Цель урока:
- образовательная: дать студентам знания о характере: понятие, история учения о характере, особенности, классификация.
- развивающая: развивать умение вести диалог, четко и грамотно излагать свои мысли.
- воспитательная: формировать умение работать самостоятельно и в микрогруппах.
Форма урока: Эвристическая беседа.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Дидактический материал: опорный конспект, раздаточный материал.
Наглядные пособия: книжная выставка.
Иллюстративный материал: фрагменты мультфильмов «Золушка», «Сказка о Мертвой Царевне и о семи богатырях», «Нехочуха».
ТСО: компьютер, видеопроектор.
Ход урока
- Организационный момент.
- Обоснование актуальности темы.
- Изложение лекционного материала с элементами беседы:
- Понятие характер.
- История учений о характере.
- Классификация.
- Закрепление материала:
- Заполни таблицу.
- Установи соответствие.
- Игровое упражнение: «Отгадай, о ком говорят».
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
Мы продолжаем изучать психологию личности и сегодня тема нашего урока «Характер».
Во-первых, мы разберёмся, что же такое характер.
2. Познакомимся с историей учения о характере.
3. Рассмотрим его структуру, классификацию и индивидуальные особенности.
– Скажите, а зачем надо знать, что такое характер?
– Да, когда мы пытаемся оценить или охарактеризовать человека, то говорим о его характере.
При этом чаще всего пытаемся оценить человека в деятельности, в отношении к окружающей его действительности и людям.
Если вы случайно кому-то грубо ответили, значит ли это что грубость черта вашего характера? Почему?
Так что же такое характер? Думаю необходимо начать с его определения. Может быть, среди вас есть любитель кроссвордов, и подскажет нам, как с греческого языка переводится «характер».
«Характер» – слово древнегреческого происхождения и в переводе означает печать, чеканка, особенность.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливают типичные для неё способы поведения.
Характер.
- Взаимосвязан со сторонами личности, в частности с темпераментом, который влияет на форму проявления характера.
- Так настойчивость у холерика – выражается в кипучей деятельности; у флегматика – в сосредоточенном обдумывании;
- холерик трудится энергично, страстно;
- флегматик – методично, не спеша.
С другой стороны сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролируя его проявления.
2. Характер является прижизненным образованием и может измениться в течении всей жизни. Формирование характера тесно связано с мыслями, чувствами и побуждениями человекапо мере того, как формируется и его характер.
Перед тем, как перейти к описаниям характера и к обсуждению основных проблем, ………., хотелось бы обратиться немного к истории.
Учение о характере – характерология имеет длительную историю развития.
Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения, с целью проанализировать поведение человека в различных ситуациях.
- Одной из наиболее древних попыток проанализировать поведение человека является объяснение его характера датой рождения.
Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили названия – гороскопов, которые составляются одинаково, интерпретация у каждого гороскопа своя.
- Гороскоп друидов, которая проводит связь человеческого характера с деревьями. Человек, родившийся в интервале с 22 декабря по 1 января – яблоня, и согласно гороскопу яблоня редко бывает высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысли о любви, даже когда сама о ней не думает.
- Астрологический гороскоп – связан со знаками Зодиака. Человек, родившийся с 22 декабря по 20 января – Козерог, по данному гороскопу – характер упрямый, наиболее стойкий, выносливый, скрытный, часто самолюбивый.
- Сравнения японского и китайского гороскопов, так же существенно отличаются – есть повод для дискуссий и дальнейших исследований.
2. Тайна имени.
Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития на полках книжных магазинов много книг, повествующих о толковании имён. Будущие родители уделяют особое внимание данному вопросу.
Кому интересно, более подробную информацию можно найти на нашей книжной выставке или в библиотеке.
3. Физиогномика – оказала большое влияние на развитие характерологии – это учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.
- Аристотель и Платон предлагали определять характер человека по внешнему сходству некоторых черт человека и животных, а затем отождествлять характер этого животного с характером человека:
– толстый, как у быка нос – означал лень;
– широкий нос, с большими ноздрями как у свиньи – глупость;
– нос как у льва – важность;
– тонкие волосы как шерсть коз, овец, зайцев – робость;
– жёсткие волосы как у льва и кабанов – храбрость.
- Иогренн Лафатер – (наиболее известная система) считал основным путём познания человеческого характера строением головы, конфигурацией черепа, мимики и т.д.
«Гениальность» Гёте, по его мнению, заключалось в его носе, который «знаменует вкус и любовь – словом поэзию».
Физиономисты использовали в качестве определяющих самые разнообразные признаки:
Например Делестр отмечал степень сжимания губ прямо пропорциональных твёрдости характера;
- расслабленные губы – признак обладания «женских» черт характера (мягкость, любезность);
- у глупого человека рот вообще открыт.
Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека.
Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза – признак глупости.
Толстой Л.Н. писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются – эти люди хитрые и эгоистичные. Есть люди, у которых рот смеётся без глаз – эти люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».
- Этот взгляд актуален и сейчас.
Американские психологи Глайв и Клерн провели множество экспериментов, после пятилетнего изучения (10 тыс. детей), они доказали огромное влияние цвета глаз на характер человека: дети с тёмными глазами – обладают большой инициативой, боле неспокойным характером, чем дети со светлыми глазами;
У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, люди:
- с тёмно-голубыми глазами весьма настойчивы, но склонны к сентиментальностям, легко поддаются настроению, долго помнят обиды, капризны, иногда их поступки непредсказуемы;
- с тёмно-серым цветом глаз упрямы и смелы, настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы.
