Пояснительная записка.
На современном этапе развития спорта гиревой спорт набирает силу популярности, а также является одним из соревновательных видов спартакиады края, поэтому мы ввели в учебный процесс элементы гиревого спорта – толчок и рывок. Данные элементы позволяют формировать общие компетенции согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.
В настоящее время в классификацию гиревого спорта ввели соревнования и среди женщин, это дает возможность проводить уроки гиревого спорта не только с юношами, но и с девушками. Необходимость занятий с гантелями и гирями в профессиональном образовании очевидна, создается база для организации самостоятельных занятий, что становится актуально при внедрении ФГОС.
Упражнения с гирями являются отличным фитнесом для формирования стройной фигуры, хорошей осанки и способом тренировки силовой выносливости.
Первое упражнение с гирями – РЫВОК. Это упражнение помогает достичь:
– мощной и взрывной силы бедер;
– интенсивного дыхания;
– навыка быстрого, “взрывного” силового эффекта;
– хорошего мышечного корсета;
– согласованной работы всего тела;
– гибкости суставов, эластичности мышц и связок.
Перечисленные навыки позволяют прогрессировать в любом упражнении с гирями. Уделяя много времени совершенствованию рывков, создается хорошая основа для укрепления физического здоровья. Изучение рывка начинается с гантельного комплекса, затем переход к упражнениям с гирями весом 8 кг, далее 10 и 12 кг.
Для лучшего освоения техники рывка обучение целесообразно разделить на части: 1) махи двумя руками, 2) попеременные махи со сменой рук, 3) синхронизация дыхания при выполнении махов и подъемов, 4) оптимальная доставка гири вверх и фиксация ее в верхнем положении. Далее, выполнить упражнение целиком – Рывок.
Особое внимание необходимо обращать на правильный захват дужки и фиксацию гири в верхнем положении руки.
Обучение махам и смене рук проводится сериями (2–3 маха одной рукой – смена – 2–3 раза другой – опустить гирю) по 2–3 подхода. Здесь важна работа ног и всего туловища. Смена рук производится тогда, когда гиря находится на махе впереди в выпрямленной руке на уровне пояса (в верхней “мертвой точке”). Это упражнение изучается на первых занятиях, а потом включается в подготовительную часть.
Обучение дыханию проводится с гирями весом по 4–8 кг. или с легкими гантелями. Главное – правильный вдох и выдох в каждой фазе рывка: при подъеме и опускании – вдох, при замахе и фиксации – выдох. Упражнение выполняется в 3–4 подхода по 8–10 повторений.
Обучение рывку в целом выполняется сериями – 5–6 повторений каждой рукой с их сменой по 3–4 подхода.
Что же такое рывок? Упражнение, когда гиря одним непрерывным движением поднимается вверх на прямую руку. Длительность одного рывка (с подъемом снаряда и опусканием) – в среднем 3–5 секунд. Техническая сложность связана с необходимостью реализовать свой двигательный потенциал при быстром движении гири, удержать ее над головой и сохранить устойчивое положение тела при высокой скорости чугунного шара, а также с умением расслаблять мышцы на всём протяжении упражнения. Оно состоит из четырех последовательных частей: замаха, подъема, фиксации и опускания. Изучив рывок гири как одно целое упражнение можно приступать к развитию силовой выносливости, воспитанию морально-волевых качеств.
Упражнения на формирование осанки с гирями выполняются во время общей и специальной разминки, а завершаются упражнениями на растягивание позвоночника, расслабление утомленных мышц и суставных связок, что, по законам физиологии обеспечивает более высокую результативность проводимых занятий.
Урок по обучению рывку гири не противоречит комплексной программе по физической культуре для юношей и девушек старшего школьного возраста. Данный урок входит в раздел “Гимнастика и силовая подготовка”, проводится в соответствии с календарно-тематическим планом, разработанном на основе рабочей программы по дисциплине “Физическая культура”.
В структуру методической разработки входят пояснительная записка, проект урока, структурная модель урока, конспект, список литературы и приложение.
Проект раскрывает цель и задачи урока, интеграцию с образовательными областями, способы и методы, применяемые на данном уроке.
Структурная модель урока описывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе урока.
В приложении представлена презентация к проводимому уроку.
Содержание методической разработки соответствует принципу формирования общих компетенций в соответствие с ФГОС по дисциплине “Физическая культура” для всех специальностей начального и среднего профессионального образования. В результате обучения обучающиеся приобретают навыки по организации собственной деятельности, формированию собственного здоровья, определению методов и способов выполнения поставленных задач.
