Урок химии по теме "Что обозначает химическая запись". 7-й класс

Разделы: Химия

Класс: 7


ДДЦ Создать условия для вторичного осмысления уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению
ТДЦ Познавательный аспект.

Создать условия для получения сведений на уровне…

Знания о химическом элементе, простом веществе, аллотропии, сложном веществе, химической формуле.

Понимания сущности химической записи.

Применения полученных знаний для решения познавательных задач: на составление химических формул.

Обобщения и систематизации - приведение в систему всех имеющихся знаний химических записях для дальнейшего использования с целью развития предметных и универсальных учебных действий.

Воспитывающий аспект.

Создать условия для формирования мировоззренческих понятий о многообразии форм существования материи, познаваемости мира; для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в парах сменного состава, чувство ценности интеллектуального труда.

Развивающий аспект.

Создать условия для развития монологической речи, произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, доказывать), познавательного интереса и активности в решении познавательных задач.

Адаптивная цель:

научиться объяснять сущность понятий “химический элемент”, “химический знак”, “простое вещество”, “сложное вещество”, “химическая формула”, научиться составлять химические формулы простых и сложных веществ, научиться определять, что обозначает химический знак и химическая формула.

Тип урока закрепление знаний и способов деятельности.
Методы обучения * по источнику приобретения знаний: словесно-наглядный;

* по степени закрытости от учащихся элементов усвоения знаний: объяснительно-иллюстративный;

* по степени самостоятельности учащихся в приобретении знаний: частично-поисковый.

Приёмы реализации методов * интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

* демонстрация объектов;

* использование КСО;

* задание учащимся на конкретизацию алгоритма;

* задание учащимся на выбор объектов и осмысление изученных знаний.

Формы организации познавательной деятельности учащихся коллективная, парная, индивидуальная.
Технология коллективного способа обучения (мурманская методика)
Дидактический материал учебные тексты, дидактические карточки (Приложение 1)
Оборудование образцы простых и сложных веществ, карточки химических элементов, химических формул простых и сложных веществ
Вид использования универсальный

 Структура урока.

1. Организационный этап – 2 мин.

2. Подготовительный этап (мотивация и актуализация) – 5 мин.

3. Основной этап:

  • закрепления знаний и способов деятельности – 20 мин.

4. Контрольный этап – 10 мин.

5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия – 5 мин.

6. Информация о домашнем задании – 3 мин.

Фотография учебного занятия по теме “Что обозначает химическая запись”. (Приложение 3)

Ход урока

1. Организационный этап

  • Учитель приветствует учащихся. Учащиеся проверяют наличие необходимого инструментария для урока.

2. Подготовительный этап

  • Вводное слово учителя:

“Являлся красный лев – и был он женихом,
И в тёплой жидкости его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнём
И из сосуда их в сосуд переливали”.

“С запада продвигайся сквозь сумерки на север;
Преврати воду в чёрную землю;
Поднимись через разные цвета к востоку,
Где показывается полная луна”.

Вы думаете это строчки из художественных произведений. Ничего подобного. Это описание химических реакций, проводимых алхимиками в средние века. Учёные древнего мира и средних веков применяли для обозначения веществ, химических операций и приборов символические изображения, буквенные сокращения, а также сочетания тех и других. Систематическое применение алхимиками особых химических знаков начинается с XIII в. Одними из первых начинают прививаться следующие обозначения четырёх элементов-стихий Аристотеля:

В то же время формируется символика металлов. Так, у Раймунда Луллия семь металлов, известных с древности, имеют обозначения, тождественные с астрологическими знаками семи небесных светил: Солнца (золото), Луны (серебро), Юпитера (олово), Венеры (медь), Сатурна (свинец), Меркурия (ртуть), Марса (железо). Происхождение и смысл этих символов достоверно неизвестны. Возможно, что знак свинца должен изображать косу Сатурна, знак железа — щит и копье Марса, знак меди — ручное зеркало Венеры и т.п.: тогда их можно рассматривать, как знаки мифологических божеств, под названиями которых были известны металлы; но одинаково вероятно, что эти знаки являются и сокращениями имён тех же божеств. У алхимиков XIV—XVI вв. встречаются и такие объяснения, что замкнутый круг есть знак совершенства металла, полукруг (полумесяц) — знак приближения его к совершенству

(Слайд Презентации)

Металлы, открытые в XV—XVIII веках,— висмут, цинк, кобальт — стали обозначаться первыми буквами их названий. Тогда же появились символы сложных веществ, связанные с их названиями. Например, знак винного спирта составлен из букв S и V (лат. spiritus vini). Знаки крепкой водки (лат. aqua fortis) — азотной кислоты, и царской водки (лат. aqua regis), смеси соляной и азотной кислот, составлены из знака воды и прописных букв F и R соответственно. Знак стекла (лат. vitrum) образован из двух букв V — прямой и перевёрнутой.

