Мастер-класс по литературному чтению "Приемыш" Д.Н. Мамина-Сибиряка. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Дидактическое обоснование:Учебник Л.А.Ефросининой. Литературное чтение 2ч. (с.17-23), р.т.с 18-20

Тема: «Приемыш», Д.Н. Мамин-Сибиряк

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок построения системы знаний)

Деятельностная цель: создать условия для формирования у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала;

Учебные задачи:

  • учить слышать и слушать произведение;
  • отрабатывать навык чтения ( на отрывках и абзацах произведения);
  • учить выразительному пересказу монолога;

Учебные умения:

  • выражать при чтении свое отношение к главным героям;
  • читать самостоятельно отрывки текста, отрабатывать правильность и беглость чтения;
  • передавать содержание текста, делать правильную оценку поступкам героев.

Оборудование:

  • учебник Л.А.Ефросининой. Литературное чтение 2ч.;
  • рабочая тетрадь с.18-20;
  • ИКТ, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)

Обращается к детям:

– Прозвенел уже урок,
Значит, начался урок.
Если хочешь много знать –
Должен каждый день читать!

– Какие жанры мы читаем на уроках?

Слушают учителя, настраиваются на урок.

Проверяют свои принадлежности

 

Отвечают: стихи, сказки, басни, былины, рассказы.

Личностные

 

 

Познавательные (логические)

II. Актуализация знаний

– Про эту птицу сложено много стихов, песен, ее считают символом верности.

– Вы догадались о ком я говорю?

Называют «лебедь»

Предполагаю цель занятия

Познавательные (общеучебные)

Проверка д/з

Прежде чем я проверю, как вы поняли содержание текста, хочу спросить: ко мне есть вопросы, что-то непонятное встретилось?

– Как называется произведение, которое читали дома?

– Его автор? Жанр?

Как звали главного героя?

Кличка собаки?

Какой была жизнь Тараса на озере?

Каким образом у него появился лебедь?

Какие отношения у них сложились между собой?

Что случилось с Приемышем в конце лета?

– Сколько частей мы прочитали?

– Можно эти части поменять местами? Почему?

Если есть непонятные слова, спрашивают.

 

Дети отвечают при закрытых учебниках

 

 

 

 

 

 

 

Отрывок из 3-х частей.

 
2. Работа в парах

– Возьмите листочки и выполните вместе задание:

Появление лебедя у Тараса.

Первая встреча на Светлом озере.

Прощание с лебедем.

Встреча осенью.

Дети цифрами обозначают порядок в соответствии с текстом.

Коммуникативные (управление поведением партнера) оценка действий партнера

3. Проверка   Зачитывают ответы, обсуждают правильные варианты.

Познавательные (общеучебные)

4. Создание проблемной ситуации

– Вы ожидали такого окончания рассказа ?

 

Физпауза

Дети высказывают

Свои предположения.

Выполняют несколько активных движений

 

III. Типовое закрепление (в знакомой ситуации)

– Найдите характеристику Тараса.

Каким мы его увидели в начале текста?

Каким увидели его в заключительной части?

– Почему?

Читают с. 29 (2 ч)

 

С. 21 (3 ч)

Ответы детей: он переживал за судьбу лебедя?

Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске информации

IV.

– Чем отличается это произведение от других, которые мы читали?

– Что такое монолог?

– Какой монолог вам понравился?

– Ребята, как вы думаете, Тарас понимает, почему лебедь ушел? Он плохо о нем заботился?

Много монологов.

 

Прослушивается 2-3 монолога.

Познавательные: логические

V. Обобщение учителем

Показ слайда «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сант Экзюпери)

Дети называют, за кого переживает Тарас

 

VI. Рефлексия

 

 

 

Д/з

Слайд с вопросами:

  1. На уроке я вспомнил…
  2. Из рассказа «Приемыш» я узнал, что такое…
  3. Мне очень помог(ла)…
  4. У меня были такие чувства:…,….
  5. Я хочу узнать нп следующем уроке…

Выучить монолог (по выбору)

Благодарит всех за работу,

Комментирует отметки

 

Регулятивные: оценка