Урок может сопровождаться музыкальным и информационным оформлением и содержать информацию, позволяющую расширить представления обучающихся о гиревом спорте.
Содержание урока включает: теоретические сведения о гиревом спорте, терминологию, описание техники рывка в строгой логической последовательности, комплексы упражнений с гантелями и гирями, игровые элементы соревновательной направленности, рефлексию, домашнее задание. Домашнее задание рассчитано на 2 часа, что соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (п. 7.9).
В результате усвоения учебного материала на уроке, обучающиеся должны иметь представление о том, что:
- рывок гири развивает силовую выносливость и координирует все движения тела с дыханием;
- подводящие упражнения способствуют укреплению мышц спины и формированию правильной осанки
- заниматься с гирями можно в ограниченном пространстве.
Знать:
1. Термины:
- рывок:
2. Условия выполнения рывка:
- Держать ноги шире плеч, спину выпрямленной,
- Фиксация гири вверху на прямой руке,
- Правильный перехват с одной руки в другую.
Уметь:
- Правильно принимать положение ступней, головы, туловища, рук, ног в стартовом положении при выполнении рывка и специально-подготовительных упражнений с гирями.
- Выполнять основные элементы рывка: замах, подъем, фиксация, опускание.
- Выполнять разгрузку позвоночника в конце занятия.
Новизна представленного опыта состоит, прежде всего, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных и половых особенностей, психологии, индивидуальных возможностей и мотивов обучающихся, что необходимо при реализации ФГОС, это способствует совершенствованию форм обучения, использованию инновационных технологий обучения.
Методическая разработка может быть использована преподавателями физической культуры, педагогами дополнительного образования в системе начального и среднего профессионального образования.
Проект урока
Тема: Обучение технике рывка гири.
Цель: Разучить технику рывка гири.
Вид урока: Практико-формирующий.
Тип урока: Изучение нового материала.
Технология: проблемная.
Задачи:
Образовательные:
- создать представление о гиревом спорте;
- ознакомить с техникой безопасности при занятиях с гирями, гантелями;
- ознакомить с основным элементам техники рывка гири (замах, подъем, фиксация, опускание);
- разучить подводящие упражнения для рывка гири (махи, подъем к плечу, протягивание гири к верху;
- обучить правильному выполнению упражнений с гирями для формирования осанки
Развивающие:
- развивать силовые, координационные качества, силовую выносливость, зрительную и моторную памяти.
- развивать интерес к соперничеству силовой направленности
Оздоровительные:
- способствовать профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки.
- способствовать формированию правильного дыхания при выполнении физических упражнений;
- обучить разгрузке позвоночника
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность и ответственность за результат выполненной работы.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие:
– ОБЖ – прикладное значение силовых упражнений;
– физика – инерция тел, маятник, сила тяжести;
– анатомия человека – рельеф мышц, сердечно сосудистая система и система органов
дыхания;
Обеспечиваемые:
– последовательное обучение технике рывка гири создает предпосылки для
формирования общих компетенций и качественной подготовки студентов к
профессиональной деятельности.
Способ организации учащихся:
– фронтальный, групповой, индивидуальный.
Метод обучения:
– репродуктивный, словесный, наглядный, практический.
Мест о проведения: спортивный зал.
Контингент: обучающиеся 2 курса НПО в количестве 15 человек.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Инвентарь: гантели – 3–4 кг, гири – 8–10 кг, гимнастические коврики, свисток.
Интеграция с образовательными областями:
Познание:
- расширить представление обучающихся в области анатомии
- расширять знания технической подготовки обучающихся при обучении рывку гири
- воспитывать интерес к занятиям гиревым спортом и физическими упражнениями силовой направленности
- содействовать формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья.
Коммуникация: поощрять игровую активность обучающихся, инициативу в процессе двигательной деятельности.
Безопасность: формировать навык безопасного поведения во время выполнения физических упражнений.
Социализация:
- создание ситуации, при которой обучающиеся проявляют нравственные качества: целеустремленность, терпение, стремление к победе;
- формирование умения действовать индивидуально, строго соблюдая правила соперничества;
- формировать умения организовать собственную деятельность, оценивать действия других и собственные действия;
- формировать умения по принятию на себя ответственности за работу членов команды;
- формировать умения проводить анализ занятия.
Структурная модель урока.
