Для успешной реализации ФГОС педагогам детских садов предстоит перестроить работу с воспитанниками с традиционного репродуктивного процесса на творческую модель развивающего воспитания и обучения, которая обеспечивается индивидуально-личностным подходом. Существенным и необходимым условием высокой эффективности организации образовательного процесса должно стать непрерывное образование самих педагогов дошкольного учреждения по всем направлениям и областям. Владение психолого-педагогическими технологиями, применение активных форм сотрудничества с воспитанниками обеспечат возможность мягкого перехода от традиционных занятий к формам совместной деятельности, “естественной игре”, что будет способствовать лёгкому и понятному освоению материала. В результате формируются познавательные интересы и познавательные действия, направленные на мотивационное включение детей в различные виды деятельности.
Однако мотивационное обеспечение непосредственно образовательной деятельности
остаётся сложной проблемой, так как требует от педагогов большой
подготовительной работы к ней, напряжённого труда во время её организации,
знаний дошкольной психологии, глубокого понимания особенностей развития каждого
воспитанника. Ведь формирование основ мотивации учения предполагает учёт не
только содержания передаваемой информации, но и поиск способов как это сделать с
наибольшей пользой для воспитанников с разным уровнем развития, как сохранить их
эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, как дать толчок для
саморазвития и роста. Это возможно только при сочетании стимулирующей
доброжелательной атмосферы взаимодействия взрослого и воспитанников с
применяемыми методами и приёмами, работающими на создание мотивационной основы
деятельности. Успешному решению этой проблемы способствует взаимосвязь следующих
условий:
– гуманная педагогическая позиция;
– ценностное отношение к ребёнку и окружающему его миру;
– сохранение духовного и физического здоровья детей;
– проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребёнка;
– удовлетворение потребности воспитанников в общении, осуществление принципа
“через общение к воспитанию и познанию”, т. е. организация продуктивного общения
и сотрудничества педагога с воспитанником и воспитанника со сверстниками в
процессе образовательной деятельности;
– комплексное развитие психических процессов, т. е. обогащение мышления
эмоциями, интеллектуальными чувствами;
– формирование познавательных интересов и потребностей, стимулирование
любознательности;
– формирование у воспитанников навыков самооценки различных видов деятельности;
– формирование ответственного отношения к учебному труду.
На фоне обновления содержания и принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. Методическая служба должна на практике помочь педагогам отойти от учебной модели, от авторитарного стиля педагогического общения и в соответствии с принятыми целями образования научить их организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, подбирать формы и методы воспитания, обучения, развития направленные на формирование у воспитанников мотивационных основ деятельности, мотивации учения.
Мотивация, как психологическое понятие трактуется по-разному:
– по определению А.М. Новикова, Д.А. Новикова это процесс побуждения человека,
социальной группы к совершению определённой деятельности или иных действий,
поступков, который представляет собой сложный процесс, требующий, анализа и
оценки альтернатив, выбора и принятия решений.
– по определению доктора психологических наук Р.С. Немова, это динамический
процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением,
включающим его инициацию, направление, организацию, поддержку.
Формирование основ мотивации в дошкольном возрасте – задача непростая и многогранная. Для обучения всех педагогов нашего ДОУ организации образовательного процесса в соответствии с принципами развивающего обучения использовались разные формы методического сопровождении, например: индивидуальные беседы, метод “сценариев”, открытый показ, семинар-практикум, метод проектов, педагогические практикумы и чтения.
Индивидуальная беседа с педагогом нацелена на обсуждение и выяснение знания им рассматриваемого вопроса, на обмен мнениями. В ходе беседы педагог убеждается в правильности выбора методов и приёмов, или получает установку на приобретение новых знаний, на исправление недостатков. Определяется его дидактическая позиция (буду передавать знания или развивать ребенка) и соответственно определяется методическая помощь, которую необходимо оказать педагогу при организации непосредственно образовательной деятельности по формированию у воспитанников мотивации на получение знаний, активное участие в образовательном процессе, побуждение желания самим обнаружить отсутствие знаний и проявление усилий к их получению.
Метод “сценариев” подразумевает метод подготовки и согласования представлений о проектируемой системе. Проблема излагается в письменном виде с оформлением документа, содержащего анализ рассматриваемой проблемы и предложений по её решению. Как правило, вначале документы пишутся педагогами индивидуально, а затем формируются группы, которые объединяют индивидуальные записки в согласованный текст, который представляют на обсуждение в рамках методических объединений. В докладах, сообщениях представляются общие закономерности развития системы, анализируются внешние и внутренние факторы, влияющие на её развитие и формулирование целей, проводится анализ высказываний ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках информации. В содержание документов включаем данные статистики, рассуждения, прогнозы, предварительные выводы. Применение этого метода позволило педагогам понять значение содержания мотивационной деятельности и способов добывания знаний.
Особую роль в развитии мотивации к творческой деятельности у самих педагогов играет работа по введению инноваций в образовательный процесс. Не каждый педагог может самостоятельно освоить педагогическую технологию, поэтому важна работа методической службы ДОУ. В настоящее время педагоги нашего учреждения освоили и внедряют технологию проектирования как одну из форм поисковой деятельности. Традицией стало проведение фестиваля исследовательских и творческих проектов “Я – исследователь”. Основываясь на методике, предлагаемой А.И. Савенковым, педагоги ориентируют воспитанников на собственный исследовательский поиск, который может проходить в рамках любой детской деятельности. Проект является мотивом к познанию, к саморазвитию. Воспитанники сами определяют проблему, высказывают гипотезу, составляют план исследования, выбирают способы получения информации, способы фиксирования получаемых сведений, подводят итоги, делают выводы и определяют перспективы дальнейшей исследовательской деятельности.
