Приложение к уроку: презентация.
Цели урока:
образовательные – формирование понимания
- практической значимости математических знаний для выхода из различных жизненных ситуаций,
- формирование умений заменять знак деления чертой дроби и наоборот;
развивающие – формирование умений
- выделять существенные признаки понятий,
- моделировать задачи, исходя из реальных ситуаций,
- развитие математической речи,
- побуждение интереса к истории математики, к современным цифровым образовательным ресурсам;
воспитывающие:
- формирование гуманных отношений на уроке, умения сотрудничать.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Этот этап направлен на создание условий учащимся для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Приветствие детей, настрой на работу)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1. На экране числа. К первым трем слайдам задаются вопросы:
- Как называются эти числа?
- Среди этих дробей одна лишняя. Найдите её. Почему она лишняя?
- Какая дробь называется правильной (неправильной)?
Слайд 1: 7/7, 1/3, 3/2, 8/5, 10/9.
Слайд 2: 1/2, 111/121, 8/9, 8/7, 4/5.
Слайд 3: 4/5, 11/12, 5/7, 120/121, 9/10. Есть ли здесь лишняя дробь?
- Придумайте дробь, которая не изменится, если даже перевернуть? (1/1, 8/8, 6/9, 9/6.)
- Что показывает знаменатель (числитель) дроби?
2. На доске приготовлены уравнения. К каждому из них задаются вопросы:
- Как называются числа при делении?
- Что нам неизвестно?
- Как его находим?
а) x:7 = 8; б) 3 * х = 18; в) 3 * х = 2
III. Постановка учебной задачи.
Третье уравнение вызывает у учащихся затруднение.
– А не приходилось ли вам, ребята, делить 2 на 3? Может, вы придумаем какую-нибудь задачу?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Если учащиеся ничего не предложат, учитель предлагает задачу:
Задача 1. Перед домом Тома Сойера забор: до калитки 1метр и после нее также 1метр. Ему тетя поручила покрасить этот забор. И он позвал на помощь двух друзей. Друзья решили разделить забор на три равные части, но не смогли. А давайте, ребята, поможем им! (Если учащимся трудно будет решить эту задачу, то можно предложить разделить 2 шоколадки на троих). После работы в парах обсуждаем пути решения.
Что у нас получилось?
– 2/3 . А как она получилась? Какой вывод можно сделать? Совместными усилиями ра доске появляются записи: 2/3 = 2 : 3, 2 : 3 = = 2/3
V. Первичное закрепление во внешней речи.
– Какой вывод можно делать? Один ученик расскажет вывод, а затем учащиеся проговорят друг другу полученный вывод.
– Как вы думаете, ребята, какую тему мы сегодня изучаем?
Пишем тему «ДЕЛЕНИЕ И ДРОБИ»
Ребята, чему мы должны научиться на этом уроке?
А можно ли написать этот вывод буквами?
а : в = а / в
а / в = а : в
Молодцы, ребята, хорошо поработали. Можно и отдохнуть.
Физкультминутка (на мотив песни «Учат в школе»)
Дроби разные писать,
Вычитать и умножать,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Знаменатель находить и числитель не забыть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны,
Дробь учи и тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать
Станет легкой даже трудная задача.
Теперь мы можем решить последнее уравнение? Перепишите его, пожалуйста.
3 * х = 2
х = 2 : 3
х = 2/3
В чем заключается смысл дроби? (Вспоминаем ранее известное свойство числителя и знаменателя). Значит, теперь дробь можно называть частным двух чисел, где числитель – делимое, а знаменатель – делитель.
Задача 2. Автомобиль путь длиной 175 км проехал за 2 часа. Какова его скорость? Дети решают на доске.
175/ 2 км/ ч. Интересно, что же означает в «км/ч» наклонная черта?
(Знакомимся с историческими сведениями на 4-7 слайдах.)
Задача 3. А теперь поиграем. Помогите, пожалуйста, собрать вместе одинаковые числа. Задания на интерактивной доске выполняют ребята.(8 слайд)
VI. Самостоятельная работа по учебнику.
№ 1051, 1052,1058 (а, б) Резервные задания – №1054, 1056.
VII. Рефлексия.
Что мы узнали на сегодняшнем уроке? Чему научились? Что еще хотели бы узнать?
Вы, наверно, знаете великого русского писателя Л.Н.Толстого. У него есть замечательные слова о человеке, интересно связанные с математикой. (Слайд 9) «Человек есть дробь: числитель – это совокупность достоинств, которые человек имеет, а знаменатель это то, насколько он свои достоинства оценивает. Внутренняя гармония достигается в том случае, когда дробь стремится к единице.
А как вы понимаете эти слова?
VIII. Домашнее задание.
1053,1055, 1056 (в, г, д)