Урок русского языка по теме "Обособленные члены предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении второстепенных членов предложения;
  2. Совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

Задачи:

  1. Выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Обособленные члены предложения»;
  2. Создание условий для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;
  3. Развивать мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы.
  4. Развивать коммуникативные навыки при работе в парах;

Оборудование и рабочий материал: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, рабочие листы для учащихся, учебник В.В. Бабайцевой «Русский язык. Практика 8 класс», сигнальные карточки, раздаточный материал для учащихся с тестами №1, №2;

Ход урока

I. Организационный этап.

(Сообщение темы и цели урока) .

II. Разминка.

Словарный комментированный диктант с грамматическим заданием.

Аккомпаниатор, дебют, интеллектуальный, искусный, искусство, профессия, дирижёр, оркестрант, симфония, репродуктор, постскриптум, репертуар, увертюра.

Задание: составить с 5 любыми словами словосочетания. Определить вид подчинительной связи.

III. Обобщение изученного материала.

1. Беседа. Фронтальный опрос.

  1. Дайте определение обособлению.
  2. Какова цель обособления второстепенных членов?
  3. Какую роль играют обособленные члены в предложении?
  4. Почему мы не обособляем главные члены предложения?
  5. В какой позиции чаще всего обособляются согласованные определения?
  6. В каком случае обособляются согласованные определения перед определяемым словом?
  7. По каким правилам обособляются приложения?
  8. Почему обычно не обособляется одиночное деепричастие, стоящее в конце предложения?
  9. Почему не обособляются слова: нехотя, молча, шутя, сидя, лёжа, стоя?
  10. Какие ещё обстоятельства не обособляются?
  11. Какие обстоятельства обособляются всегда?
  12. С какими предлогами обычно обособляются обстоятельства?
  13. С какими предлогами обособляются дополнения?

2. Проверка умения применять теоретические знания на практике.

1) Работа с сигнальными карточками.(Если в прочитанном предложении есть обособление, то поднимаем зеленую карточку, если нет-красную.)

  • А) Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался,прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков.
  • Б) Окутанный мглистым утренним воздухом, лес казался сказочным.
  • В) Ещё не выглядывавший в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.
  • Г) Это состояние, волшебное, необъяснимое, терять было нельзя.
  • Д) Композитор добивался такой мелодии, чтобы она была понятна даже старому Василию, ворчливому старику из соседней усадьбы.
  • Е) Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его.
  • Ё) Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке...
  • Ж) Он сегодня дежурил вместо заболевшего товарища.

3. Тест. (Самостоятельная работа по раздаточному материалу с последующей самопроверкой. Один учащийся с обратной стороны доски рисует схемы.)

1) В каких предложениях определения необходимо обособить? Укажите причину обособления: 1 – стоит после определяемого слова; 2 – имеет добавочное обстоятельственное значение; 3 – относится к личному местоимению. Чем выражены определения?

  • А) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.
  • Б) Сам человек работящий он не выносил лени во всех её видах.
  • В) В воздухе стоял морозный блеск захватывающий при дыхании горло.
  • Г) В зеркальных окнах башни пылало только что поднявшееся солнце.
  • Д) Окутанная белой пеленой тумана Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.
  • Е) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.

(Код: а – 1; б – 3; в – 1; д – 2; е – 3)

2) Отметьте случаи обособления приложений. Выпишите только номера предложений.

  1. Добряк он никому не мог отказать в просьбе.
  2. Граф как образованный европеец подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал.
  3. Рассказ вошёл в книгу как небольшая глава.
  4. Он как лев бросился на противника.
  5. Не спит только сторож молчаливый суровый старик.
  6. Пушкин великий поэт родился в 1799 году.

(Код: 1, 2, 5, 6)

Вывод: Какие обособленные члены предложения вы встретили в этом задании?Когда обособляются определения и приложения?

IV. Этап закрепления знаний и оценивания их. Работа с учебником.

Выполнение упр.386, с.169, с последующей взаимопроверкой:

I вариант: 1, 2, 3, 4 предложения; II вариант: 5, 6, 7 предложения.

