За многолетний труд в стенах детского сада понимаешь, как важна информационная пропаганда. Современные родители достаточно образованны. Они получают информацию из разных источников: телевидение, интернет, литература. Родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применить в воспитании и обучении ребёнка. Поэтому родители нуждаются в квалифицированной педагогической помощи. Такую помощь могут оказать специалисты и педагоги. Педагоги могут рассказать, по какому режиму дня живут дошколята, какие интересные занятия проходят в течение дня, каких успехов достиг ребёнок, какие затруднения испытывает в той или иной области развития. Специалисты могут дать рекомендации по любым вопросам.
В практике детского сада используются разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи, как традиционные, так и не традиционные.
Традиционные:
коллективные
родительские собрания;
конференции;
индивидуальные
беседы;
консультации;
наглядные
день открытых дверей;
папки-передвижки;
ширмы;
стенды.
Нетрадиционные:
информационно-досуговые,
познавательные,
наглядно-информационные,
аналитические.
Но не всякий родитель идёт на контакт с воспитателями и специалистами для решения тех или иных проблем связанных с ребёнком. Поэтому необходимо привлечь родителей к сотрудничеству, подвести его к пониманию необходимости педагогического просвещения.
Задача педагогической пропаганды - систематическое применение наглядно-информационных средств, с целью оказания грамотной и квалифицированной помощи в решении определённых задач, в содержании и методах воспитания детей, поверхностного суждения о роли детского сада, оказания практической помощи семье.
Для наглядной педагогической информации обычно выбирают раздевальную комнату, где ежедневно бывают родители. Пока одни родители получают консультацию от специалиста, другие могут получить ответ на интересующий вопрос, просмотрев информацию на стенде или в уголке – просвещения.
Для оформления наглядного материала необходимо придерживаться некоторых правил:
- информация печатается крупным печатным шрифтом, можно на цветном фоне (в зависимости от времени года);
- темы должны совпадать с темой занятий по программе (лексическим темам).
В раздевальном помещении необходимы уголки по педагогическому просвещению: настенная и настольная информация:
- для вас, родители (постоянный информационный стенд);
- наша группа (информация о специалистах данной группы);
- логопедический уголок (лексическая тема);
- психолог – родителям.
- наше настроение (где дети отмечают своё настроение в утреннее и вечернее время);
- времена года;
- правила для родителей;
- сетка занятий;
- режим дня;
- выставки (тематические) "Мама папа, я творческая семья";
- добрые дела родителей;
- безопасность дорожного движения;
- папки - передвижки.
Проведя опрос среди родителей о качестве предложенной педагогической информации можно сказать следующее, что большинство родителей удовлетворены информацией получаемой ими от педагогов и из уголка - просвещения, положительно отзываются об уровне воспитательно - образовательной работе проводимой в группе. Лишь маленький процент родителей не видят необходимости обращаться к педагогам и специалистам за рекомендациями.
Эта информация должна учитываться при определении содержания взаимодействия с семьями воспитанников и выборе форм сотрудничества, так как это связанно с эффективностью. Поэтому форма и способ подачи имеет не меньшее значение, чем её содержание.
Взаимодействие с родителями в условиях детского сада необычайно важно для полноценной помощи детям, посещающих логопедическую группу. Только сотрудничая с родителями, мы можем добиться положительных результатов в коррекционной работе с ребёнком. Такое единство и согласованность способствует гармоничному развитию детей.
Предлагаю Вашему вниманию сценарий совместного досуга.
Досуг: "Приданья старины глубокой"
(родители - дети - воспитатель)
Цель: приобщить детей и родителей к истокам русской народной культуры, окунуть в неповторимый мир старины.
Задачи:
- познакомить с предметами домашнего быта, старинной одеждой, особенностью интерьера крестьянской избы, орудиями труда;
- воспитывать любовь к своей семье, интерес к прошлому и настоящему нашей Родины;
- создать эмоционально-положительный отклик от совместно выполняемой работы;
- устанавливать эмоциональный контакт между участниками встречи.
Звучит русская народная мелодия. Участники встречи (родители, дети) собираются в групповом помещении. К гостям выходит педагог.
В. - Здравствуйте гости дорогие. Я сегодня буду вашим экскурсоводом в мир прошлого нашей необъятной Родины. Мы вспомним с вами как жили наши предки. Для этого я предлагаю вам пройти в наш мини - музей "Русская горница".
Гости проходят и встаю полукругом , чтобы видеть все экспонаты музея.
В. - Дорогие гости посмотрите какой сундук нам прислали из далёкого прошлого.
Он наверно не простой
И конечно не пустой
Весь красивый и резной
Он большой и расписной
Нам открыть его бы надо
Существует тут преграда
Тут замок, или загадка
Отгадать её бы надо.
Воспитатель загадывает загадку:
Сама не ест, а всех кормит. (Ложка)
Родители и дети отвечают (ответившему отдаётся отгадка)
Воспитатель открывает сундук и предлагает отгадать следующие загадки (каждому отгадавшему раздаются отгадки):
На стене висит, болтается
За него всяк хватается. (Рушник)
Кто в избе рогат? (Ухват)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит. (Самовар)
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок)
Хоть оно и ново, но –
В мелких дырочках все дно. (Решето)
Дуйся, не дуйся.
