"Нестандартная" методика на "стандартных" уроках математики

Разделы: Математика


Один из основных вопросов школьной реформы – ликвидация перегрузки учащихся, совершенствование школьных учебников, введение ИКТ, оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Однако следует заметить, что никакие современные новшества, учебные пособия не смогут заменить творческого подхода учителя к планированию и организации учебно-воспитательной работы. Творчески работающий учитель – есть главное звено во всей цепи школьного образования. Поэтому, еще будучи студенткой математического факультета БГУ, я стала работать над созданием собственной системы обучения учащихся математике. Эта система должна позволить успешно решать такие педагогические задачи как: приучить каждого школьника к ежедневному, напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность, как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и способностях.

Знакомясь с теоретическим и практическим материалом школьных учебников, а также дидактическим материалом для учителя, я пришла к выводу, что, решая задания только из этих пособий, нет уверенности в получении приличных баллов (более 70) на ЕГЭ. Дело в том, что, к сожалению, любой школьный учебник не исчерпывает всего материала, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ. Это лишь минимум, рассчитанный на среднего ученика. Даже если ученик имеет “отлично” по предмету, это вовсе не означает того, что он прекрасно (на высокий балл) сдаст ЕГЭ после 11 класса. Огорчен ученик, и не менее огорчены его родители, школа, учитель. Поэтому необходим пересмотр некоторых разделов учебников, включение дополнительного материала, ориентированного уже на ЕГЭ. Тем более сейчас, в век ИКТ, когда каждый ученик способен воспользоваться интернетом, к каждому школьному учебнику и дидактическому материалу есть решения, и большинство ребят просто переписывают оттуда решения, не думая; необходима такая система обучения математике, которая заранее исключала бы эти нюансы.

Над созданием такой методики я работала в течение 30 лет, все эти годы система апробировалась, и сбоев, поверьте, не дала ни разу. В чем же состоит “нестандартная” система обучения математике? Во-первых, знания по предмету основательные, если учебная дисциплина ведется не по принципу “пришел – ушел”, а целенаправленно, блоком в течение определенного времени (12–15 часов). Поэтому я предпочитаю блочное (раздельное) преподавание алгебры и геометрии. Во-вторых, ребятам не советую приносить в школу традиционные учебники по предмету. От них никакой пользы нет. Все решения можно найти в интернете, даже присутствуя на уроке (почти у всех ребят современная техника), буквально каждый ученик ухитряется списать решение (думать то не хочется!). Поэтому нужна такая система обучения, которая полностью исключала бы использование решебника, заставляя тем самым ученика самостоятельно мыслить. Так было и много лет тому назад. Правда, в то время не было интернета, но, решая задачи только из школьных учебников, в ВУЗ можно было сдать вступительный экзамен только на “3”, имеется в виду без репетитора.

Ну, по поводу репетиторства у меня тоже есть свое мнение. Пользоваться услугами репетитора целесообразно в некоторой степени только в том случае, когда ученик много пропустил по болезни, и то, какое-то определенное время. Если ученик добросовестно посещает школу, то услуги репетитора ему ни к чему. Необходимые знания школьник должен получать бесплатно на уроках. Зачем тогда в школу ходить? Далее, прежде чем ходить к репетитору, надо убедиться, что он компетентен в знании материала. Мне самой известны учителя математики, которые не умеют решать не только задачи части С, но и в части В делают ошибки. О какой же подготовке ученика можно вести речь при этом? А часто бывает так: ходит ученик к репетитору, а оценки по предмету не улучшаются. Я считаю, так не должно быть, если учитель творчески работает. А то привыкли многие учиться в школе, не занимаясь, как положено; а просто придут на урок, выпишут номера из учебника для решения – и дело с концом. Ну и что же это за обучение такое? Поэтому я считаю, что правильно организованная работа учителя на уроке, глубоко продуманная, целенаправленная (при добросовестной работе ученика, конечно же) должна обеспечить получение прочных знаний учеником и обучение без репетитора.

