Математический вечер в школе как средство познавательного интереса учащихся

Разделы: Внеклассная работа


(Вечер проводится в форме игры).

Включение учащихся в игруспособствует созданию положительной эмоциональной обстановки. Игра содержит элементы  нестандартного, неожиданного и занимательного. Она позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, усилить внимание к содержанию материала.

Данная игра носит состязательный характер. Побеждает тот, кто быстрее выполняет известные действия: преобразование выражений, вычисления, построения и т.д.

Включение учащихся в игру позволяет осуществлять идеи сотрудничества, самоуправления и воспитание через коллектив. Воспитывается целеустремлённость, организованность и доброжелательность.

Учащиеся уже владеют техникой решения уравнений и техникой преобразования алгебраических преобразований, изучили методы решения систем (метод подстановки и метод сложения), научились применять эти методы при решении систем.

В результате проведения игры учащиеся повторяют пройденный материал, закрепляют навыки решения уравнений и систем уравнений, развивают логическое мышление.

У учащихся активизируется мыслительная деятельность, развивается  логическое мышление, внимание, способность применять свои знания в нестандартной обстановке.

Цели:

  1. Выявление и расширение способностей каждого ученика.
  2. Расширение и закрепление знаний.
  3. Формировать духовно богатую, свободную и творчески мыслящую личность, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер карточки с заданиями, карточки с решениями  для жюри, конверты с рисунком для составления фигуры, коробки спичек, пластилин, листы бумаги, фломастеры.

Ход мероприятия

  1. Домашнее задание (отчёт команд). Конкурс капитанов.
  2. Конкурс загадок.
  3. Головоломки со спичками.
  4. Головоломки на составление силуэтов различных фигур.
  5. Конкурс частушек.
  6. Музыкальная пауза (жюри подводит итоги)

Ученики под руководством учителя распределяются по командам, выбирают капитана в каждой команде. Команды должны быть равными по силам, а также нужно учитывать взаимоотношение между детьми. Болельщики команд тоже  вовлечены в игру. Все ученики должны работать.

В состав жюри входят учителя-коллеги, родители учеников, старшеклассники.

Учитель знакомит участников с правилами игры.

  1. Задание даёт учитель (карточки с одинаковым домашним заданием).
  2. За правильное решение задания командам начисляются очки. Жюри заносит их себе на лист учёта.
  3. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
  4. Оценки получают все участники.

Есть о математике молва
Что она в порядок ум приводит
Потому что хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам ,математика, даёшь
Для победы трудностей закалку
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю и закалку.

Ведущая:

Ситуации в жизни такие:
либо сложные, либо простые.

Команды по очереди представляют свои решения задач. Жюри оценивают.

Задача.

Сколько лет Иванову?

Давайте сообразим:18 лет назад он был втрое старше своего сына. Я хорошо это помню, потому что в этот год проходила перепись населения.

– Позвольте, насколько мне известно, он теперь как раз вдвое старше своего сына. Это другой сын?

– Нет, тот же: у него один сын. И потому нетрудно установить, сколько лет сейчасИванову и его сыну.

Решение.

Пусть сейчас сыну х лет, тогда отцу 2 х лет.18 лет назад сыну было х-18 лет, а отцу 2х-18 лет. Так как 18 лет назад отец был старше сына в 3 раза , то составляем и решаем уравнение.

 3(х-18)=2х-18,    3х-54=2х-18,    3х-2х=54-18,    х=36.

Итак, сыну 36 лет, а отцу 72 года.

Ответ: 72 года.

Овчарка и лиса.

Овчарка погналась за лисой, когда расстояние между ними было 99 метров. Скачок лисы – 1,1 метров, скачок овчарки – 2,2 метров. Когда овчарка делает 19 скачков, лиса делает  29 скачков. Сколько метров проскачут они пока овчарка догонит лису?

Решение.

Пусть 19х-количество скачков овчарки, а 29у-количество скачков лисы,то

19*2,2х-29*1,1у=99 (:1,1).

19*2х-29у=90

38х-29у=90.

Отсюда, очевидно, что х=10,у=10         . (380-290=90)

19х=19*10=190 скачков, 29у=29*10=290 скачков. Овчарка проскачет -190*2,2=418 метров, а лиса 290*1,1=319 метров.

Ответ: 418 м; 319 м.

Старинные задачи.

1. Некто нанял работника на год, обещая ему дать 12 рублей и кафтан. Однако работник, проработав 7 месяцев, захотел оставить работу и попросил расчёт. Ему было выплачено 5 рублей и кафтан. Сколько стоит кафтан.

Решение

Пусть х рублей стоит кафтан, тогда х+12 рублей получил бы  работник за 12 месяцев работы, х +5 рублей-получил за 7 месяцев работы. (х+12):12=(х+5):7  (зарплата в месяц),  12х+60=7х+84, 12х-7х=84-60, 5х=24, х=4,8.

Итак, кафтан стоит 4,8 рублей

Ответ:4,8 рублей

2. Один человек выпьет бочонок пива за 14 дней,  вместе с женой-за 10 дней. За сколько дней одна жена выпьет тот же бочонок пива..

Решение.

Пусть жена выпьет весь бочонок за х дней. Тогда 1/14 в день выпивает муж, а 1/10-жена.

1/14+1/х=1/10,   1/х=1/10-1/14, 1/х=1/35,  х=35

Ответ: 35 дней.

Полностью текст работы представлен в Приложении.

Презентация.