Цель: привлечь внимание ребенка к особой красоте, силе и героизму любви.
Ход интегрированного занятия
I. Беседа по теме (классный руководитель):
1. – Что вы испытываете, представляете, когда произносят слово “любовь”?
– Какие у вас возникают ассоциации?
– Как вы думаете, какую роль играет любовь в жизни людей? В вашей жизни?
– Можете ли вы представить свою жизнь без любви?
– Можете ли вы рассказать о каком-либо человеке в вашей жизни, любовь которого
оказывает на вас большое влияние?
– Можно ли, по-вашему мнению, назвать любовь родителей к детям – необыкновенной,
ни на что не похожей любовью? Расскажите о своих родителях. Нарисуйте словесно
ощущение от их любви к вам.
– Как вы думаете, каким станет мир, если все семьи станут сияющими школами
любви? Нарисуйте словесно этот мир.
– Как вы думаете, есть ли у любви свой язык, голос, улыбка, глаза? Нарисуйте
словесно портрет любви.
2. – Что говорили о любви писатели, философы и духовные учителя.
– Как вы понимаете смысл следующих высказываний?
“Тот, кто любит по– настоящему какого-то одного человека, любит весь мир”.
Э. Фромм“Любовь – это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на совеем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем”.
М. Пришвин“Любовью зажжете свет красоты и действием явите миру спасение души”.
Е. Рерих
3. Чтение и беседа по стихотворению.
***
К.Р. (Великий князь Константин Константинович.)
Когда меня волной холодной
Объемлет мира суета,
Звездой мне служит путеводной
Любовь и красота.О, никогда я не нарушу
Однажды данный им обет:
Любовь мне согревает душу,
Она – мне жизнь и свет.Не зная устали, ни лени
Отважно к цели я святой
Стремлюсь, чтоб преклонить колени
Пред вечной красотой.
– Можно ли назвать любовь вечной красотой?
– Как вы думаете, почему автор сравнивает любовь с красотой, жизнью, светом?
– Как вы думаете, является ли любовь самой главной целью в жизни человека?
Расскажите о своей главной цели.
– Почему говорят, что любовь творит чудеса, преображает и облагораживает
человека?
(Когда в сердце вспыхивает любовь, каждый человек (даже плохой) становится лучше. От любви в человеческом сердце пробуждаются все лучшие качества (вспыхивают с новой силой), человек меняется (в лучшую сторону), и многим вокруг кажется это чудом. Поэтому говорят, что любовь творит чудеса…)
II. Работа с литературным материалом философской сказкой.
Чтение сказки “Фиалка и Подснежник”.
Фиалка и Подснежник.
Прошла зима. Еще кое-где оставался лежать снег, а среди молодой травы уже стали появляться первые цветы. Рядом с белым Подснежником показался маленький росток. Он рос с каждым днем все выше и выше, пока не превратился в красивый фиолетовый цветочек. Это была Фиалка. Проснувшись, она раскрыла свои лепестки и стала с удивлением и восторгом осматриваться. Сначала она увидела нежно-голубое небо с плывущими по нему облаками. Потом долго смотрела на теплое яркое солнце, проглядывающее через деревья. И вдруг рядом с собой она заметила прекрасный белый цветок. – Как тебя зовут? – спросила она своего соседа.
Белый цветок повернул свои лепестки. Он увидел Фиалку и был изумлен ее красотой.
– Я Подснежник, – ответил белый цветок и тут же добавил, – ты такая красивая,
давай дружить!
– Давай! – согласилась Фиалка. И с этой минуты они стали неразлучными друзьями.
Каждый день теперь для них обоих был радостным и счастливым. Подснежник и Фиалка часто шелестели о чем-то друг другу, любили вместе пить капли дождя и подолгу дышали теплым весенним ветром. По ночам, когда становилось прохладно, Подснежник травинками укрывал Фиалку и старался согреть ее своими листочками. А Фиалка одаривала друга нежным ароматом своих лепестков.
Но однажды рано утром, когда солнце еще не успело взойти и пробудить цветы, произошла одна неприятная история. Фиалка проснулась от какого-то хруста и непонятного шелеста. Рядом с Подснежником она увидела большую прожорливую Гусеницу, которая медленно подползала к листьям Подснежника, чтобы ими полакомиться.
– Что же мне делать, – думала Фиалка. Не зная чем помочь своему другу, она сильно волновалась и переживала.
И вдруг она, обрадовавшись, наклонилась к Гусенице и быстро протянула ей навстречу свои листочки. Было очень больно, а Фиалка терпела. Она не пыталась убрать лепестки, а мечтала лишь о том, чтобы Гусеница поскорее наелась и не стала трогать ее друга.
Когда Подснежник проснулся, Гусеницы уже не было, наевшись, она уползла. Он повернулся к Фиалке и вдруг с ужасом увидел, что у нее не стало двух фиолетовых лепестков, а все ее листья наполовину изъедены.
