Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость, и по этой причине талантливый педагог становится профнепригодным. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.
Почему это происходит, какие причины оказывают влияние на данный процесс и что делать, чтобы сохранить свое профессиональное здоровье?
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982).
Стадии профессионального выгорания:
Первая стадия:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Вторая стадия:
- возникают недоразумения с клиентами (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Третья стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Симптомы профессионального выгорания:
Первая группа - психофизические симптомы:
- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа - социально-психологические симптомы:
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Третья группа - поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- руководитель затрудняется в принятии решений;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Внешние факторы и внутренние причины эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов (Н.Е. Водопьянова). Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Поэтому для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, более социально успешных. Их достижения трактуются как случайные, равно как и собственная невозможность сравниться с ними.
Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремления все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.
Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний.
Три фактора эмоционального выгорания связанные с организацией работы:
1. Личностный фактор:
Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А. Пане, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
2. Ролевой фактор:
Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х. Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы (отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Кондо). Организационный фактор:
На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки.
Методы профилактики и коррекции СЭВ
- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Методы помощи:
- Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхание по Стрельниковой, дыхательная гимнастика.
- Физиотерапевтические: физиотерапия, электросон, иглоукалывание, акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия.
- Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, кофеин и алкоголь в очень низких дозах, секс.
- Психологические: аутотренинги, медитации, метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, музыка, молитва.
- Педагогические: повышение квалификации, личностный рост, самообразование, творческий подход в решении профессиональных задач
Использование современных образовательных технологий в педагогическом процессе как средство профилактики СЭВ
Современный уровень развития образования выдвигает в качестве одной из основополагающих проблем изменение роли преподавателя – от функции передачи знаний к созданию условий для развития учащихся.
Роль современного учителя – не только «учить», но в первую очередь, создать условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников, научить учиться, создать условия для формирования универсальных учебных действий, обеспечить здоровьесбережение. Потребность в таком учителе четко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном и республиканском уровне.
И доступность, и качество образования, как и эффективность, начинаются несомненно с «учителя нового качества». Такой учитель ищет и находит крупицы опыта в методиках и технологиях, творчески используя их в своей деятельности. Вот лишь некоторые из них
Проблемное обучение: Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение :У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения: Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении: Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система: Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр: Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве : Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии:Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет
Здоровьесберегающие технологии : Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио»: Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что необходимо обратить внимание на индивидуализацию учебного процесса.
На это направлена технология «ИСУД» - учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика, автором которой является Галеева Наталья Львовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ.
Обоснование основных идей педагогической технологии:
Понятие «индивидуальный стиль учебной деятельности» используется как характеристика проявления внутренних ресурсов ученика, которые могут помочь ему в достижении учебного успеха. Это понятие обладает интегрированным содержанием, на основе которого может быть выстроена непосредственная деятельность учителя по проектированию условий для развития каждого ученика средствами учебного предмета.
По мнению авторов технологии, индивидуальный стиль учебной деятельности характеризует следующий набор параметров: обучаемость, внимание, память, модальность, доминирование полушарий мозга, организационные ОУУН, коммуникативные ОУУН, информационные ОУУН, мыслительные ОУУН, уровень развития мотивационно-потребностной сферы.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД», учителю необходимо и достаточно: 1) Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и сворачивать эту информацию в специальную таблицу – матрицу.
Лучше всего использовать диагностические данные о развитии внимания, памяти, доминирования полушарий мозга, модальности, полученные психологами, но учитель-предметник может самостоятельно оценить развитие параметра и через наблюдение на уроках. Уровень развития других параметров определяется по методике, приведенной в методических пособиях Галеевой Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии», «…биологии», «…в начальной школе».
В течение года матрица заполняется дважды (в начале и в конце), чтобы определить изменение параметров учебного успеха ученика. Учитель-предметник проводит анализ – как изменились эти параметры, информация систематизируется и прогнозируется работа на следующий учебный год.
Несмотря на то, что определение особенностей индивидуального стиля учебной деятельности ученика, несомненно, очень важно для учителя, однако, эта информация, неподкрепленная достаточным количеством разнообразного дидактического материала, не способна обеспечить развивающий потенциал образовательной среды и оптимальный уровень дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Даже если учитель будет знать, на что у данного ученика он будет опираться и что у него надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – с помощью каких именно приемов учебной работы можно это делать?
