Тип урока: урок – изучение нового материала.
Цели урока: создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний; на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами.
Планируемые результаты: научиться писать личные местоимения 1 и 2 лица с предлогами; правильно употреблять местоимения в речи (устной и письменной).
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
Девиз нашего урока: “Знание – сила!”
– Как вы понимаете эти слова?
– А вы умеете преодолевать трудности?
– На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились.
Надеюсь, что и сегодня работа будет эффективной.
– А что вам нужно для этого?
– Сегодня вы будете работать не в тетрадях, а в опорных конспектах (Приложение 1). Чтобы любая работа достигла хорошего результата – должен быть план действий. Давайте вместе составим план наших действий на уроке.
- Вспоминаем.
- Определяем.
- Открываем.
- Применяем.
- Оцениваем.
– Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.
Вспомним правила работы в группе.
II. Актуализация знаний. Фиксирование затруднений в пробном действии.
Цель: актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;– мотивирование к пробному учебному действию; – фиксация затруднений.
– С какой частью речи работали на прошлом уроке русского языка?
На доске: якорь мыши тыквы
– Назовите местоимения. Я, мы, ты, вы
– Чем эта часть речи отличается от других
самостоятельных частей речи?
– Что знаете о местоимение? (работа в группах
составление кластера (Приложение
2):
– Как вы думаете, почему наша схема не заполнена до конца? (что-то еще не знаем о местоимении)
– Найдите на опорном конспекте “волшебные линеечки”. Отметьте на них, пожалуйста, где вы находитесь на начало урока.
III. Постановка проблемы.
Цель: выявить и закрепить во внешней речи причину затруднения.
– Вместо какой части речи употребляются личные
местоимения? (имя сущ)
– Как изменяются имена существительные? ( По
падежам).
– Как вы думаете, изменяются ли по падежам личные
местоимения? (Личные местоимения изменяются по
падежам).
Вспомним вопросы падежей:
Именительный кто?
Родительный кого?
Дательный кому?
Винительный кого?
Творительный кому?
Предложный о ком?
– Измените личные местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа по падежам, записывая в таблицу (работа в парах)
1 группа – я; 2 группа – мы; 3 группа – ты; 4 группа – вы.
(Проверка на доске)
Вывод: местоимения изменяются по падежам (склоняются).
И.п. | Кто? | я | Кто? | ты | Кто? | мы | Кто? | вы |
Р.п. | Кого? | Кого? | Кого? | Кого? | ||||
Д.п. | Кому? | Кому? | Кому? | Кому? | ||||
В.п. | Кого? | Кого? | Кого? | Кого? | ||||
Т.п. | Кем? | Кем? | Кем? | Кем? | ||||
П.п. | О ком? | О ком? | О ком? | О ком? |
Самопроверка
Кто? | я | мы | ты | вы |
Кого? | меня | нас | тебя | вас |
Кому? | мне | нам | тебе | вам |
Кого? | меня | нас | тебя | вас |
Кем? | мной | нами | тобой | вами |
О ком? | обо мне | о нас | о тебе | о вас |
– В каком падеже местоимения записаны не так,
как в остальных падежах? (В предложном падеже
местоимения с предлогами).
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока
русского языка?
Тема: Правописание местоимений с предлогами
– Какую учебную задачу поставим перед собой? (Научиться писать местоимения с предлогами)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднения.
Практическая работа (коллективно)
– Изменим местоимение я, подставив предлоги к вопросам.
Кто? я
У кого? у меня
К кому? ко мне
На кого? на меня
С кем? со мной
О ком? обо мне
V. Реализация построенного проекта (открытие новых знаний).
Цель: организовать решение исходного задания, данного для пробного действия.
Работа в группах.
– Изменить местоимения мы, ты, вы.
У каждой группы своя таблица.
И.п. | Кто? | ты | Кто? | мы | Кто? | вы |
Р.п. | У кого? | У кого? | У кого? | |||
Д.п. | К кому? | К кому? | К кому? | |||
В.п. | У кого? | У кого? | У кого? | |||
Т.п. | С кем? | С кем? | С кем? | |||
П.п. | О ком? | О ком? | О ком? |
Защита работ. У доски.
– Какой вывод сделаем? Как пишутся местоимения с предлогами?
Вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа.
– Давайте проверим правильность нашего вывода с выводами учебника.
С. 53 правило.
VI. Физкультминутка.
Цель: снятие утомления через физические упражнения.
– Мы поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение.
На уроке мы писали
И, конечно же, устали.
А теперь тихонько встали,
Руки медленно подняли.
Пальцы сжать,
Потом разжать.
Наклониться вправо, влево
И садимся – вновь за дело!
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Выборочный диктант.
– Прочитайте текст предложения. Найдите и выпишите местоимения. Определите лицо и падеж.
Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала. Я ничего не понимал. Дедушка разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.
– Почему кричала ласточка?
– За этим явлением понаблюдал и записал для нас
его замечательный русский писатель, знаток и
большой любитель природы К. Паустовский.
(портрет)
– Какие местоимения вы выписали?
(взаимопроверка)
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях.
Самостоятельная работа.
- У (я) много хороших друзей.
- К (мы) приехала бабушка из деревни.
- О (ты) написали в газете.
- У (вы) есть мечта?
Самопроверка
- У меня много хороших друзей.
- К нам приехала бабушка из деревни.
- О тебе написали в газете.
- У вас есть мечта?
Дополнительно: Упр. № 381 с. 53-54 (разбор и самостоятельное выполнение) или придумать слова, где спрятались личные местоимения
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;– провести рефлексивный анализ собственной деятельности на уроке;– зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.
– Вернемся к нашей схеме. Нашли мы ответы на
поставленные вопросы?
– Что добавим в схему? (Склоняются. С предлогами
пишутся отдельно)
– Как же пишутся местоимения с предлогами?
Почему?
– Каждый из вас сегодня порадовал меня своими
ответами, продемонстрировал свои возможности, и
сейчас мне бы очень хотелось услышать мнение о
сегодняшнем уроке каждого из вас. Итак, закончите
фразу “Сегодня на уроке Я…
– Зачем вели сегодня на уроке эту работу?
– Над чем нам нужно будет поработать на
следующем уроке? (как пишутся местоимения 3 лица с
предлогами)
– Как вы думаете, есть ли еще местоимения. Кроме тех, с которыми мы познакомились на уроках?
На доске:
Как названье дать словам:
Я, ты, мы, и вам, и нам
Кто, и что, какой, и сколько,
Наш, и ваш, и мой, и твой,
Их, его, ее, и свой?
Это, без сомнения,
Всё…. Местоимения!
– В старших классах, кроме личных местоимений вы будете знакомиться и с другими.
X. Д/З на выбор.
1) с. 54-55 № 383, правило.
2) найти из книги для чтения несколько предложений с местоимениями и выписать предложения в тетрадь (3-4 предложения).
3)* составить тестовые задания по теме: “Местоимения” (3-4 задания).