Класс: Третий.
Учебно-методическое обеспечение: Программа «Школа России». Математика 3 класс. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер, мультимедиапроектор, презентационный экран, ручка, карандаш, тетрадь, линейка, квадраты.
Время реализации занятия: 45 минут.
Медиапродукт: Наглядная презентация учебного материала (среда: Windows XP SP2 Pro, редактор: POWER POINT, у автора).
Технологический сценарий (последовательная модель).
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся новой единицей измерении площади – квадратным дециметром.
Задачи:
- Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.
- Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.
Ход урока
Формы, приёмы, методы | Цель применения | |||||||||||||||||
1. Сообщение темы и цели урока I-й этап урока. Cамоопределение к деятельности (орг.момент).Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. |
||||||||||||||||||
1. Психологический настрой детей на урок Начинается урок математики. Ребята, покажите какое настроение у вас перед уроком? (На столе у каждого ребенка лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи.) И у меня сегодня радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий! Сопровождать нас в путешествии будет Знайка. Знайка предлагает провести разминку «ГИМНАСТИКУ ДЛЯ УМА»
|
Активизация мыслительной деятельности учащихся. |
|||||||||||||||||
II-й этап урока. Актуализация знаний.Цель этапа: развитие умений группировать фигуры, обосновывать свое мнение |
||||||||||||||||||
Следующее задание Знайки. Решите примеры устно, записывая в тетрадь только ответы, потом с помощью шифра сможете узнать часть темы урока. Что надо знать, чтобы решить эти примеры? Вспомните порядок действий.
– Какое слово получилось? – Что такое площадь? (Место, которое занимает фигура на плоскости.) – Площадь, какой фигуры мы уже умеем вычислять? – В каких единицах измерения мы вычисляли площадь? На доске и на парте у детей геометрические фигуры. Какие фигуры здесь лишние? (1 и 3) < Приложение 2> Почему? (У фигур 2, 4, 5 – прямые углы, стороны противоположные, попарно равны, они прямоугольники). – Найдите площадь прямоугольника 2. – Что для этого нужно знать? – Среди прямоугольников есть квадрат? (да). – Назовите его (5). – Какое главное свойство квадрат вы знаете? (У квадрата все стороны равны). Измерьте сторону квадрата, который перед вами. – Чему равна его площадь? (1 см2) Как вы нашли площадь? – Кто думает также? |
Развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать |
|||||||||||||||||
III-й этап урока. Постановка и решение проблемной ситуации.Цель этапа: повторить материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала. |
||||||||||||||||||
Знайка приготовил вам фигуру, она у вас в конвертах под номером один. (Работа в парах.) – Измерьте стороны этой фигуры (10 см) Что можно сказать? (это квадрат, со стороной 10 см) – 10 см – это линейная единица, единица измерения длины.
Заменим ее наибольшей линейной единицей. 10 см = 1 дм запись в тетради – Значит у вас квадрат со стороной 1 дм. – Как найти площадь этого квадрата? (Длину умножить на ширину) S=1 дм * 1 дм = 1 дм2 запись в тетради – Чему равна его площадь? – Какое открытие мы сейчас сделали? (Мы нашли площадь квадрата в дециметрах.) – Сформулируйте тему и задачи урока. КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР Задачи урока:
(Работа в парах.) – Возьмите второй квадрат. Что увидели? (разделен на см2) <Приложение 3> Сколько можно уложить квадратиков в 1 дм2 А как найти площадь этого квадрата? (Пересчитать все квадратики, посчитать квадратики по длине и ширине и их перемножить) Как это записать? S = 10 см · 10см = 100 см2 запись в тетради – Какой путь короче? – В каких единицах измеряется площадь? (В дм2) – Сколько в 1 дм2 квадратных сантиметров? – в 1 дм2 = 100 см2 – Мы с вами сделали еще одно открытие. – Сделайте вывод. Откроем учебник на с.66 и посмотрим, согласен ли Знайка с нашими выводами. – Какие задачи урока мы уже раскрыли? Что нам осталось? Этим мы займемся после небольшой разминки. Сейчас вам придется много думать самостоятельно и много писать, поэтому разомнем руки, глаза и сделаем упражнения для улучшения мозговой деятельности. «Физкультминутка» Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения. Руки ставим мы вразлёт: Появился самолёт. (Руки в стороны.) Мах крылом туда-сюда, (Наклоны в стороны.) Делай раз и делай два. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и два, раз и два! (Хлопки в ладоши.) Руки в стороны держите, (Руки в стороны.) Друг на друга посмотрите. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.) Опустили руки вниз, (Руки вниз.) И на место все садись! (Сесть за парту.) |
Развитие познавательной активности.
