочитайте § 5 п. 2 и выполните задание 3 (Приложение 2) в рабочей тетради (выписать различия в положении черносошных и владельческих крестьян).
Проверка задания.
– Какие повинности несли крестьяне? Дайте определения барщины, натурального оброка, денежного оброка.
– Как изменилась система налогообложения с крестьян? (Ответ: вместо поземельной подати была введена подворная).
4. Увеличилась и численность городского населения, в частности жителей посадов.
– Какие категории населения жили в посадах? (Ответ: купцы, ремесленники, торговцы).
Многие из них относились к населению белых слобод.
Запись в тетради: Белые слободы – название различных поселений (стрелецких, монастырских, ямских, иноземных, ремесленных), население которых временно освобождалось от государственных повинностей.
Работая с § 5 п. 3 абзац 2, выполните задание 6 в рабочей тетради (Приложение 2) – определите, какие категории населения относились к белым слободам?
Проверка выполнения.
5. Новым для России сословием стало казачество. Это было военное сословие, жившее в основном на окраинах.
Опираясь на п. 5, выполните задание 5 в рабочей тетради (контурная карта).
– Где селились казаки? (Ответ: Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина)
Основой хозяйственной жизни казаков были промыслы (охота, ловля рыбы, бортничество), а также скотоводство и земледелие. Казаки получали государственное жалованье.
Важнейшие вопросы обсуждались на общем сходе (“круге”). Во главе казацких общин стояли выборные атаманы и старшины. Земля принадлежала всей общине. Эти порядки выгодно отличались от самодержавных, набиравших силу в стране.
Итог: таким образом, в XVII в сложная прежде социальная структура российского общества значительно упростилась.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Выполните задание 1 в рабочей тетради (Приложение 2).