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой. (Рубаха)
Их в былые времена
Надевала вся страна.
Но теперь наденешь вряд ли
Ты из лыка липы (Лапти)
Днем — обручем,
Ночью — змеей. (Кушак)
Сижу верхом,
Не ведаю на ком,
Знакомца встречу —
Соскочу, привечу. (Шапка)
Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)
У бабушки сейф.
Он давно уж не новый,
К тому же совсем
Не стальной,
А дубовый.
Он скромно стоит у нее
В уголочке.
В нем бабушка держит
Халаты, носочки,
Отрезы на платья,
Немножечко пряжи,
Пуховый платочек
И пенсию даже.
Но только не дверца,
А крышка на нем.
Тяжелая очень
С висячим замком. (Сундук)
В. - Уважаемые гости, а теперь я предлагаю пройти в нашу импровизированную горницу. (Родители и дети проходят в "празднично" украшенную группу (под старину).
Воспитатель предлагает положить свои отгадки на отдельный стол, а самим рассаживаться за столы.
В. - Уважаемые родители, а знакомы ли Вам эти предметы и что Вы можете о них сказать? (Воспитатель показывает "отгадки")
Отвечаю родители.
В. - Молодцы, много Вы рассказали об этих предметах.
Все эти предметы помогаю нам сформировать духовно - нравственные ценности у детей. Испокон веков в народной культуре отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. С народной культурой ребёнок соприкасается с первых месяцев жизни.
Русские народные сказки, песни, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки, пестушки, творчество - всё это пришло к нам из глубины веков. Важно с раннего возраста научить постигать культуру своего народа, показать детям "дорогу" в тёплы и добрый мир.
В. - А теперь, я предлагаю вспомнить колыбельные песенки, пестушки, прибаутки, которыми вы "баловали" своих детишек.
Воспитатель вызывает одного родителя, который будет "укачивать" своего малыша и исполнять колыбельную (можно 2-3 родителя).
Другому родителю можно предложить "попестовать" своего малыша.
(Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: “Бух!” — “роняем” между коленями).
Еду-еду к бабе, к деду.
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму!
Бух!
Ещё оному родителю будет предложено поиграть со своим ребёнком " в пальчики".
(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Ещё оному родителю будет предложено "покормить" кашкой малыша с потешкой.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
“Чем нам Машеньку кормить?”
Один скажет: “кашкою”,
Другой – “простоквашкою”,
Третий скажет – “молочком,
И румяным пирожком”.
Ещё оному родителю будет предложено сделать массаж и гимнастика с потешкой.
(Нежно поглаживаем малыша от головы до пяточек)
Хорошеньким — хорошок.
Пригоженъким — пригожок.
Стройненьким — стройнячок,
А родненьким — родняшок.
Воспитатель благодарит участников и предлагает сесть на свои места.
В. - Вот видите, как нам помогает опыт наших прошлых поколений. Вы любите отгадывать загадки? Это не просто загадки. Вам необходимо закончить пословицу или поговорку.
Пословицы
Своя рубаха .....
ближе к телу
С миру по нитке - .....
нищему рубаха
На полатях лежать - .....
так ломтя не видать
Делу время .....
потехе час
Кто не работает, .....
тот не ест
Тише едешь - .....
дальше будешь
У семи нянек дитя .....
без глазу
Своя ноша .....
не тянет
На воре и .....
шапка горит
Поговорки
Яйца курицу .....
не учат
Назвался груздем - .....
полезай в кузов
Ложка дёгтя .....
в бочке мёда
Дорога ложка .....
к обеду
В. - Посмотрите какие вы молодцы. Я вижу Вам знакомы все эти пословицы и поговорки. Раз Вы так хорошо их знаете тогда вы умеете их использовать по назначению.
А теперь я предлагаю Вам поиграть. Вы же любите играть?
Воспитатель кладёт на стол каждому участнику игры карточку с изображением предмета старины в перевёрнутом виде.
В. - У каждого лежат карточки, на обратной стороне изображены предметы старины, которые использовали наши предки. Ваша задача, подобрать (назвать) аналогичные предметы, но из современной жизни.
Родители по очереди отвечают, им помогают другие родители.
В. - Я вижу, вы ещё не устали, тогда давайте поиграйте со своими малышами. Я предлагаю Вам выбрать на столе любой понравившийся предмет (изображённый на картинке) и "поиграть" с ним.
(Ухват, чугунок, утюг, рушник, сито, веретено, сундук, рубаха, шапка, лапти, гребешок.)
Воспитатель помогает родителям во время игры.
В. - Вы такие молодцы, знаете как раньше использовали наши предки эти предметы в своём быту. А теперь я предлагаю "испить чайку". Наши предки были очень гостеприимными и добрыми людьми. У них на столе стоял горячий самовар. Кто приходил в гости, того сажали на самое почетное место и почивали его.
Родители вместе с детьми рассаживаются за накрытые столы с "яствами".
Воспитатель подводит итог встречи".
- Дорогие гости, мы надеемся, что наша экскурсия в мир наших предков понравилась и надеемся, что эта не последняя встреча. Необходимо сохранить опыт прошлых поколений, внёсших огромный вклад в становление и развитие нашего общества в котором мы живём. приобщая детей к истокам русской народной культуры мы развиваем личность ребёнка, формируем его характер, воспитываем любовь к русской народной культуре.