Цели урока:
- Обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении второстепенных членов предложения;
- Совершенствовать умение применять полученные знания на практике.
Задачи:
- Выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Обособленные члены предложения»;
- Создание условий для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;
- Развивать мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы.
- Развивать коммуникативные навыки при работе в парах;
Оборудование и рабочий материал: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, рабочие листы для учащихся, учебник В.В. Бабайцевой «Русский язык. Практика 8 класс», сигнальные карточки, раздаточный материал для учащихся с тестами №1, №2;
Ход урока
I. Организационный этап.
(Сообщение темы и цели урока) .
II. Разминка.
Словарный комментированный диктант с грамматическим заданием.
Аккомпаниатор, дебют, интеллектуальный, искусный, искусство, профессия, дирижёр, оркестрант, симфония, репродуктор, постскриптум, репертуар, увертюра.
Задание: составить с 5 любыми словами словосочетания. Определить вид подчинительной связи.
III. Обобщение изученного материала.
1. Беседа. Фронтальный опрос.
- Дайте определение обособлению.
- Какова цель обособления второстепенных членов?
- Какую роль играют обособленные члены в предложении?
- Почему мы не обособляем главные члены предложения?
- В какой позиции чаще всего обособляются согласованные определения?
- В каком случае обособляются согласованные определения перед определяемым словом?
- По каким правилам обособляются приложения?
- Почему обычно не обособляется одиночное деепричастие, стоящее в конце предложения?
- Почему не обособляются слова: нехотя, молча, шутя, сидя, лёжа, стоя?
- Какие ещё обстоятельства не обособляются?
- Какие обстоятельства обособляются всегда?
- С какими предлогами обычно обособляются обстоятельства?
- С какими предлогами обособляются дополнения?
2. Проверка умения применять теоретические знания на практике.
1) Работа с сигнальными карточками.(Если в прочитанном предложении есть обособление, то поднимаем зеленую карточку, если нет-красную.)
- А) Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался,прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков.
- Б) Окутанный мглистым утренним воздухом, лес казался сказочным.
- В) Ещё не выглядывавший в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.
- Г) Это состояние, волшебное, необъяснимое, терять было нельзя.
- Д) Композитор добивался такой мелодии, чтобы она была понятна даже старому Василию, ворчливому старику из соседней усадьбы.
- Е) Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его.
- Ё) Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке...
- Ж) Он сегодня дежурил вместо заболевшего товарища.
3. Тест. (Самостоятельная работа по раздаточному материалу с последующей самопроверкой. Один учащийся с обратной стороны доски рисует схемы.)
1) В каких предложениях определения необходимо обособить? Укажите причину обособления: 1 – стоит после определяемого слова; 2 – имеет добавочное обстоятельственное значение; 3 – относится к личному местоимению. Чем выражены определения?
- А) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.
- Б) Сам человек работящий он не выносил лени во всех её видах.
- В) В воздухе стоял морозный блеск захватывающий при дыхании горло.
- Г) В зеркальных окнах башни пылало только что поднявшееся солнце.
- Д) Окутанная белой пеленой тумана Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.
- Е) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.
(Код: а – 1; б – 3; в – 1; д – 2; е – 3)
2) Отметьте случаи обособления приложений. Выпишите только номера предложений.
- Добряк он никому не мог отказать в просьбе.
- Граф как образованный европеец подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал.
- Рассказ вошёл в книгу как небольшая глава.
- Он как лев бросился на противника.
- Не спит только сторож молчаливый суровый старик.
- Пушкин великий поэт родился в 1799 году.
(Код: 1, 2, 5, 6)
Вывод: Какие обособленные члены предложения вы встретили в этом задании?Когда обособляются определения и приложения?
IV. Этап закрепления знаний и оценивания их. Работа с учебником.
Выполнение упр.386, с.169, с последующей взаимопроверкой:
I вариант: 1, 2, 3, 4 предложения; II вариант: 5, 6, 7 предложения.
(Поменялись тетрадками, сверили по ответам на доске и, по возможности, объяснили ошибки соседу.)
Вывод: Каковы условия обособления обстоятельств?
5. Творческое задание.
Используя следующие производные предлоги, придумайте предложения на тему «Посещение концерта». Графически обозначьте орфограммы.
(Несмотря на; вопреки; кроме; ввиду; помимо; благодаря)
Вывод: Какие второстепенные члены вы обособили в полученном тексте?
6. Поиграем в «редактора».
По ходу чтения предложений определите тип речевой ошибки, допущенной в предложениях, и пути ее устранения.
- Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода. (Туристы делились впечатлениями, полученными за время похода на Кавказ.)
- Прошу Вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других. (Прошу Вас ответить на вопрос, волнующий не только меня, но многих других.)
- Он оглядывается и видит напряжённое лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. (Оглянувшись, он увидел напряжённое лицо сына, прислушивающегося к их разговору.)
- Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце. (При виде этой картины у нас невольно сжимается сердце.)
- На катке всегда весело и интересно, но, покатавшись, болят ноги. (На катке всегда весело и интересно, но затем болят ноги.)
V. Этап контроля и самоконтроля. Самостоятельная работа с текстом.
(текст у каждого ученика на парте)
1) Прочитайте внимательно текст. Определите тип речи; стиль; тему и основную мысль.
1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех мне памятен один. 2) В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня раздражавший.
3) «Ха! Орёт, как жеребец! – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. 4) Голос певицы оборвался. 5) Ребятня, стоявшая рядом, сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.
6) Много лет спустя слушал я симфонический концерт. 7) Музыканты, всё повидавшие и пережившие на своём веку, терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю было написано то или иное музыкальное произведение.
8) Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто отдыхающих на курорте. 9) Концерт они начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму отделению.
10) Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли – уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное начали покидать зал. 11) Да кабы просто так покидали, молча, осторожно – нет, с возмущениями, выкриками, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
12) Каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.
13) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…
14) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. 15) Что из того, что Великая Надежда Обухова, которую я оскорбил когда-то словом, стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.16) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния не сможет простить меня. 17) Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.
(В.П. Астафьев. Постскриптум)
2) Выполните задания:
- А) В предложениях 1-5 найдите однородные обособленные определения. Напишите номер предложения.
- Б) В предложениях 3-7 найдите обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Напишите номера предложений.
- В) В предложениях 9-10 найдите необособленное определение, выраженное причастным оборотом.
- Г) В предложениях 10-12 найдите обособленное обстоятельство.
- Д) В предложениях 13-17 найдите обособленные обстоятельства.
- Е) В предложениях 13-17 найдите обособленное приложение.
- Ё) В предложениях 14-17 найдите обособленное распространённое определение.
(а – 2; б – 5; в – 9; г – 12; д – 13, 15; е – 16; ё – 17)
3) Выполнение грамматического задания к тексту.
(Двое работают у доски, составляя схемы предложений №1, №9)
- Переделайте сложноподчинённое предложение №1 в простое, осложнённое согласованным определением. (Среди многих поступков, совершённых мною в жизни, более всех памятен мне один.)
- Предложение №9 переделайте в простое, осложнённое обособленным обстоятельством. (Концерт они начали с лихой увертюры Штрауса, желая подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.)
Вывод: С какой целью используются обособленные члены в художественном тексте?
VI. Этап подведения итогов занятия.
- Какие правила обособления второстепенных членов предложения вы повторили сегодня?
- Что мы должны знать и уметь?
- Какова значимость обособления второстепенных членов предложения?
Оценивание работы учащихся. Выборочная проверка заданий, выполненных на уроке.
VII. Этап информации о домашнем задании.
Повторить п.220-229. Подготовиться к контрольному диктанту.