Развитие умения осуществлять умозаключения на основе раннее приобретённых знаний.
|
|||||||||||||||||
IV-й этап. Первичное закреплениеЦель этапа: повторить алгоритм нахождения площади. |
||||||||||||||||||
– Для чего мы учимся решать задачи? (Чтобы знать, как находить площадь прямоугольника.) – Прежде чем мы решим задачу, давайте вспомним, для чего нужна единица измерения площади в 1 кв.дм? – А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы) – Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? – Посмотрите на картинки и найдите среди них те, которые удобнее измерять в кв.дм, а какие в кв.см. (На доске изображены предметы: почтовая марка, учебник математики, блокнот, тетрадь, зеркало, шкаф) (В кв. дм удобнее измерять крупные предметы – шкаф, зеркало, учебник. А маленькие – марку, блокнот – в кв.см) Здесь может возникнуть спор, в каких единицах лучше измерять тетрадь. Дети могут приложить мерки к своей тетради и сообща прийти к выводу. Знайка приготовил вам следующее задание. – С помощью мерки узнаем длину и ширину листа, который лежит на ваших партах. – Чему равна длина? – Чему равна ширина? – Найдите площадь этого листа. Как найти площадь? 1 ученик на доске S = 3 ·2 = 6 (дм2) Ответ : 6 дм2. – Кто не сделал ни одной ошибки? – Кому было легко выполнять эту работу? – Кто испытывал трудности при выполнении этой работы? – Ну а теперь, каждый из вас самостоятельно проверит, как он запомнил новый материал. |
||||||||||||||||||
V-й этап урока. Самостоятельная работа c самопроверкойЦель этапа: закрепление изученного материала.. |
||||||||||||||||||
Знайка приготовил вам задачу. Прочитайте задачу. Начертить прямоугольник со сторонами 1 дм и 3 см. Найти площадь. – Что надо сделать? – Что известно? – Какая длина? Ширина? – В каких единицах измеряется длина и ширина? (В разных: дм и см) – Что надо найти? (найти площадь) Можно сделать сразу? ( нет) Что надо сделать сначала? (Перевести дм в см) Составьте план решения задачи.
Решите самостоятельно по плану. Самопроверка – Кто не сделал ни одной ошибки? – Кому было легко выполнять эту работу? – Кто испытывал трудности при выполнении этой работы? |
Формирование практических навыков нахождения площади |
|||||||||||||||||
VI-й этап урока. Включение в систему знаний и повторение.Цель этапа: формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала. |
||||||||||||||||||
Знайка приготовил I группе задание повышенной трудности. Длина 8 дм Ширина – ? в 2 раза меньше Найти S. Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Решите задачу самостоятельно. – А для всех остальных он приготовил задание в учебнике на с. 67 «Проверь себя». (Самостоятельное выполнение задания. Проверка.) – А сейчас Знайка предлагает решить вам самостоятельно примеры в учебнике с.67 №6 по рядам. (Решение примеров по рядам, с последующей самопроверкой.) – Кто не сделал ни одной ошибки? – Кому было легко выполнять эту работу? – Кто испытывал трудности при выполнении этой работы? |
Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи. Применение раннее полученных знаний на практике. Актуализация полученных знаний. |
|||||||||||||||||
VII-й этап урока. Рефлексия деятельности (итог урока).Цель этапа: Обобщение всей работы. Само оценивание. |
||||||||||||||||||
– Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке. – Наш урок подошел к концу. – Какое открытие сделали на уроке? – Какие задачи ставили на уроке? – Что такое квадратный дециметр? – Где можно использовать новую единицу измерения? – Что вам больше всего удалось на уроке? – За что вы можете себя похвалить? – Что не удалось? – Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, так какое настроение у вас? Домашнее задание: с.60, № 2.
– Спасибо вам за урок! |
Метод стимулирования и мотивации |
Литература:
- Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике. К УМК М.И.Моро. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
- Математика. 3 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. носителе. В 2 ч.Ч.1/ М.И. Моро, М.А. Бантова и др. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
- С.И. Волкова. Контрольные работы. 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2008.