Автором технологии разработана картотека учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика. Картотека спроектирована как открытая система и может дополняться и изменяться учителем. На основе картотеки Галеевой учитель разрабатывает свою картотеку с дидактическим материалом для индивидуальной работы на уроке с обучающимися, наполняя виды заданий новым содержанием (примеры развивающих заданий: цифровой диктант, буквенный диктант, сравнить, найти смысловую ошибку, найти «лишнее», «починить цепочку», разделить на группы, решить развивающий канон, «смысловые пропорции», составить систему понятий, «интеллект-карту» темы, синквейн, свернуть информацию в таблицу, схему, составить развивающий канон, кроссворд, задачу, презентацию, провести исследование, написать реферат, проект и т.д.)
В методических пособиях по технологии «ИСУД» вы найдете не только картотеку с развивающими заданиями, а также таблицу их развивающего потенциала, которая называется «Матрица дидактического потенциала приемов, форм и видов учебной деятельности ученика. Впервые в этой технологии задания систематизируются по одним и тем же основаниям, что и учебный успех ученика, по одной и той же матрице.
Это дает возможность подобрать формы учебной работы для каждого ученика, как для того, чтобы создать ситуацию учебного успеха («как удобно ученику»), так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений (для развития «западающих» параметров его индивидуального стиля).
Если уровень развития определенных навыков у ученика недостаточный, то подбираем к этим навыкам по таблице формы заданий и виды работ, выполнение которых обеспечит их развитие. Используем эти формы заданий на этапах отработки и обобщения учебного материала. На этих этапах ученику, если задание будет вызывать затруднение, может помочь учитель или другой ученик.
Если уровень развития параметров у ученика определен как достаточный - подбираем к этим навыкам задания, опирающиеся на эти навыки и психофизиологические особенности. Используем эти задания на этапах объяснения и диагностики учебного материала. Таким образом, создаем ситуацию учебного успеха для ученика.
В результате использования технологии появляется возможность реализовать мониторинг результативности учебного процесса не только по оценкам, но и по другим параметрам учебного успеха ученика. Можно реально увидеть, как растут все параметры успеха – и уровень мотивации, и память, и внимание, и все общеучебные навыки, которые вы включите в критерии мониторинга.
При проектировании урока в рамках технологии «ИСУД» необходимо учитывать результаты диагностики ИСУД ученика. Например, на этапе объяснения нового материала учитель организует деятельность так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приема информации (посмотрели, послушали, потрогали, проговорили). Если есть возможность, на этом этапе можно организовать дифференцированную и/или индивидуализированную поддержку:
· Просить повторять выводы или проговаривать алгоритм учащихся с ярко выраженным аудиальным способом приема и переработки информации;
· При уяснении структуры чего-то «кинестетики» будут успешнее, если дать им собирать или разбирать модель структуры, даже если это части слова и т.д.
При первичном закреплении задания давать каждому ученику с учетом уровня сформированности у него общеучебных навыков. Если на этом этапе способ деятельности, которым ученику предлагается выполнять задание, ему сложен, неуспех в освоении нового материала будет гарантирован. Например, если у ребенка невысок уровень сформированности навыка смыслового чтения, лучше дать ему задание на первичное закрепление в виде разбора схемы, рисунка, анализа таблицы и т.д.
На этапе отработки предметных навыков, предметного содержания можно давать детям задания с целенаправленными затруднениями:
Правополушарнику – на логику, левополушарнику – на синтез; Кинестетику – прочитать и ответить, аудиалу – собрать из разрозненных карточек структуру и т.д.
Применение технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности (ИСУД) ученика позволит учителю реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху. Использование данной технологии является частным случаем здоровьесберегающих технологий.
Заключение: Специфика педагогической деятельности такова, для того чтобы сохранить свое профессиональное здоровье педагог обязательно должен получать удовлетворение от своей работы, а для эффективной педагогической деятельности, несущей удовлетворение педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.