Урок математики по теме "Квадратный дециметр". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Класс: Третий.

Учебно-методическое обеспечение: Программа «Школа России». Математика 3 класс. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер, мультимедиапроектор, презентационный экран, ручка, карандаш, тетрадь, линейка, квадраты.

Время реализации занятия: 45 минут.

Медиапродукт: Наглядная презентация учебного материала (среда: Windows XP SP2 Pro, редактор: POWER POINT, у автора).

Технологический сценарий (последовательная модель).

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся новой единицей измерении площади – квадратным дециметром.

Задачи:

  1. Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.
  3. Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.

Ход урока

Формы, приёмы, методы Цель применения

1. Сообщение темы и цели урока

I-й этап урока. Cамоопределение к деятельности (орг.момент).

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

1. Психологический настрой детей на урок

Начинается урок математики.

Ребята, покажите какое настроение у вас перед уроком?

(На столе у каждого ребенка лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи.)

И у меня сегодня радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

Сопровождать нас в путешествии будет Знайка.

Знайка предлагает провести разминку «ГИМНАСТИКУ ДЛЯ УМА»

  • Какое сегодня число?
  • Увеличьте его на 7.
  • Сколько дм в 1 м?
  • Какое число следует за числом 59, 88, 99?
  • Увеличьте 9 в 6 раз
  • Увеличьте 9 на 6
  • Уменьшить 42 на 7
  • Уменьшить 42 в 7 раз
  • Сколько см в 1 м?
  • Сколько см в 1дм?

Активизация мыслительной деятельности учащихся.

II-й этап урока. Актуализация знаний.

Цель этапа: развитие умений группировать фигуры, обосновывать свое мнение

 

Следующее задание Знайки.

Решите примеры устно, записывая в тетрадь только ответы, потом с помощью шифра сможете узнать часть темы урока. Что надо знать, чтобы решить эти примеры? Вспомните порядок действий.

  • (6 + 2) · 4
  • (13 – 8) · 7
  • 68 – 60 + 12
  • 36 : 6 + 4
  • (18 – 18) · 10
  • (29 – 28) · 4
  • (70 – 40) : 5
0 4 6 10 20 32 35
а д ь щ о п л

– Какое слово получилось?

– Что такое площадь? (Место, которое занимает фигура на плоскости.)

– Площадь, какой фигуры мы уже умеем вычислять?

– В каких единицах измерения мы вычисляли площадь?

На доске и на парте у детей геометрические фигуры.

Какие фигуры здесь лишние? (1 и 3) < Приложение 2>

Почему?

(У фигур 2, 4, 5 – прямые углы, стороны противоположные, попарно равны, они прямоугольники).

– Найдите площадь прямоугольника 2.

– Что для этого нужно знать?

– Среди прямоугольников есть квадрат? (да).

– Назовите его (5).

– Какое главное свойство квадрат вы знаете? (У квадрата все стороны равны).

Измерьте сторону квадрата, который перед вами.

– Чему равна его площадь? (1 см2) Как вы нашли площадь?

– Кто думает также?

Развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать

III-й этап урока. Постановка и решение проблемной ситуации.

Цель этапа: повторить материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Знайка приготовил вам фигуру, она у вас в конвертах под номером один.

(Работа в парах.)

– Измерьте стороны этой фигуры (10 см)

Что можно сказать? (это квадрат, со стороной 10 см)

– 10 см – это линейная единица, единица измерения длины.

 

Заменим ее наибольшей линейной единицей.

10 см = 1 дм запись в тетради

– Значит у вас квадрат со стороной 1 дм.

– Как найти площадь этого квадрата? (Длину умножить на ширину)

S=1 дм * 1 дм = 1 дм2 запись в тетради

– Чему равна его площадь?

– Какое открытие мы сейчас сделали? (Мы нашли площадь квадрата в дециметрах.)

– Сформулируйте тему и задачи урока.

КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР 

Задачи урока:

  1. Познакомиться с квадратным дециметром.
  2. Узнать, как он связан с квадратным сантиметром.
  3. Учиться решать задачи с использованием новой единицы площади. <Приложение 1>

(Работа в парах.)

– Возьмите второй квадрат. Что увидели? (разделен на см2) <Приложение 3>

Сколько можно уложить квадратиков в 1 дм2

А как найти площадь этого квадрата?

(Пересчитать все квадратики, посчитать квадратики по длине и ширине и их перемножить)

Как это записать?

S = 10 см · 10см = 100 см2 запись в тетради

– Какой путь короче?

– В каких единицах измеряется площадь? (В дм2)

– Сколько в 1 дм2 квадратных сантиметров?

– в 1 дм2 = 100 см2

– Мы с вами сделали еще одно открытие.

