Здоровье является важнейшим фактором жизнедеятельности человека во всех сферах: физическом и умственном труде, общественной и личной жизни.
О здоровье как важнейшей предпосылке успешности в обучении и развитии детей в 60-х годах прошлого столетия писал В.А. Сухомлинский: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-либо недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя...». Здоровьесберегающие технологии в контексте концепции модернизации образования призваны «создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счёт использования эффективных методов обучения» [2].
Требования к созданию таких условий нашли своё отражение в реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения [3].
Главные составляющие здоровьясбережения – доброжелательность учителя на уроке, его терпение и вера в силы ученика. Создание психологического комфорта школьников во время урока является наиболее значимым аспектом для учителя. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Осознание своей успешности оказывает влияние не только на настроение обучающихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. На своих уроках применяю технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, технологии РКМЧП, «Французские мастерские», разнообразные игровые технологии, интерактивные методы обучения, что способствует повышению эффективности обучения. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.[1].
Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в начальной школе неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана большим количеством тренировочных упражнений. Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Только в этом случае можно достигнуть высокой эффективности урока. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:
- Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
- Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие задания, “мозговой штурм”.
- Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
- Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.
- Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), эмоциональная разгрузка.
При планировании урока необходимо включать различные виды релаксации. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.[4]
При планировании своих уроков я включаю многократные зарядки – релаксации. Например: “Hands up”, “Clap, clap, clap your hands”, “The Jumping Jack” и другие.
Ребята двигаются в ритм стихотворения.
I have a jolly jumping Jack,
See how well he jumps!
Up and down, from right to left,
He jumps and jumps and jumps.
При выборе видов зарядки стараюсь останавливаться на таких упражнениях, которые не приведут к нарушению дисциплины в классе. Обязательно слежу за тем, чтобы движения выполнялись четко, красиво всеми учащимися. Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости, повышению мотивации к обучению и поддержанию интереса к изучению английского языка.
Одной из важнейших форм релаксации является игра. Игра может быть эффективным средством обучения различным видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению и письму). Она приучает учащихся к тем психическим усилиям, которые необходимы им для овладения иностранным языком, а кроме того учащиеся испытывают радость, удовольствие как в процессе, так и достижении ее результатов. Ребята любят играть в подвижные игры. Их много. Вот некоторые из них.
1. Игра с мячом.
Эта игра проводится при повторении лексики. Кидая мяч, учитель задает слово. Возвращая мяч, учащийся отвечает.
2.“Дойди до учителя”.
В ходе этой игры происходит тренировка лексики по теме “Цвета”. Ученик отходит от учителя, а затем, сделав шаг, называет одно слово по теме. Сказав правильно все слова, доходит до учителя. Можно считать шаги.
3. Игра «Знаешь ли ты алфавит?»
а) Класс делится на две команды. Каждая команда получает набор с буквами алфавита. Когда учитель произносит слово, “pen”, учащиеся составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает очко.
б) «Кто быстрее?» Две команды пишут буквы в алфавитном порядке.
в) «Живой алфавит». Учащимся раздаются карточки с разными буквами. Затем дети должны выстроиться в алфавитном порядке, организовав «живой алфавит», показать и назвать буквы, которые им достались.
4. Игра «Выполни команду»
Дети выполняют команду в том случае, если я скажу слово “please”: Stand up, please; sit down; jump, please; run и т.д.
5. Игра «Рыбак»
«Рыбак» – учитель, «Рыбки» – ученики, которые ошибаются во время игры. Учитель произносит буквы, если это согласная буква, – дети хлопают в ладоши 1 раз, если гласная, – 2 раза. Кто ошибается, выходит из игры.
Хорошим видом релаксации является песня. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Кроме того, песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в учебной деятельности на уроке, снять напряжение и восстановить работоспособность. Песня развивает память, повышает интерес к предмету и снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.[4]
Особая роль релаксации на уроке в изучении иностранных языков определяется тем, что она позволяет переключаться учащимся с одного вида речевой деятельности на другой. Но для снятия напряжения во время урока необходимо, чтобы он проходил всегда непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась благоприятная для занятий обстановка.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.
Литература:
- Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса»1982г. – 480 с.
- Педагогические основы современного образования: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Гульчевской. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО,2006,с.98
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения). В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
- Утюкина Г.В. Релаксация на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения.// Иностранные языки в школе.-2003.-№3