В “Федеральном компоненте государственного стандарта” указывается на то, что важным компонентом современного урока и внеурочной деятельности является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, социально значимых знаний.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Как же развить у ребёнка положительную мотивацию к учебной деятельности? Решить эту задачу, на мой взгляд, надо через развитие познавательной активности школьников, через творческую самореализацию, через самовыражение при поиске ответов на непростые вопросы, и, что не менее важно, ученик должен чувствовать удовлетворение результатами своего труда – чувствовать “ситуацию успеха”.
Всё это возможно, организуя особый вид деятельности учащихся – проектную деятельность, для осуществления которой сегодня в школе есть все возможности.
В качестве неоспоримых достоинств проектного метода обучения являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности обучающихся; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Как развить мотивационную сферу учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся?
В настоящее время современные семьи (на примере родителей моих учеников) все чаще интересуются успехами своих детей. Взрослые больше стали уделять внимание своим детям, которое характеризуется в совместном сотрудничестве. И я считаю, что работа над проектами больше сближает и объединяет детей и их родителей. Это такой новый тип сотворчества, главным условием которого является общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители также отмечают, что работа над совместными проектами способствует объединению усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей, создаёт атмосферу общности интересов, сближения детей, родителей и учителей, строит невидимый мостик между их внутренними мирами. Кроме того, подобная работа активизирует и обогащает родителей воспитательными умениями, поддерживает их уверенность в собственных педагогических способностях.
Но надо сказать и о том, что прежде чем использовать метод совместных проектов педагогу следует ввести родителей в курс такой педагогической технологии, как проектная деятельность. Еще в начале 1 класса, представляя программу “Школа России” по новым стандартам, я провела беседу о проектной деятельности, как урока и как продукта дополнительного образования, где первостепенная роль отводится родителям или близким взрослым учащихся.
Проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. ФГОС в начальной школе предусматривают внеклассную проектную деятельность по всем предметам. У младших школьников формируются умения осуществлять самостоятельный поиск и сбор информации в разных источниках; анализировать, представлять собранную информацию в наглядном виде; работать в группе, самостоятельно и совместно принимать решения; оформлять итоги своей работы и уметь представлять их перед аудиторией.
Использование проектного метода от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, метапредметным; от личных проектов к групповым и общеклассным, являются самыми продуктивными в развитии мотивационной сферы учения.
Развитие мотивационной сферы учения в ходе совместной воспитательной проектной деятельности приобретает позитивные результаты. Со своими лучшими проектами мои ученики в 1 классе в 2011–2012 учебном году выступали на окружном экологическом фестивале “Рассвет”, в школьном туре “Лучший ученик начальной школы”. Проектные работы детей были оценены на высоком уровне, как представителями жюри фестиваля – 1 место на фестивале “Рассвет” с проектом “Берегите наш лес!”, так и администрацией школы проектов “Моя семья”, “Мир моих увлечений”. В 2012–2013 учебном году мы активно продолжили работать над проектами. Участвовали с исследовательским проектом “Белый снег – чистый снег?” на окружном фестивале “Ступень к успеху” и в НПК “Эврика”, где стали дипломантом III степени. Окружной экологический фестиваль “Рассвет” в том же году принес нашему классу четырех победителей. Ребята желают участвовать во всех конкурсах и подают положительный пример другим. В новом 2013–2014 учебном году желающих участвовать в конкурсах увеличилось.
Нужно отметить, что у первоклассников и второклассников преобладают внешние мотивы. Если проследить динамику развития учебной мотивации, мы увидим, что с каждым годом обучения с использованием проектной деятельности возрастают внутренние мотивы обучения. Ученики уже достаточно ясно понимают, что знания нужны не для того, чтобы доставить кому-то удовольствие или чтобы не быть хуже других, а для того, чтобы быть умным, развитым, получить хорошее образование и в дальнейшем престижную работу.
Итак, применение проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе способствует формированию и развитию мотивационной сферы учения младших школьников.
Как показывает опыт, метод проектов как нельзя лучше решает задачи новой школы. Учащиеся должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.