Интегрированное занятие (начальная школа + ИЗО) по теме "Любовь – самое прекрасное чувство человека"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: привлечь внимание ребенка к особой красоте, силе и героизму любви.

Ход интегрированного занятия

I. Беседа по теме (классный руководитель):

1. – Что вы испытываете, представляете, когда произносят слово “любовь”?
– Какие у вас возникают ассоциации?
– Как вы думаете, какую роль играет любовь в жизни людей? В вашей жизни?
– Можете ли вы представить свою жизнь без любви?
– Можете ли вы рассказать о каком-либо человеке в вашей жизни, любовь которого оказывает на вас большое влияние?
– Можно ли, по-вашему мнению, назвать любовь родителей к детям – необыкновенной, ни на что не похожей любовью? Расскажите о своих родителях. Нарисуйте словесно ощущение от их любви к вам.
– Как вы думаете, каким станет мир, если все семьи станут сияющими школами любви? Нарисуйте словесно этот мир.
– Как вы думаете, есть ли у любви свой язык, голос, улыбка, глаза? Нарисуйте словесно портрет любви.

2. – Что говорили о любви писатели, философы и духовные учителя.
– Как вы понимаете смысл следующих высказываний?

“Тот, кто любит по– настоящему какого-то одного человека, любит весь мир”.
Э. Фромм

“Любовь – это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на совеем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем”.
М. Пришвин

“Любовью зажжете свет красоты и действием явите миру спасение души”.
Е. Рерих

3. Чтение и беседа по стихотворению.

***

К.Р. (Великий князь Константин Константинович.)

Когда меня волной холодной
Объемлет мира суета,
Звездой мне служит путеводной
Любовь и красота.

О, никогда я не нарушу
Однажды данный им обет:
Любовь мне согревает душу,
Она – мне жизнь и свет.

Не зная устали, ни лени
Отважно к цели я святой
Стремлюсь, чтоб преклонить колени
Пред вечной красотой.

– Можно ли назвать любовь вечной красотой?
– Как вы думаете, почему автор сравнивает любовь с красотой, жизнью, светом?
– Как вы думаете, является ли любовь самой главной целью в жизни человека? Расскажите о своей главной цели.
– Почему говорят, что любовь творит чудеса, преображает и облагораживает человека?

(Когда в сердце вспыхивает любовь, каждый человек (даже плохой) становится лучше. От любви в человеческом сердце пробуждаются все лучшие качества (вспыхивают с новой силой), человек меняется (в лучшую сторону), и многим вокруг кажется это чудом. Поэтому говорят, что любовь творит чудеса…)

II. Работа с литературным материалом философской сказкой.

Чтение сказки “Фиалка и Подснежник”.

Фиалка и Подснежник.

Прошла зима. Еще кое-где оставался лежать снег, а среди молодой травы уже стали появляться первые цветы. Рядом с белым Подснежником показался маленький росток. Он рос с каждым днем все выше и выше, пока не превратился в красивый фиолетовый цветочек. Это была Фиалка. Проснувшись, она раскрыла свои лепестки и стала с удивлением и восторгом осматриваться. Сначала она увидела нежно-голубое небо с плывущими по нему облаками. Потом долго смотрела на теплое яркое солнце, проглядывающее через деревья. И вдруг рядом с собой она заметила прекрасный белый цветок. – Как тебя зовут? – спросила она своего соседа.

Белый цветок повернул свои лепестки. Он увидел Фиалку и был изумлен ее красотой.

– Я Подснежник, – ответил белый цветок и тут же добавил, – ты такая красивая, давай дружить!
– Давай! – согласилась Фиалка. И с этой минуты они стали неразлучными друзьями.

Каждый день теперь для них обоих был радостным и счастливым. Подснежник и Фиалка часто шелестели о чем-то друг другу, любили вместе пить капли дождя и подолгу дышали теплым весенним ветром. По ночам, когда становилось прохладно, Подснежник травинками укрывал Фиалку и старался согреть ее своими листочками. А Фиалка одаривала друга нежным ароматом своих лепестков.

Но однажды рано утром, когда солнце еще не успело взойти и пробудить цветы, произошла одна неприятная история. Фиалка проснулась от какого-то хруста и непонятного шелеста. Рядом с Подснежником она увидела большую прожорливую Гусеницу, которая медленно подползала к листьям Подснежника, чтобы ими полакомиться.

– Что же мне делать, – думала Фиалка. Не зная чем помочь своему другу, она сильно волновалась и переживала.

И вдруг она, обрадовавшись, наклонилась к Гусенице и быстро протянула ей навстречу свои листочки. Было очень больно, а Фиалка терпела. Она не пыталась убрать лепестки, а мечтала лишь о том, чтобы Гусеница поскорее наелась и не стала трогать ее друга.

Когда Подснежник проснулся, Гусеницы уже не было, наевшись, она уползла. Он повернулся к Фиалке и вдруг с ужасом увидел, что у нее не стало двух фиолетовых лепестков, а все ее листья наполовину изъедены.

