Эпиграф:
“Азот – источник танталовых
мук человека”.
Девиз:
Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность.
Цель урока: сформировать понятие об азоте, как о химическом элементе и простом веществе.
Задачи:
- Образовательная: Расширить представление учащихся о неметаллах. Изучить взаимосвязь состава, строения, свойств и применение азота и некоторых его соединений.
- Развивающая: Развивать логическое мышление, познавательный интерес.
- Воспитывающая: Закрепить на новом материале мировоззренческие знания о причинно-следственной связи состава, строения, свойств вещества; совершенствовать умение обучаться при работе в парах.
Форма работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: Интерактивная доска, ПСХЭ Д.И. Менделеева, презентация “история одного открытия – азот”, интерактивное учебное пособие “Наглядная химия” (слайд “Химия азота”), таблицы – горох, корни бобовых – влажные препараты, план-характеристика элемента.
Ход урока
1 Этап урока: Ориентировочно-мотивационный (5 мин).
1. Учитель задаёт вопрос: “О каком химическом элементе идет речь?” и загадывает загадку:
Загадка.
Он нужен всем, когда лишь связан,
А вяжется с большим трудом,
Весь мир живых существ обязан
Ему растительным белком.
Распространен во всех трех средах,
Освобождается в огне,
Он важен красками, лекарством, он нужен миру и войне. (Азот.)
2. Учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся сформулировать цель урока, задачи урока выведены на экран интерактивной доски.
2 Этап урока: Изучение нового материала.
1. Презентация учащейся об истории открытия азота на тему: “История одного открытия – Азот” (3 мин).
2. Азот – химический элемент:
а) Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева–работа по плану характеристики ХЭ.
План характеристики выдается учащимся на каждое рабочее место.
План характеристики ХЭ по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Найдите химический элемент в таблице Д.И. Менделеева и ответьте на вопросы:
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1. | Каков химический знак? | N |
2. | Какой атомный номер и какая относительная атомная масса? | 7, Mr (N) = 14 |
3. | Сколько протонов и нейтронов в ядре атома? | Протонов – 7 Нейтронов – 7 |
4. | Сколько электронов в атоме? Какова его электронная формула (распределение электронов по атомным орбиталям)? | 7, + 7 N
)2
)5 1S2 2S2 2P3
|
5. | Составьте электронную и графическую схемы образования молекулы азота. | |
6. | В какой группе периодической системы находится? | V – А |
7. | В каком периоде? | 2 период |
8. | Какая низшая (в соединении с водородом и металлами) и высшая (в соединениях с кислородом) степень окисления азота? | -3, +5 |
По завершению работы взаимопроверка (правильные ответы выведены на экран интерактивной доски).
б) Нахождение в природе:
Сообщение учащегося “Роль азота в природе”.
Азотсодержащие минералы редки. Большие залежи чилийской селитры NaNO3 имеются лишь в высокогорной пустыне в Южной Америке, а нашатырь NH4Cl встречается в Египте.
Если бы азот, который выносится из почвы, постоянно в нее не возвращался, жизнь на Земле постепенно бы прекратилась. Подавляющее большинство живых организмов, кроме нескольких видов бактерий, не могут усваивать азот в виде простого вещества (таблицы и влажные препараты бобовых растений с клубеньковыми бактериями на корнях). Клубеньковые бактерии превращают азот в соли, из которых в результате превращений строятся белковые соединения. Но этих азотсодержащих соединений недостаточно, надо получать соединения азотохимическим путем, но это не так просто!
“Почему азот является источником “танталовых мук” человечества”.
Тантал – в греческой мифологии лидийский или фригийский царь, обреченный богами на вечные муки (“танталовы муки”); стоя по горло в воде и видя спускающиеся с дерева плоды, Тантал не мог утолить жажду и голод, так как вода уходила из-под его губ, а ветвь с плодами отстранялась.
Прослушав данное сообщение учащиеся должны дать ответ на вопрос “Почему азот является источником “танталовых мук” человечества”?
в) Физические и химические свойства азота (самостоятельное изучение материала учащимися на стр.106, 107 учебника).
Задание по изученному материалу (выполняется по вариантам в рабочих тетрадях):
1. Взаимодействие с металлами. Напишите уравнения с электронным балансом:
1-й вариант: К + N2 = 6К0 + N20 = 2K3+1N-3
|
2-й вариант: Ca + N2 = Ca0 + N20 = Ca3+2 N2-3
|
2. Взаимодействие с неметаллами. Напишите уравнения с электронным балансом:
1-й вариант:
|
2-й вариант:
|
По окончанию работы проводится самопроверка (ответы на экране).
Во время выполнения данной работы группа слабоуспевающих учащихся выполняет задания из задачника интерактивного пособия (тест и проверка к нему включены в интерактивное пособие “Наглядная химия” и выполняется на интерактивной доске).
Печатный вариант теста:
№ 1. Электронная конфигурация атома азота подходит под общую формулу:
а) ns2
б) ns2np3
в) ns2np6nd5
г) ns2np2
№ 2. Только восстановителем атом азота является в степени окисления:
а) -3
б) 0
в) +3
г) +5
№ 3. Молекулярный азот – инертное вещество, так как атомы азота связаны между собой химической связью:
а) металлической, одинарной;
б) ионной, тройной;
в) ковалентной, тройной;
г) ковалентной, двойной.
№ 4. Какой оксид азота может быть получен прямым синтезом из азота и кислорода?
а) оксид азота (I);
б) оксид азота (II);
в) оксид азота (III);
г) оксид азота (IV);
№ 5. Азот необходим всем организмам, т.к.
а) входит в состав белковых молекул;
б) является исходным веществом в производстве минеральных удобрениях;
в) является хладагентом;
г) является химически инертным веществом.
г) Получение и применение азота (самостоятельное изучение материала учащимися на стр.108 учебника, ответы на вопросы по изученному материалу).
III Этап урока: Инструктаж о выполнении домашнего задания.
§ 22 стр. 106–108, упражнение 4–10, 1 вар. (а), 2 вар. (б)
Даются пояснения к выполнению домашнего задания.
IV Этап урока: Итог (выводы по уроку, заключительная песня).
Песня.
Вот не везет – плакал Азот,
Очень обидно и досадно.
Я расскажу вам наперед,
Что-то с названием моим неладно.
Жизнь не поддерживал, в нерадивые попал.
Кто ж, скажите, так меня оклеветал?
Что ты азот? Что ты азот?
Все тебя любят, знают, ценят.
Наоборот он жизнь дает
И с фосфором землю удобряет
В клеточке, да в живой, ты азот давно уж свой,
Всех белков молекулы неразлучны с тобой.
V Этап урока. Рефлексия.
Учащимся выдаются листочки с вопросами:
- Что вам понравилось на уроке?
- Что вам хотелось бы изменить в содержании, в форме проведения урока?