Подготовка и ежегодное проведение районных семинаров стимулирует педагогов на саморазвитие, позволяет им достигать высоких результатов в своей работе. В практической части семинаров проводятся открытые просмотры и фрагменты удачных моментов образовательного процесса.
Практика доказывает, что открытый показ непосредственно образовательной
деятельности с последующим обсуждением просмотренного является одной из главных
форм мотивирующих педагогов на применение и распространение передового опыта. В
ходе подготовки открытых показов важно сформулировать цель, задачи деятельности,
которые покажут выход на “конечный” результат. Для этого педагогам предлагается
развернутая система вопросов:
– Создана ли мотивация, ситуация успеха?
– Какие понятия следует ввести?
– Какие признаки помогут детям освоить данное понятие, осознать, “открыть” его?
– Какие действия воспитанникам следует освоить?
– С какими знаниями дети встречаются впервые, а с какими уже знакомы? И т. д.
Все это помогает составить план ведения и реализации непосредственно образовательной деятельности, с последующим самоанализом. Свободное владение содержания изучаемого материала дает возможность педагогам выстроить систему заданий, вопросов, игр, направленных на мотивацию получения знаний воспитанниками. Играя, ребёнок выполняет разные социальные роли, проявляет способность моделировать действия и отношения, которые недоступны ему в реальной жизни. Неизменный интерес у воспитанников вызывают сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиями, в которых реализуется потребность действовать как взрослый. В зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности это могут быть такие игры-занятия, как “Магазин”, “Библиотека”, “Больница”, “Строители” и т.д. Во время таких игр активизируется словарь, воспитанники прекрасно действуют в воображаемой ситуации, применяя атрибутику. В совместной игре ребёнок сравнивает себя с другими, начинает видеть себя со стороны. Он сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других воспитанников, находить общий язык, договариваться. В результате формируется произвольное поведение. Для поддержки мотивирующей роли игры педагогу необходимо усложнять правила игр, вводить новые атрибуты, элементы соревнований, игровые зачины, загадки, считалки, девизы, театральные шумы.
К приёмам “пробуждения” интереса воспитанников к участию в образовательной деятельности следует отнести и привлечение внимания за счёт “сюрпризных моментов”, использования разных игровых персонажей, с помощью которых создаётся игровая ситуация. Это могут быть Буратино, Незнайка, Мальвина, ослик Иа, Мудрая Сова, “Старая шляпа”, Весёлый сверчок, лягушонок Квака и многие другие. С большим интересом воспитанники встречаются и “общаются” с куклами театра би-ба-бо, которые кивают головой, хлопают руками. С помощью этих игрушек можно разыграть сценки нравственного содержания, речевые ситуации, драматизировать сказки и потешки. Вызывает интерес постановка учебных задач в виде рифмовок, загадок, “исправления” ошибок героев.
В ходе практических семинаров педагоги вместе обсуждают, как можно организовать продуктивную развивающую деятельность воспитанника, направленную на актуализацию знаний, умений, навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение. Интересным приёмом оказалась практическая деятельность с запланированными ошибками, которые каждый педагог самостоятельно должен был найти и исправить. Опыт показал, что многим педагогам сложно осуществить самооценку. Самооценка и самоанализ собственной деятельности показывает уровень его профессиональной зрелости и мастерства. В помощь педагогам составлены карты анализа разных видов деятельности, памятки, которые ориентируют его на составление плана, обдумывание деятельности воспитанников, его реализацию и собственную рефлексию. На практических семинарах педагоги учились формулировать возможные проблемные ситуации для воспитанников, решать учебные задачи практического или творческого задания и др., помогали организовывать деятельность “от детей”. При отборе содержания материала опирались на личностные мотивы (стремление к общению, самореализации, самоутверждению, получению удовлетворения), познавательный интерес, эмоциональную сферу воспитанников (стремление проявить участие в судьбе персонажа, помочь товарищам, порадовать своей работой близких). В ходе практических семинаров педагогов учат строить задания так, чтобы в ходе его реализации воспитанники добивались успеха. Сочетание разумной требовательности с педагогической зоркостью, не позволит пропустить момент, когда ребёнок особенно нуждается в поддержке. Знание трудностей, с которыми могут столкнуться те или иные воспитанники при выполнении каждого задания, ошибок, которые они могут допустить в процессе выполнения этих заданий, позволят педагогу заранее принять меры по их предупреждению и предвидению неверного способа действий через заранее сформулированные варианты предполагаемых ответов детей. В этом случае педагог будет готов к появлению ошибок и заранее продумает меры их преодоления.
Интересной формой методической работы является практикум общения, который позволяет педагогам развивать коммуникативные способности. Темой для общения может стать книга, статья. Например, активно обсуждали выдержки из книги В.Т. Ивановой о красоте профессии воспитателя, об уважении к детям и деловом театре воспитателя. Подобная литература способствует повышению уровня мотивации педагогов к самосовершенствованию, углубленному изучению опыта коллег, более чуткому отношению к воспитанникам.
Наш опыт работы показывает, что формирование у воспитанников основ мотивации учения возможно только через заинтересованность каждого ребенка в осознанном получении знаний.