(Поменялись тетрадками, сверили по ответам на доске и, по возможности, объяснили ошибки соседу.)

Вывод: Каковы условия обособления обстоятельств?

5. Творческое задание.

Используя следующие производные предлоги, придумайте предложения на тему «Посещение концерта». Графически обозначьте орфограммы.

(Несмотря на; вопреки; кроме; ввиду; помимо; благодаря)

Вывод: Какие второстепенные члены вы обособили в полученном тексте?

6. Поиграем в «редактора».

По ходу чтения предложений определите тип речевой ошибки, допущенной в предложениях, и пути ее устранения.

  1. Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода. (Туристы делились впечатлениями, полученными за время похода на Кавказ.)
  2. Прошу Вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других. (Прошу Вас ответить на вопрос, волнующий не только меня, но многих других.)
  3. Он оглядывается и видит напряжённое лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. (Оглянувшись, он увидел напряжённое лицо сына, прислушивающегося к их разговору.)
  4. Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце. (При виде этой картины у нас невольно сжимается сердце.)
  5. На катке всегда весело и интересно, но, покатавшись, болят ноги. (На катке всегда весело и интересно, но затем болят ноги.)

V. Этап контроля и самоконтроля. Самостоятельная работа с текстом.

(текст у каждого ученика на парте)

1) Прочитайте внимательно текст. Определите тип речи; стиль; тему и основную мысль.

1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех мне памятен один. 2) В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня раздражавший.

3) «Ха! Орёт, как жеребец! – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. 4) Голос певицы оборвался. 5) Ребятня, стоявшая рядом, сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.

6) Много лет спустя слушал я симфонический концерт. 7) Музыканты, всё повидавшие и пережившие на своём веку, терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю было написано то или иное музыкальное произведение.

8) Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто отдыхающих на курорте. 9) Концерт они начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму отделению.

10) Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли – уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное начали покидать зал. 11) Да кабы просто так покидали, молча, осторожно – нет, с возмущениями, выкриками, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

12) Каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.

13) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…

14) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. 15) Что из того, что Великая Надежда Обухова, которую я оскорбил когда-то словом, стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.16) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния не сможет простить меня. 17) Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(В.П. Астафьев. Постскриптум)

2) Выполните задания:

  • А) В предложениях 1-5 найдите однородные обособленные определения. Напишите номер предложения.
  • Б) В предложениях 3-7 найдите обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Напишите номера предложений.
  • В) В предложениях 9-10 найдите необособленное определение, выраженное причастным оборотом.
  • Г) В предложениях 10-12 найдите обособленное обстоятельство.
  • Д) В предложениях 13-17 найдите обособленные обстоятельства.
  • Е) В предложениях 13-17 найдите обособленное приложение.
  • Ё) В предложениях 14-17 найдите обособленное распространённое определение.

(а – 2; б – 5; в – 9; г – 12; д – 13, 15; е – 16; ё – 17)

3) Выполнение грамматического задания к тексту.

(Двое работают у доски, составляя схемы предложений №1, №9)

  1. Переделайте сложноподчинённое предложение №1 в простое, осложнённое согласованным определением. (Среди многих поступков, совершённых мною в жизни, более всех памятен мне один.)
  2. Предложение №9 переделайте в простое, осложнённое обособленным обстоятельством. (Концерт они начали с лихой увертюры Штрауса, желая подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.)

Вывод: С какой целью используются обособленные члены в художественном тексте?

VI. Этап подведения итогов занятия.

  1. Какие правила обособления второстепенных членов предложения вы повторили сегодня?
  2. Что мы должны знать и уметь?
  3. Какова значимость обособления второстепенных членов предложения?

Оценивание работы учащихся. Выборочная проверка заданий, выполненных на уроке.

VII. Этап информации о домашнем задании.

Повторить п.220-229. Подготовиться к контрольному диктанту.