- тёмно-карие глаза веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми;
- светло карие
- синие
- зелёные и серо-зелёные глаза.
Более подробно смотрите книгу.
4. В качестве отдельного направления характерологии можно выделит определение характера человека по его позе, как он стоит, как идет, как идет и даже в какой позе засыпает.
5. Хиромантия – имеет не менее знаменитую и богатую историю. – это система предсказаний черт характера человека и его судьбы по каждому рельефу ладони.
Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший расцвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах Европы существовали кафедры хиромантии.
Более подробно смотрите книгу.
6. Графология – наука, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.
Графологические сведения накапливались веками, ученые устанавливали связь между особенностями почерка и характером.
Вы можете тоже се6бя проверить по росписи.
Конечно, судить историю учений о характере не стоит, ведь то, что мы имеем сейчас – это заслуга прошлого. И как вы видите, данные подходы к изучению характера актуальны и сейчас.
Кому интересна данная тема, кто желает изучить данную проблему боле полно, я приготовила памятку со списком необходимой литературы, которая есть как в нашей библиотеке, так и в нашем кабинете (Приложение №1).
В современной зарубежной характерологии можно выделить 3 направления:
- Конституционно-биологическое (Кречмер), характер – это сумма конституции и темперамента.
- Психоаналитическое (Зигмунд Фрейд, К. Юнг) – характер объясняется бессознательным влиянием человека.
- Идеологическое (Ребека) – характер заключается в торможении инстинктов, которые определяются этико-логическими санкциями.
- Согласно учению Павлова, характер – это привычное, прочно закрепившейся реакцией на многократно повторяющиеся воздействия окружающей среды.
Характер – это то, что определяет его типичные формы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства.
Характер – это своеобразный духовный строй жизни личности.
Основу характера составляют ведущие и устойчивые направленности, её установки, потребности, побуждения, цели, интересы.
Характер – это неразрывное целое, которое изучить и понять очень трудно, не выделив в нём отдельных сторон или типичных проявлений.
Под чертами характера понимают индивидуальные привычные проявления формы человека, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черт характера или качеств личности много, но они подразделяются на несколько групп, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и являются отражением человека к разным сторонам жизни.
Характер проявляется в следующих чертах (схема).
- Отношение к другим людям.
- Отношение человека к самому себе.
- Отношение человека к миру вещей.
- Отношение человека к делу, к своему труду.
1. Я предлагаю вам выполнить следующее задание «Заполнить таблицу №1» (Приложение №2).
Сейчас вашему вниманию будут продемонстрированы фрагменты мультфильмов – герои, которые вам знакомы с детства.
Внимание, задание: Выберите героев, которым присущи черты характера, указанные в таблице и укажите (объясните, раскройте, уточните) в чем они проявляются (выражаются).
Работаем самостоятельно – время 15 минут
Внимание на экран!
Взаимопроверка – критерии оценки, правильность, аргументированность, количество.
Почему анализируя сказки, мы можем смело говорить о чертах характера, а не о временных поступках героев?
2. Часто мы для более ёмкого определения характера используем народную мудрость, т.е. пословицы и поговорки.
Послушайте следующие задание:
– проанализировать пословицы и определить, о каких чертах характера идёт речь:
- Отношение к другим людям.
- Отношение человека к самому себе.
- Отношение человека к миру вещей.
- Отношение человека к делу, к своему труду.
Когда мы с наибольшей долей уверенности можем говорить о характере человека?
Да, если мы его знаем достаточно хорошо.
Вы знакомы уже практически полгода, причем ваши взаимоотношения не ограничиваются только учёбой – многие вместе проводят свободное время, а некоторые живут бок о бок в одной комнате. И, надеюсь, за это время вы узнали друг друга достаточно хорошо.
Я предлагаю сыграть в игру: «Отгадай, о ком говорят».
Условия: Один из участников выйдет из аудитории. Оставшиеся должны решить, о ком из студентов будут говорить. Но, говорить можно только о хороших (качествах) чертах характера. Ничего отрицательного называть нельзя. После этого мы приглашаем вышедшего обратно. Отгадывающий выслушивает все высказывания и называет имя предполагаемого студента, о ком говорят.
Готовы? Начали!
Вопросы к участникам. Скажите, что труднее:
- Выделить и перечислить основные черты характера или по описанию.
- Или узнать по описанию того, кто этими чертами обладает.
Вопросы к отгадывающему:
Какую наиболее яркую черту характера, присущую именно этому человеку ты бы выделил чтобы не было сомнений, что это именно этот человек.
Рефлексия:
- Скажите, что нового вы сегодня узнали?
- Что вас удивило?
- Что вы возьмёте себе на заметку?
- Что было самым интересным?
Подведение итогов.
Домашнее задание:
- Учебник. Сластенина. Раздел «Психология личности». Гл. 9, стр. 15. прочитать и выучить т. «Характер».
- Творческое задание. Я предлагаю вам дома проанализировать свои поступки и отношения, заполнить табл. №2 (Приложение №3).
- Определить основные черты своего характера (качества, которые у меня есть).
- Качества, которые вы хотите изменить.
- Что вам для этого надо.
А на следующем уроке мы обсудим, в чём у вас возникли трудности и как их преодолеть.