Цель: научиться рисовать бабу Ягу.
Задачи:
- изучить образ бабы Яги в русских народных сказках, в музыке, в кино;
- развивать кругозор уч-ся, наблюдательность, внимание;
- воспитывать уважение к традициям народа и его истории.
Оборудование: мультимедийная презентация, образцы рисунков.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. (Презентация. Слайд 1–2)
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, за героем наших рисунков мы отправимся в сказку.
А что такое сказка? (Выдуманная занимательная история с несуществующими героями.) (Слайд 3).
Учитель: Правильно ребята, но вымышленных историй очень много, как же мы узнаём сказку среди других литературных жанров? (Зачин, концовка, присказки, устойчивые выражения, троекратное повторение, добро побеждает зло.)
Учитель: Какие виды сказок вы знаете? (Народные, литературные, сказки о животных, волшебные, бытовые.)
Учитель: А за что вы любите сказки? (Ответы детей.)
Учитель: Наш герой живет в волшебных сказках. Назовите признаки волшебных сказок? (Волшебные предметы, чудесные превращения.)
III. Работа по теме урока.
Учитель: А кого мы будем рисовать, вы узнаете из загадки: (Слайд 4)
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка –
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
Учитель: Правильно, это баба Яга. С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим героем. Про Бабу Ягу написаны сказки, снимают фильмы, пишут музыку и рисуют. И что бы знать какой мы нарисуем бабу Ягу мы должны узнать о ней, как можно больше.
Что же обозначает имя бабы Яги? (Сообщение учащегося.)
Ученик: Странное имя этой старушки переводят по-разному. По словарю Ожегова “ягать”− значит кричать, шуметь, бушевать. В другом словаре “яга” − это значит шуба, мехом наружу. Так же “яга” − очень похоже на слово йога, а йога обозначает мудрость, значит баба Яга – мудрая женщина. Единого мнения, что обозначает это имя, нет.
Учитель: А кто же такая баба Яга? (Сообщение учащегося.)
Ученик: Одни считают, что баба Яга – древнее славянское божество, старуха чародейка,
наделенная магической силой, ей служат лесные животные и силы природы.
Другие считают бабу Ягу лесной хозяйкой, знахаркой, которая жила вдали от людей в глубине леса, собирала травы, коренья, делала лечебные отвары и снадобья. Третьи считают бабу Ягой стражем между миром живых и мёртвых.
Учитель: А теперь давайте вспомним, что о бабе Яге вы узнали, читая сказки. (Слайд 5)
– Как выглядит она? (Старая, с косматыми волосами, одетая в лохмотья, у неё
крючковатый нос и костяная нога.)
– Где живет? (В лесу, в избушке на курьих ножках.)
– Скажите заветные слова, что бы повернуть избушку? (Встань ко мне передом, к
лесу задом.)
– Одна ли она живет в избушке? (Ей служат вороны, совы, чёрные коты, животные в
которых уживаются мудрость и коварство.)
– А как она передвигается? (В ступе, отталкиваясь пестом и заметая след
помелом.)
Учитель: А сейчас мы с вами поговорим о поступках, которые совершала бабе Яге. Все ученики к уроку получили задание прочитать как можно больше сказок, одним из героев которых является баба Яга (Слайд 6). Каждый должен был составить “Лист читателя”, в котором записывал название сказки, поступок бабы Яги и давал этому поступку оценку. Прислушаемся к народным сказкам, что бы понять какой она герой сказки отрицательный или положительный, найдем ответ на вопрос: добро или зло несёт в себе этот образ в русских народных сказках (ответы детей).
Учитель: Давайте теперь сделаем вывод − баба Яга совершает в сказках как плохие, так и хорошие поступки.
– Баба Яга-советчица, выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, сообщая ему необходимую тайную информацию и он отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги. (слайд 7)
– Баба Яга – дарительница (она одаривала героя волшебными предметами, которые помогали им или заклинанием, с помощью которых он и сможет одолеть того или иного сказочного злодея). (Слайд 8)
– Баба Яга – похитительница. В некоторых сказках баба Яга действительно сажала на лопату детей, что бы зажарить их в печи и съесть. На самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать. (Слайд 9)
Рассказ учитель: Оказывается, всё было не совсем так. У наших предков был
обычай перепекания младенцев. Если ребеночек рождался слабеньким, хиленьким,
больным считалось что его надо допечь. А проводили этот обряд, как правило,
бабки-знахарки. Наиболее распространенное русское название обряда – “перепекание”.
Младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя
свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не
простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно –
бабкой-знахаркой. Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату,
привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!)
печь, в которой, естественно, в русской народной нет огня. Считалось, что в
печке должна сгореть болезнь и ребеночек станет крепким и здоровым. Существует
поверье что таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был
маленьким (Слайд 10).
Учитель: Наше исследование показало, что баба Яга не такая уж и вредная и злая старушка.
К образу бабы Яги обращались и многие композиторы, послушайте пьесу из детского альбома П. И. Чайковского. (Слайд 11).
Учитель: Какие чувства вызвала у вас эта музыка, что в себе представили? (музыка беспокойная, тревожная, быстрая, громкая, таинственная, недобрая. Видно что баба Яга не вызывала у композитора добрых чувств).
А в кино образ Бабы Яги создал замечательный артист Георгий Миляр (Слайд 12). Про него даже говорили, что он лучшая Баба Яга всех времен и народов. В его исполнении сказочная старуха представала пугающей, но и смешной одновременно. Это и делало ее чрезвычайно обаятельной (Слайд 13).
А теперь посмотрите, как менялся образ бабы Яги с течением времени (Слайд 14–16). Если в конце 19 века и в начале 20века она считалась злой ведьмой, то наши современники рисуют её стеснительной, немного даже кокетливой и совсем не страшной. Баба Яга может быть даже смешной.
Послушайте стихотворения о бабе Яге современных поэтов (Слайд 17).
У бабы Яги захромала Избушка –
Как Баба Яга, она тоже старушка.
Коленка с утра очень сильно болит,
Понятное дело – проклятый артрит!
Лечить начинает Бабуля Избушку:
Горячей воды наливает в кадушку,
И, зелья плеская туда понемногу,
Попарь-ка, – она предлагает ей, – ногу!
Что это за зелье– огромный секрет!
Хранит его Бабушка тысячу лет!
В нём сто мухоморов и почки берёзы,
Две шкуры змеиных, кукушкины слёзы,
Ещё паутина с окрестных кустов...
Но точный рецепт я сказать не готов.У бабы Яги отвратительный день:
С утра пригорела ватрушка,
На ножках куриных стоит набекрень
И вся покосилась избушка.
Поломана ступа, разорван сачок,
Не жизнь, а сплошное мученье.
А всё потому, что приехал внучок –
Гостит у нее с воскресенья.
Он скачет по лужам, плюётся, кричит,
С котом разодрался на крыше.
При этом имеет бессовестный вид
И бабушку будто не слышит.
Вздыхает Яга, мол, никак не пойму –
От рук совершенно отбился!
Но как ни крути, всё одно к одному –
В бабулю внучок получился.
Учитель: Я думаю, что нашу Бабу Ягу мы тоже нарисуем не очень страшной, потому что помним, сколько хороших дел она сделала в сказках.
IV. Физкультминутка (пальчиковая разминка).
V. Рисование.
Пошаговое рисование бабы Яги (Слайд 18–24).
VI. Демонстрация лучших работ.
VII. Рефлексия.
Вам понравился урок?
Давайте все вместе споем песню о бабе Яге (Слайд 25).