– Сделайте вывод.

Откроем учебник на с.66 и посмотрим, согласен ли Знайка с нашими выводами.

– Какие задачи урока мы уже раскрыли? Что нам осталось?

Этим мы займемся после небольшой разминки. Сейчас вам придется много думать самостоятельно и много писать, поэтому разомнем руки, глаза и сделаем упражнения для улучшения мозговой деятельности.

«Физкультминутка»

Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.

Руки ставим мы вразлёт: Появился самолёт. (Руки в стороны.) Мах крылом туда-сюда, (Наклоны в стороны.) Делай раз и делай два. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и два, раз и два! (Хлопки в ладоши.) Руки в стороны держите, (Руки в стороны.) Друг на друга посмотрите. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.) Опустили руки вниз, (Руки вниз.) И на место все садись! (Сесть за парту.)

Развитие познавательной активности.

 

Развитие умения осуществлять умозаключения на основе раннее приобретённых знаний.

 

IV-й этап. Первичное закрепление

Цель этапа: повторить алгоритм нахождения площади.

 – Для чего мы учимся решать задачи? (Чтобы знать, как находить площадь прямоугольника.)

– Прежде чем мы решим задачу, давайте вспомним, для чего нужна единица измерения площади в 1 кв.дм?

– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)

– Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки?

– Посмотрите на картинки и найдите среди них те, которые удобнее измерять в кв.дм, а какие в кв.см.

(На доске изображены предметы: почтовая марка, учебник математики, блокнот, тетрадь, зеркало, шкаф)

(В кв. дм удобнее измерять крупные предметы – шкаф, зеркало, учебник. А маленькие – марку, блокнот – в кв.см)

Здесь может возникнуть спор, в каких единицах лучше измерять тетрадь. Дети могут приложить мерки к своей тетради и сообща прийти к выводу.

Знайка приготовил вам следующее задание.

– С помощью мерки узнаем длину и ширину листа, который лежит на ваших партах.

– Чему равна длина?

– Чему равна ширина?

– Найдите площадь этого листа. Как найти площадь?

1 ученик на доске

S = 3 ·2 = 6 (дм2)

Ответ : 6 дм2.

– Кто не сделал ни одной ошибки?

– Кому было легко выполнять эту работу?

– Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?

– Ну а теперь, каждый из вас самостоятельно проверит, как он запомнил новый материал.

 

V-й этап урока. Самостоятельная работа c самопроверкой

Цель этапа: закрепление изученного материала..

Знайка приготовил вам задачу.

Прочитайте задачу.

Начертить прямоугольник со сторонами 1 дм и 3 см.

Найти площадь.

– Что надо сделать?

– Что известно?

– Какая длина? Ширина?

– В каких единицах измеряется длина и ширина?

(В разных: дм и см)

– Что надо найти? (найти площадь)

Можно сделать сразу? ( нет)

Что надо сделать сначала? (Перевести дм в см)

Составьте план решения задачи.

  1. Перевести в дм в см
  2. Найти площадь
  3. Записать ответ

Решите самостоятельно по плану.

Самопроверка 

– Кто не сделал ни одной ошибки?

– Кому было легко выполнять эту работу?

– Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?

Формирование практических навыков нахождения площади

VI-й этап урока. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала.

Знайка приготовил I группе задание повышенной трудности.

Длина 8 дм

Ширина – ? в 2 раза меньше

Найти S.

Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

Решите задачу самостоятельно.

– А для всех остальных он приготовил задание в учебнике на с. 67 «Проверь себя».

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка.)

– А сейчас Знайка предлагает решить вам самостоятельно примеры в учебнике с.67 №6 по рядам.

(Решение примеров по рядам, с последующей самопроверкой.)

Кто не сделал ни одной ошибки?

– Кому было легко выполнять эту работу?

– Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?

Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.

Применение раннее полученных знаний на практике.

Актуализация полученных знаний.

VII-й этап урока. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель этапа: Обобщение всей работы. Само оценивание.

– Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке.

– Наш урок подошел к концу.

– Какое открытие сделали на уроке?

– Какие задачи ставили на уроке?

– Что такое квадратный дециметр?

– Где можно использовать новую единицу измерения?

– Что вам больше всего удалось на уроке?

– За что вы можете себя похвалить?

– Что не удалось?

Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, так какое настроение у вас?

Домашнее задание: с.60, № 2.

Знайка и я хотим вам сказать
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились

– Спасибо вам за урок!

Метод стимулирования и мотивации

Литература: 

  1. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике. К УМК М.И.Моро. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
  2. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. носителе. В 2 ч.Ч.1/ М.И. Моро, М.А. Бантова и др. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
  3. С.И. Волкова. Контрольные работы. 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2008.

Приложение.