Нетрадиционные формы лекционных занятий при обучении математике

Разделы: Общепедагогические технологии


Функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия и их разновидности. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определённых дидактических задач.

Ведущей организационной формой в этой системе является лекция. С неё начинается первое знакомство студента с дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний.

Лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни лекцию часто называют “горячей точкой”. Слово “лекция” имеет латинский корень, от латинского “lection” – чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила своё развитие в Древнем Риме в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателя. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел “искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению”.

Существуют как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения лекционных занятий. К нетрадиционным можно отнести следующее:

  1. “лекция вдвоём”,
  2. “лекция пресс-конференция”,
  3. “лекция-провокация”.

Рассмотрим обзорно методики проведения таких лекций.

В такой нетрадиционной форме как “лекция вдвоём”, реализуются принципы проблемности и диалогического общения. Данная форма представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно организованном материале, как между собой, так и с аудиторией.

Методика чтения подобной лекциям предполагает, прежде всего:

  • Выбор соответствующей темы, в содержании которой есть противоречие, разные точки зрения или высокая степень сложности;
  • Подбор двух преподавателей, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа мышления;
  • Разработку сценария чтения лекции (блоки содержания, распределённых по времени).

“Лекция вдвоём” фактически представляет собой мини игру “Театр двух актёров”, что создаёт эмоциональный, положительно окрашенный фон и повышает заинтересованность студентов. Она предполагает высокую степень импровизации в поведении преподавателей, их выступление должно быть естественным и не принуждённым. В качестве одного из методических приёмов достижения этой цели предлагается одному из них вводить в лекцию неожиданную, новую для другого информацию, на которую тот должен реагировать. Это ставит лектора в условия естественной импровизации, а у студентов вызывает доверие и принятие подобной формы обучения.

Одна из нетрадиционных форм, которая применима на математических занятиях – лекция “пресс-конференция”. В основу этой формы легло желание студентов задавать вопросы. Преподаватель должен уметь ориентироваться в вопросах студентов и с их учётом строить взаимоотношения с аудиторией. Особенно в настоящее время необходимо владеть дискуссионным умением в молодёжной аудитории, так как именно она не желает слушать традиционные лекции.

Методика состоит в следующем: преподаватель называет тему лекции и просит письменно за 2–3 минуты задать ему интересующий каждого студента вопрос по данной теме. Затем в течение 3–5 минут он их систематизирует по содержанию и начинает читать лекцию.

Обязательным условием является ответ преподавателя на каждый вопрос и итоговая оценка типов вопросов как отражение знаний и интересов, обучающихся по данной теме. Структура лекций должна быть не вопросно-ответной, а представлять собой единое целое, то есть связное изложение проблемы.

Возможны две формы подобных лекций:

  • материалы представляются одним преподавателем;
  • изложение осуществляется двумя преподавателями.

Эта лекция может проводиться в начале раздела, темы (цель – выявление круга интересов и потребностей обучаемых, уровня знакомства с темой); в середине (цель – акцентирование внимания на узловых моментах, проблемах) и в конце (цель – подведение итогов, определение перспектив развития темы).

Ещё одна разновидность лекции, которая выигрышна при проведении математических занятий – лекция с запланированными ошибками или лекция-провокация. Она содержит проблемность, так сказать, в чистом виде.

Методика состоит в следующем: после объявления темы преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определённое количество ошибок различного типа, например, на математическом занятии ошибки могут быть методические, речевые, вычислительные и так далее. При этом преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, которые он обязан предъявить в конце лекции. Только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к преподавателю. Количество ошибок зависит от их характера и содержания, а также подготовленности студентов по данной теме. Они должны в конце лекции назвать эти ошибки. Для этого преподаватель оставляет 10–15 минут.

Исходная ситуация создаёт условия, как бы вынуждающие студентов к активности: надо не просто воспринимать информацию, чтобы запомнить, а воспринимать так чтобы проанализировать и оценить. Немаловажен и личностный момент: интересно найти у преподавателя ошибку и одновременно проверить себя: могу ли я это делать? Всё это создаёт своего рода азарт, активизирует психологическую деятельность студентов. После вводной информации преподаватель читает лекцию на объявленную тему. Вполне возможно, что в конце, когда проводится анализ ошибок, студенты найдут их больше, чем было запланировано. Преподаватель должен честно признать (а подтверждением будет перечень ошибок). Однако искусство преподавателя заключается в том, что он и эти незапланированные ошибки использует для целей обучения.

Важно подчеркнуть, что подобная лекция выполняет не только стимулирующую, но и контрольную функции, поскольку позволяет преподавателю оценить качество освоения предшествующего материала, а студентам – проверить себя и продемонстрировать своё знание предмета, умение ориентироваться в нём. Поэтому её целесообразно проводить как итоговое занятие по теме или разделу после формирования базовых знаний и умений. Лучше такую лекцию проводить в аудитории с определённым уровнем подготовки по данной теме (с целью контроля) или в неподготовленной аудитории (с целью диагностики того, чего она не знает или не умеет).

Характер ошибок зависит от темы, содержания лекции, от целей, которые ставятся преподавателем, от контингента обучаемых.

Научить людей мыслить, давая им всё время “правильную”, кем-то утверждённую информацию, практически невозможно. Нужно противоречие, спор, борьба мнений, альтернатива. Именно эти условия создаёт лекция с запланированными ошибками.

В качестве наглядного примера, предлагаю технологическую карту “лекции – провокации” по теме “Многочлены”, которая была разработана и апробирована в Исилькульском педагогическом колледже.

Приложение. Таблица1. Технологическая карта занятия по теме “Многочлены”.

Литература:

  1. Материалы курсов повышения квалификации при ИПКРО г. Омск, “Управление личностно-ориентированным процессом обучения в учреждениях СПО”, 2006 г.