В начале XIX века английский химик Дж. Дальтон предложил обозначать атомы химических элементов кружками, внутри которых помещались точки, чёрточки, начальные буквы английских названий металлов и др

 

(Слайд Презентации)

Символы химических элементов Дальтона получили некоторое распространение в химической литературе, но вскоре были вытеснены новой буквенной символикой, предложенной шведским химиком Й. Я. Берцелиусом.

В 1814 г. Берцелиус подробно изложил систему химической символики, основанную на обозначении элементов одной или двумя буквами латинского названия элемента; число атомов элемента предлагалось указывать надстрочными цифровыми индексами (принятое в настоящее время указание числа атомов подстрочными цифрами предложил в 1834 г. Юстус Либих). Система Берцелиуса получила всеобщее признание и сохранилась до настоящего времени.

C + O2 = CO2

Эту запись с одинаковым успехом прочтёт и китайский химик в русском научном журнале, и русский химик в немецком, и немецкий в английском! Выразительные формулы новой химии удобны как современные алфавиты.

И поскольку мы изучаем химию, мы постараемся понять и объяснить любую химическую запись.

  • Учитель предлагает учащимся записать в тетрадь тему урока “Что обозначает химическая запись” и девиз урока “Единственный путь, ведущий к знанию, деятельность”.
  • Вопрос учителя:

1. “Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там – в космических глубинах.
Всё – от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых”.

Что является первоосновой химического вещества?

2. Как обозначается химический элемент?

3. Какие группы веществ образуют химические элементы?

4. Как можно обозначить химические вещества?

  • Учащиеся вместе с учителем составляют на доске и в тетради схему.

  • Учитель: Как всегда мы определяем, что сегодня узнаем, чему научимся.
  • Учитель предлагает определить адаптивную цель учебного занятия:

1. Мы объясняем…

2. Мы учимся….

  • Учитель предлагает учащимся прочитать задания в дидактических карточках 1 – 4 для работы в парах сменного состава
  • Учитель проводит инструктаж по работе в парах сменного состава по “мурманской методике”.

  • Ученики читают дидактические карточки, изучают инструкцию по работе, задают вопросы учителю

 3. Основной этап

  • Учитель предлагает начать работу в парах сменного состава. Учащиеся выполняют свою работу: изучают карточку, выполняют письменные задания, проводят взаимообучение партнёров в трёх позициях (задания даны в Приложении 1).
  • Учащиеся после работы в парах сменного состава заполняют таблицу, оценивая действия и выполнение письменных заданий каждого:
Ф.И. ученика Номер карточки Оценка
Иванов Михаил 1, 2, 3, 4 5, 4, 5, 5
Петров Сергей 2, 1, 4, 3 5, 4, 4, 4
Новиков Дмитрий 3, 4, 1, 2 5, 4, 5, 5,
Феничев Иван 4, 3, 2, 1 5, 4, 4, 5

4. Контрольный этап

  • Учитель предлагает для проверки понимания изученного выполнить контрольное задание (задания даны в Приложении 2).
  • Учащиеся самостоятельно выполняют задание в листах под копирку, проводят самопроверку, оценивают свою работу, высказывают своё мнение по коррекции знаний.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Учитель предлагает вернуться к цели урока и ответить на вопросы:

1. Что узнали? Чему научились?

2. Что ещё не знаем, но хотели бы узнать?

  • Учитель подводит итог и ставит перспективную цель на следующий урок:

Состав любого вещества можно выразить химической формулой. Но, рано или поздно, каждый человек задаёт себе вопрос: почему летом вода жидкая, а зимой застывает в лёд? Почему воздух всегда газообразный? Почему вода в чайнике закипает и превращается в пар, а железо при тех же условиях остаётся твёрдым? Словом, почему все вещества такие разные – одни почти всегда твёрдые, другие – газы, третьи – жидкости?

Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить на следующем уроке.

Для этого…

6. Информация о домашнем задании

  • Учитель комментирует домашнее задание:

- прочитать текст параграфа 13; знать определения понятий

- ответить на вопрос 1 (устно);

- выполнить упражнения письменно стр.88:

№ 2 – классифицировать простые и сложные вещества;

№ 5 – записать химические формулы веществ по составу;

- дополнительно ответить на вопросы 2, 3 стр.77 и вопрос 1, стр.79, учебника “Физика - 7”.

Литература для урока

  1. Введение в химию вещества: Учебное пособие для 7 класса средней общеобразовательной школы/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов – М.: Сиринъ Према, 2008 г.
  2. Н.Е.Кузнецова. Задачник по химии. 8 класс – М.: изд. “Вентана-Граф”, 2009 г.
  3. С.В.Денберер. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, компьютерные технологии. – М.: изд. “5 за знания”, 2006 г.
  4. Энциклопедический словарь юного химика – М.: изд. “Педагогика”, 1990 г.
  5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ Главный ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001 г.

Приложение 2