Деятельность преподавателя | Деятельность учащегося | Форма | Метод |
1. Организационный (2 мин) Мотивация учащихся к учебной деятельности, определение целей и задач. |
Понимание целей и задач. | Фронтальная. | Словесный. |
2. Подготовительный (13 мин) Подготовка учащихся к основной части урока. Проводит разминку, повышает общую работоспособность организма. |
Воспринимают команды, выполняют задания и упражнения. Подготавливают организм к основной части урока. | Групповая | Практический. |
3. Основной. Получение новых знаний и
практических умений (22 мин) – Краткое сообщение о гиревом спорте и
его преимуществах для физического развития. |
– Осмысление темы урока; – свободное выражение своих мыслей; – оценка своего физического развития; – адекватное восприятие полученной информации по теме; – выполняют упражнения под руководством преподавателя; – отрабатывают технику рывка гири весом 8–10 кг. – участвуют в круговой тренировке. |
Групповая индивидуальная. |
Практический, наглядный. |
4. Релаксация (3 мин) Показывает упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц. |
Выполняют задания. | Групповой. | Наглядный и практический. |
5. Подведение итогов (2 мин) Оценивание деятельности студентов. |
Слушают. | Фронтальный. | Словесный. |
6. Домашнее задание (1 мин) Выполнить упражнения силового характера. |
Индивидуальный. | Практический. |
Конспект урока
Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания | |||
1 | 2 | 3 | |||
Подготовительная часть урока 15 мин. | |||||
I.
Построение. Приветствие. Сообщение задач урока. – Сегодня ознакомимся с правилами обращения с гантелями, правилами работы с гирями. – приступим к обучению элементов рывка гири (замах, подъем, фиксация, опускание). – Разучим подводящие упражнения для рывка гири. |
1' | – Группа, становись! Равняйсь – смирно!
По порядку рассчитайсь!
– Вольно! – Проверка готовности к уроку. Осмотр внешнего вида, осанки/
|
|||
II. Беседа о правилах техники безопасности во время занятий с гирями и гантелями. | 2' | – Слушают внимательно/ | |||
III. Движение в обход налево. | 0.5 круга (кр) | – “В обход налево за направляющим, в
колонну по одному, шагом – МАРШ!”. Включаю музыку (темп средний).
|
|||
IV.
Ходьба.
– на носках, руки за голову, |
0,5 кр. 10” 10” 0,5 кр. 0,5 кр. |
– При движении на носках обратить внимание на правильную осанку, голову держать прямо, локти отвести максимально назад, стараясь соединить лопатки. | |||
V.
Бег. – Бег со сменой направления движения: по диагонали, противоходом, змейкой, спиной вперед. |
3 кр. 1 раз |
– Эти упражнения для профилактики
плоскостопия. – Включаю музыку (темп средний). – Бегом – МАРШ! – Бежать мягко, на носках, темп средний, дыхание произвольное. – По диагонали – МАРШ!, Противоходом налево – МАРШ! Далее – “змейкой”. Спиной вперед –МАРШ! После выполнения каждого задания подается команда – “без задания”. – Соблюдай дистанцию в два шага. |
|||
VI.
Специально-беговые упражнения – Бег с захлестыванием голени, руки за спиной. – Бег с высоким подниманием бедра, руки согнуты перед собой ладонями вниз. – Приставные шаги правым и левым боком, руки на пояс. |
1 раз 1 раз 1 раз |
– С захлестыванием голени – марш!
Пятками касаться ладоней. – Без задания. – С высоким подниманием бедра – марш! Коленями касаться ладоней. – Без задания. – Приставным шагом, правым боком – марш! Шаг делаем шире. – Левым боком – марш! – без задания. |
|||
VII.
Ходьба на восстановление дыхания – Восстановление дыхания – вдох – выдох. – Разминание кистей рук, локтевых, плечевых суставов. – По ходу движения взять гантель в правую руку. |
1 кр.