– Какой ты стала безобразной и уродливой, ты, наверно, заболела, – прошелестел Подснежник. – Мне больше совсем не хочется с тобой дружить. Он отвернулся от нее и постарался поскорее о ней забыть.

Фиалка ничего не ответила. Посмотрев на остатки своих листьев, она лишь горько заплакала. Удивительно, но Фиалка совсем не обиделась на своего друга. Он по-прежнему был для нее самым лучшим на свете.

– Пусть лучше он не знает, что случилось, – думала она, – зачем я буду портить ему настроение своим видом.

Теперь она старалась расти рядом незаметно и не попадаться Подснежнику на глаза. Из травы она лишь молча глядела на своего любимого друга. Всякий раз, когда Подснежник поворачивался в ее сторону, она, чтобы его не испугать, поскорее наклонялась и пряталась среди травы.

Как-то раз на поляне появилась маленькая Девочка, которая собирала букет. Подснежник и все остальные цветы стали скрываться от девочки в траве и прижиматься к земле. Не пряталась только одна Фиалка. Она, наоборот, сильно вытянулась вверх и как можно шире раскрыла свои оставшиеся лепестки, закрывая собою своего друга.

– Не срывай моего друга, – изо всех сил шелестела она на ветру, – сорви лучше меня.

Девочка, напевая песню, прошла мимо. Все цветы вновь приподнялись к солнцу, а Фиалка тут же поспешила спрятаться от Подснежника и снова стать незаметной.

Через несколько дней к Подснежнику прилетела красивая многоцветная Бабочка, она села рядом и рассказала ему свою историю:

– Я летаю и ищу одну Фиалку, чтобы попросить у нее прощения, – сказала она. – Раньше, когда я была еще гусеницей, эта Фиалка ради своего друга Подснежника пожертвовала своими листьями и ими накормила меня. – Не встречал ли ты, Подснежник, искалеченную Фиалку с изъеденными листочками и без двух лепестков.

Только теперь понял Подснежник, что Фиалка отдала свои листья и свою красоту для того, чтобы спасти его от Гусеницы.

– Эту Фиалку я знаю, она здесь, рядом, и прячется в траве, – Радостно воскликнул Подснежник.

Он позвал Фиалку, но она не выглянула из травы. Подснежник позвал ее еще раз и еще, но Фиалка не отзывалась. Залетев в траву, Бабочка увидела увядшую и искалеченную Фиалку, которая лежала на земле и была сухой. Было слишком поздно, и помочь ей было уже ничем нельзя.

Много дней плакал Подснежник. Огромная тяжесть была у него на сердце, и чувство вины не покидало его еще очень долго. Но однажды Подснежник почувствовал, что кто-то его нежно гладит и успокаивает. Он обернулся и увидел рядом с собой красивую Бабочку с фиолетовыми крыльями. Он узнал в ней Фиалку.

– Не плачь, я совсем не сержусь на тебя, – сказала Бабочка, – Видишь, я опять стала красивой, давай дружить?

С тех пор многие цветы удивлялись странной Бабочке с фиолетовыми крыльями, которая почему-то никуда не улетала от самого обыкновенного белого Подснежника. А травинки даже посмеивались над глупой Бабочкой, которая в жару не пряталась, как все в тень, а заботливо обмахивала Подснежника своими крыльями.

Не вытерпел Ветер, пролетел он над насмешливыми травами, примял их немного и прошептал:

– Тише вы, бессердечные, тише. Она любит, ее сердце так красиво, не мешайте ей любить.

2. Беседа по сказке (учитель ИЗО)

– Настоящая ли была любовь у Фиалки?
– Какие качества вы увидели у любящей Фиалки? (Самоотверженность – умение забыть о себе ради другого, умение прощать, смелость, готовность пожертвовать собой, верность, жалость).
– Почему Фиалка не обиделась на Подснежника? (Настоящая любовь и дружба не сомневается и не осуждает, она прощает и даже не замечает плохого в любимом).
– Правильно ли сделал Подснежник, что судил о Фиалке лишь по внешнему виду? Какую красоту не увидел Подснежник? (Внутреннюю красоту, красоту любящего сердца).
– Почему Подснежник стал ненавидеть себя после истории Бабочки? (Угрызения совести, предательство).
– Вы смогли бы простить Подснежника, как простила его Фиалка?

– Можно ли насмехаться над человеком, который любит другого так же сильно, как Фиалка?

3. Устное рисование. (Создание образов главных героев сказки: Фиалки и Подснежника.)

4. Постановка изобразительной задачи.

5. Самостоятельная работа детей над сочиненными композициями по сказке.

6. Выставка детских рисунков и обсуждение их.

(См. Презентацию).

III. Философская формула. (Подведение итогов.)

– Что значит любить?

Вывод: Любить – значит не думать о себе и почти забыть о своих желаниях, быть готовым всё доброе, красивое, лучшее отдать своему любимому (жить для него).