– Какой ты стала безобразной и уродливой, ты, наверно, заболела, – прошелестел Подснежник. – Мне больше совсем не хочется с тобой дружить. Он отвернулся от нее и постарался поскорее о ней забыть.
Фиалка ничего не ответила. Посмотрев на остатки своих листьев, она лишь горько заплакала. Удивительно, но Фиалка совсем не обиделась на своего друга. Он по-прежнему был для нее самым лучшим на свете.
– Пусть лучше он не знает, что случилось, – думала она, – зачем я буду портить ему настроение своим видом.
Теперь она старалась расти рядом незаметно и не попадаться Подснежнику на глаза. Из травы она лишь молча глядела на своего любимого друга. Всякий раз, когда Подснежник поворачивался в ее сторону, она, чтобы его не испугать, поскорее наклонялась и пряталась среди травы.
Как-то раз на поляне появилась маленькая Девочка, которая собирала букет. Подснежник и все остальные цветы стали скрываться от девочки в траве и прижиматься к земле. Не пряталась только одна Фиалка. Она, наоборот, сильно вытянулась вверх и как можно шире раскрыла свои оставшиеся лепестки, закрывая собою своего друга.
– Не срывай моего друга, – изо всех сил шелестела она на ветру, – сорви лучше меня.
Девочка, напевая песню, прошла мимо. Все цветы вновь приподнялись к солнцу, а Фиалка тут же поспешила спрятаться от Подснежника и снова стать незаметной.
Через несколько дней к Подснежнику прилетела красивая многоцветная Бабочка, она села рядом и рассказала ему свою историю:
– Я летаю и ищу одну Фиалку, чтобы попросить у нее прощения, – сказала она. – Раньше, когда я была еще гусеницей, эта Фиалка ради своего друга Подснежника пожертвовала своими листьями и ими накормила меня. – Не встречал ли ты, Подснежник, искалеченную Фиалку с изъеденными листочками и без двух лепестков.
Только теперь понял Подснежник, что Фиалка отдала свои листья и свою красоту для того, чтобы спасти его от Гусеницы.
– Эту Фиалку я знаю, она здесь, рядом, и прячется в траве, – Радостно воскликнул Подснежник.
Он позвал Фиалку, но она не выглянула из травы. Подснежник позвал ее еще раз и еще, но Фиалка не отзывалась. Залетев в траву, Бабочка увидела увядшую и искалеченную Фиалку, которая лежала на земле и была сухой. Было слишком поздно, и помочь ей было уже ничем нельзя.
Много дней плакал Подснежник. Огромная тяжесть была у него на сердце, и чувство вины не покидало его еще очень долго. Но однажды Подснежник почувствовал, что кто-то его нежно гладит и успокаивает. Он обернулся и увидел рядом с собой красивую Бабочку с фиолетовыми крыльями. Он узнал в ней Фиалку.
– Не плачь, я совсем не сержусь на тебя, – сказала Бабочка, – Видишь, я опять стала красивой, давай дружить?
С тех пор многие цветы удивлялись странной Бабочке с фиолетовыми крыльями, которая почему-то никуда не улетала от самого обыкновенного белого Подснежника. А травинки даже посмеивались над глупой Бабочкой, которая в жару не пряталась, как все в тень, а заботливо обмахивала Подснежника своими крыльями.
Не вытерпел Ветер, пролетел он над насмешливыми травами, примял их немного и прошептал:
– Тише вы, бессердечные, тише. Она любит, ее сердце так красиво, не мешайте ей любить.
2. Беседа по сказке (учитель ИЗО)
– Настоящая ли была любовь у Фиалки?
– Какие качества вы увидели у любящей Фиалки? (Самоотверженность – умение забыть
о себе ради другого, умение прощать, смелость, готовность пожертвовать собой,
верность, жалость).
– Почему Фиалка не обиделась на Подснежника? (Настоящая любовь и дружба не
сомневается и не осуждает, она прощает и даже не замечает плохого в любимом).
– Правильно ли сделал Подснежник, что судил о Фиалке лишь по внешнему виду?
Какую красоту не увидел Подснежник? (Внутреннюю красоту, красоту любящего
сердца).
– Почему Подснежник стал ненавидеть себя после истории Бабочки? (Угрызения
совести, предательство).
– Вы смогли бы простить Подснежника, как простила его Фиалка?
– Можно ли насмехаться над человеком, который любит другого так же сильно, как Фиалка?
3. Устное рисование. (Создание образов главных героев сказки: Фиалки и Подснежника.)
4. Постановка изобразительной задачи.
5. Самостоятельная работа детей над сочиненными композициями по сказке.
6. Выставка детских рисунков и обсуждение их.
(См. Презентацию).
III. Философская формула. (Подведение итогов.)
– Что значит любить?
Вывод: Любить – значит не думать о себе и почти забыть о своих желаниях, быть готовым всё доброе, красивое, лучшее отдать своему любимому (жить для него).