0.5 кр. |
– Для перехода на шаг подается команда
– “Шагом – МАРШ!” – Восстановить дыхание. – Хорошо прорабатываем все суставы – Чтобы не было столкновения при подходе к гантелям подать команду – “Дистанция – два шага” – по ходу движения взять гантель в правую руку”. |
|||
VIII. Перестроение из одной колонны в две шеренги. | – Перестроить по команде: “Налево в
колонну по два – МАРШ!”, – Дистанция три шага – Интервал вытянутые руки. – Группа на месте – СТОЙ! – раз-два – налево! |
||||
1 | 2 | 3 | |||
IX. Общеразвивающие упражнения с гантелями | 7 мин. | – К комплексу общеразвивающих
упражнений с гантелями – приступить. – Каждое упражнение начинать с команды – “упражнение начи-най! Указывать направление и с какой ноги (руки) начинать выполнение упражнения. – После выполнения упражнения подается команда – “Вольно!” – гантель внизу, в правой руке. – Упражнение выполнять без резких движений. |
|||
1. И.п. – о.с. гантель внизу, 1– подъем гантели к плечам (вдох); 2– гантель вверх, подняться на носках (выдох); 3-4 – вернуться в и.п. | 4 раза | – Руки полностью разгибать в локтевых суставах. | |||
2. И.п. – то же, 1– махом поднять гантель вверх, правая назад, на носок (вдох); 2– вернуться в и.п. (выдох); 3-4 – то же. | 4 раза |
– Гантель тянуть вверх. | |||
3. И.п. – стойка ноги врозь, гантель внизу, 1-4 – круговые движения руками вправо; 5-8 – то же влево. |
4 раза | – Счет вести медленно. | |||
4. И.п. – стойка ноги врозь, гантель за головой на плечах, 1– наклон вправо; 2– и.п. 3-4 – то же влево. |
4 раза |
– Локти в стороны, лопатки свести. |
|||
5. И.п. – стойка ноги врозь по шире, гантель за головой, 1– наклон вперед, 2– и.п. 3-4– то же. | 4 раза |
– При наклоне спину держать прямо или чуть прогнутой. |
|||
6. И.п. – широкая стойка ноги врозь, гантель внизу 1– наклон, гантель к правой, 2– наклон вперед, 3– наклон к левой, 4– и.п. |
4 раза |
– При наклоне ноги не сгибать. | |||
7. И.п.– стойка ноги врозь, гантель в правой руке вверху, 1 -согнуть ноги в полуприсед, 2 – и.п. 3-4 – то же, затем с гантелью в левой руке. | 8 раз |
– Рука полностью выпрямлена. Спину держать прямо. |
|||
8. И.п. – стойка ноги врозь по шире, гантель внизу в руках, 1– гантель вверх, 2– опустить вниз между ногами, 3 – мах гантели вверх, 4 – опустить, замах вниз между ногами (“дровосек”). | 4 раза | – Выполнять маятниковые движения. Махи руками свободные, ноги в коленях не сгибать | |||
9. И.п. – о.с. гантель в руках на груди, 1– выпад правой, махом гантель вверх; 2– и.п. 3-4 – то же с левой. |
6 раз на каждую | – Руки выпрямляем в локтевых суставах, выпад глубокий. | |||
10. И.п. – то же, (прыжки на двух – ноги врозь, ноги вместе), 1– гантель вверх, 2 –и.п. 3-4 – то же |
6 раз | – Добиться координированных движений рук и ног. | |||
11. Гантели положить на пол, восстановить дыхание; 1– руки вверх – вдох, 2 – опустить – выдох | 4 раза | – Дать установку на расслабление. | |||
X. Перестроение в колонну по одному – движение в обход по залу, гантели убрать. ХI. Построение в одну шеренгу – проверка пульса за 10 сек. (20–22уд.) |
1' |
– Группа, направо! В обход направо за направляющим в колонну по одному шагом – МАРШ! Гантели убрать. |
|||
Основная часть урока 22 мин. | |||||
XII.
Обучение рывку гири 8–12 кг. 1. Краткая беседа о влиянии занятий с гирями на развитие отдельных мышечных групп, на внешность человека в целом, на походку, осанку, манеру держаться. Добавить, что гири имеют ряд достоинств и преимуществ по сравнению с другими видами спорта. Рывок является соревновательным упражнением у девушек. |
2 ' |
Студенты внимательно слушают. | |||
2. Показать технику выполнения рывка
гири в целом:
– старт, замах, подрыв – подсед, фиксация, опускание. Показать перехват в другую руку. 3. Сообщить о правилах безопасности при выполнении упражнений с гирями. 4. Движение в обход налево, по ходу движения взять гантели (гири ) |
1 ' 30” |
– Показываю рывок гири,
стоя правым боком, в медленном темпе, фиксируя основные элементы рывка
гири. – Слушают -Дистанция три шага – по ходу движения взять гирю |
|||
1 | 2 | 3 | |||
5. Специально-вспомогательные упражнения с гирями. | 10 ' | ||||
1. И.п. – стойка ноги врозь по шире, взявшись за дужку гири сверху. Сгибание и разгибание ног. | 8 раз |