Мы немного отвлеклись, но далее, о разработанной системе. Урок математики по моей методике начинается всегда с лекции (в 9–11 классах) и мини лекции в (4–8) классах, где четко представлен план, далее идет решение типовых (ключевых) задач и примеров. Ребята под руководством учителя в течение пары (я предпочитаю спаренные уроки) работают над изучением материала. Последующие уроки отведены на практическое решение задач и упражнения по распечаткам, составленным самим учителем (поиск в интернете исключен). Все задачи взяты либо из сборников для подготовки к ЕГЭ, либо составлены индивидуально. Каждая следующая пара уроков сопровождается небольшой проверочной или самостоятельной работой по индивидуальным карточкам. Вариантов столько, сколько учеников в классе, повторяющихся нет. Это обеспечивает самостоятельность выполнения работ. Ни решебник, ни интернет при этом не помощники. Контроль ежеурочный. Это и математические диктанты, и программированные опросы, работы с поиском ошибок, уроки – зачеты, лабораторные уроки, уроки устных контрольных работ. Часто я провожу диктанты по карточкам с тут же розданными ответами, где буквально через считанные секунды ученик узнает свой результат. Для ребят, которым тяжело дается математика, я составляю особые карточки. По мере необходимости, если основные задания для ученика оказываются сложными, он может всегда взять такую карточку и получить удовлетворительную оценку. Каждый ученик при такой системе имеет в течение полугодия 30–35 оценок по геометрии и около 45 по алгебре.

Большое внимание я уделяю устной работе на уроке. Учащиеся старших классов хорошо ориентируются в программе средних и младших классов за любой период обучения. Проводится ежеурочное систематическое повторение материала. Поэтому большинство ребят (95% класса) в качестве устного экзамена выбрали геометрию. Ведь систематические письменные работы и ежеурочная оценка этих работ – мощный психологический фактор направленного действия. После первых же 2–3 уроков ученики понимают, что их успех определяется ими самими и никем более.

Пропуски уроков при такой системе не причина для пробелов в знаниях ученика. Каждый ученик в любой учебный день может получить у меня консультацию за 40–45 минут до начала урока, либо выполнить проверочную работу, если ученик отсутствовал на ней (все письменные работы во время отсутствия ученика по любой причине должны быть написаны, чтобы исключить пробелы в знаниях учащихся). Один раз примерно в восемь дней ребята выполняют домашнюю контрольную работу по карточкам.

Один из принципов данной методики – принцип гласности. Кому из родителей не хотелось бы иногда побывать на уроках, где учатся их дети? Пожалуйста, двери моего кабинета открыты для желающих всегда. Любой мой урок открытый.

Считаю, что каждая минута из 45 должна быть наполнена духовной работой. Ведь именно в обучении воспитывается творческая личность. В каждом школьнике я стараюсь прежде всего увидеть то, что его отличает от других и чем он полезен и нужен другим.

Каковы же результаты работы по такой методике? Могу с уверенностью сказать, что в течение 30 лет сбоев не выло. Все ребята успешно поступили в ВУЗы, сдавая математику на “4” и “5”. В настоящее учащиеся сдают ГИА и ЕГЭ. Так, учащиеся 9 класса 2010–2011 учебного года имели качество 100% по результатам ГИА; 83% – в 2011–2012 учебном году (учитывая, что класс был одним из слабых по гимназии, качество успеваемости по всем остальным предметам 48%). Средний балл ЕГЭ по математике в 2012–2013 учебном году составил 62,8 балла в классе, где не было ни одного отличника (класс был средним по успеваемости), в то время как средний балл по РБ был 50, по Ленинскому району г.Уфа – 43. Высокий результат был и в 2010 году по ЕГЭ – 67,7 балла (хотя качественная успеваемость класса была не очень высокой), многие учащиеся сдали ЕГЭ на 85 и более баллов. Я считаю, что такие высокие показатели достигнуты в результате четко поставленной, целенаправленной работы учителя-предметника и творческой заинтересованности ребят.

Считаю, что именно такая система обучения учащихся на уроках (не легкая для учителя) позволяет достичь высоких результатов, что очень важно в настоящее время.