– При разгибании ног плечи разворачивать наружу, соединяя лопатки. | |||
2. И.п. – то же. Разгибание ног и одновременно двумя руками подтянуть гирю к подбородку. Вернуться в И.п. | 8 раз | – Движение выполняется слитно. Локти поднимать выше подбородка. | |||
3. И.п. – то же. Разгибая ноги, одновременно поднять гирю вверх над головой на выпрямленные руки. Вернуться в И.п. | 8 раз | – Движение выполняется слитно. При подъеме гири вверх – вдох, при опускании – выдох. | |||
4. И.п. – стойка ноги врозь, захват правой за дужку гири. Рывковым движением подъем гири на грудь, продевая кисть внутрь дужки. Скинуть гирю с плеча на замах. То же другой рукой. | 8 раз |
– Подъем гири начинать с разгибания ног. Гирю садить на плечо мягко, разворачивая кисть наружу. | |||
5. И.п. – Стойка ноги врозь шире плеч, двумя руками захват гири за дужку сверху. Выполнить махи до уровня груди, разгибая спину и ноги в коленных и тазобедренных суставах | 8 раз |
– При замахе гири назад спину держать прямой. При махе вперед-вверх плечи отводим назад. | |||
6. И.п. – то же. Три маха одной рукой, затем перехват и три маха другой. | 4 раза | – Следить за техникой. При махе вперед дужку разворачивать наружу. Перехват производить в верхней “мертвой” точке. | |||
7. И.п. – стойка ноги врозь, гиря за головой. Наклоны вперед. | 6 раз | – При наклоне спину держать прямо, чуть прогнутой. | |||
8. И.п. – стойка ноги врозь, гиря в правой на груди. Сгибая ноги, скинуть гирю вниз на замах, махом вперед-вверх, разгибая ноги и спину, вернуть в и.п. | 5 раз на каждую руку | – Обратить внимание при
опускании на захват гири фалангами пальцев. При подъеме – на разворот гири наружу, мягко прижимая к плечу |
|||
После выполнения специально –
вспомогательных упражнений переходим к выполнению рывка гири. – рывок гири 8 кг двумя руками; – рывок гири одной рукой; – рывок гири другой рукой. |
3 раза 3 раза 3 раза |
– Настроиться на выполнение
рывка гири в целом. – В верхнем положении гирю мягко развернуть наружу, кисть продеть в дужку, освобождая пальцы. |
|||
XIII.
Перестроение из шеренги по два в колонну по одному. – По ходу движения гири положить на место и взять гимнастические коврики в правую руку. – Перестроение в две шеренги лицом друг другу. Положить гимнастические коврики и лечь на спину. |
|
– Группу повернуть направо
и подать команду – “В обход налево шагом – МАРШ!”
– Дистанция три шага – положить гири |
|||
XIV. Упражнения на растяжку и восстановление мышечно-связочного аппарата. |
|
|
|||
1.И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – обхватить руками колени (выдох), 3–4 – и.п. (вдох). |
4 раза | – Подбородок прижать к груди. | |||
2. И.п. – то же. Опираясь на лопатки и пятки приподнять таз и туловище, задержаться на 10 сек. | 1 раз | – Ноги в коленях не сгибать. | |||
3. И.п. – лежа на животе руки согнуты в локтях ладонями вниз около груди. 1 – поднять туловище, прогнуться , 2 – и.п. 3–4 – то же. | 8 раз |
– При подъеме – вдох ,при опускании –выдох. |
|||
4. И.п. – то же, руки вверх. Поднять одновременно руки и ноги (“лодочка”) – задержаться на 10 сек. |
1 раз | – Тянуть руки вверх, носки тянуть вниз | |||
XV.
Игры на проявление силы. – Борьба на пальцах рук /правой и левой рукой/. – Борьба на руках /правой и левой рукой/. – Борьба спиной друг к другу, скрепив руки в локтях. XVI. Рефлексия студентов по уроку |
30” 30’ 30 2' |
– Состязание начинать по
команде – “Внимание – МАРШ!” – Отметить победителей. – Выслушать впечатление студентов об уроке. |
|||
Заключительная часть 3 мин. | |||||
XVII.
Построение. XVIII. Подведение итогов. XIX. Домашнее задание. |
30’ 30’ 2 ' |
Убрать коврики Выставить оценки. Д/З Прыжки из приседа 2х10, Отжимания 2х10 |
Литература
- Аксенова Л.В. Объемно-силовая система тренировок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер , 2007 г.
- Горбов А.М. Гиревой спорт. – М.:АСТ; Сталкер, Донецк, 2007 г.
- Кремнев И. – Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: Северо-Запад, 2011 г.
- Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе.– М.: Гуманит. 2003 г.
- Погадаев Г.И. Настольная книга учителя ФК.– М.: ФиС, 1998 г.
- Теоретические аспекты построения тренировки спортсменов-гиревиков.
С.А. Борисевич, С.Б. Толстов. Учебно-методическое пособие. Тюмень, 2005
г.