Цель: знакомство с правописанием глаголов в неопределённой форме
Задачи:
- познакомить с вопросами, суффиксами, которые указывают на неопределённую форму глагола;
- развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы;
- развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы ; развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к русскому языку и слову.
Организационный момент.
Мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием Речь. Мы находимся в области, которая называется Морфология (наука, изучающая части речи).
Сегодняшний урок я предлагаю начать с пословиц, выбрав одну из них девизом сегодняшнего урока. (Презентация. Слайд 2)
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Мудрым никто не родился, а научился.
Актуализация знаний.
(Выходит ребёнок, изображающий часть речи.)
Сегодня нас ждёт встреча с частью речи, которая расскажет о себе сама.
– Что вы больше всего любите делать?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и частицу НЕ.
– Какими необыкновенными талантами обладаете?
– Могу путешествовать во времени.
Как выдумаете, кто перед нами? Да, это наш знакомый-незнакомец – глагол.
Почему я так назвала эту часть речи? Предлагаю вам вспомнить всё, что мы знаем о глаголе. (Слайд 3)
1. Что обозначает глагол?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Как изменяются глаголы?
4. В каком времени могут находиться?
5. Что знаем о правописании глаголов?
6. Как называется начальная форма глагола?
Вывод по таблице на экране.
Перед нами в таблице то, что мы уже знаем о глаголе
Формулирование темы урока.
Что объединяет слова, записанные на доске?
(Поёт, будет рисовать, играл, красить, готовит, ел, пойдёт, строить.)
Запишите глаголы в тетрадь в 3 столбика в зависимости от времени глагола.
Какие 2 слова не использовали? Почему?
Определите время глаголов? Число? (Нельзя.)
Как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число?
Какова же тема урока? (Глаголы неопределённой формы.) (Слайд 4)
Говоря о глаголах неопределённой формы, на какие вопросы вы хотели бы для себя ответить, что хотели бы узнать? (Слайд 5, 6, 7)
Хочу узнать:
1. Почему так называется глагол?
2. Вопросы глагола
3. Особенности написания.
Это – задачи, которые стоят перед нами на этом уроке.
Решение поставленных задач.
а) На какой вопрос мы уже ответили в ходе сегодняшнего урока? (Слайд 8)
Физминутка “Повтори действия”
Я называю глаголы, а вы должны изобразить действия, которые они обозначают:
Плавать, прыгать, вязать, спать, бежать, кружиться, улыбаться, хлопать.
б) Запишем глаголы, стоящие в неопределённой форме, вместе с вопросами:
что делать?– красить, строить;
что сделать?– покрасить, построить.
Вывод: глаголы н.ф. могут отвечать на вопросы что делать? Что сделать? (слайд 9)
Физкультминутка “Не ошибись”.
Если среди слов, которые я буду называть, вы услышите глагол, стоящий в неопределённой форме, хлопните в ладоши.
(Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, грусть, беречь, стеречь.)
в) Обратили ли вы внимание на то, какими сочетаниями букв заканчивается написание глаголов, стоящих в неопределённой форме? (Несколько глаголов на карточках перед детьми.) (-ть, -чь,-ти)
Проблемный вопрос.
– А как будут называться сочетания _-ть, -ти, -чь на конце глаголов
неопределённой формы?
– Проведём исследование, работая в парах
Это окончание? Что нужно сделать, чтобы определить окончание в слове? (Изменить слово.)
Тогда что это? (Дети испытывают затруднение.)
Проверим наши предположения по учебнику. (Читают правило.)
Вывод: мы думали, что эти сочетания являются окончанием, а на самом деле оказалось, что это – суффиксы.
Какова ещё одна особенность разбора по составу глаголов неопределённой формы?
(Слайд 9)
Первичное закрепление.
Замените выражение глаголом, стоящим в неопределённой форме и разберите его по составу:
держать язык за зубами – (молчать)
пропустить мимо ушей – (прослушать)
клевать носом – (дремать)
вставлять палки в колёса – (мешать)
Игра “Добавь словечко”. Я читаю строки из стихотворения, вы правильно должны добавить слово. А какое оно должно быть? (Глагол в неопределённой форме.) Отгаданные слова записываем в тетрадь. (Слайд 10, 11, 12)
В школу чтоб не опоздать
Надо нам пораньше..............встать
Чтобы чистыми нам быть
Руки и лицо …...................помыть
Чтобы на каток пойти
Надо нам коньки................найти
Посадила мама в печь
Пироги с капустой …........пеЧЬ.
Физкультминутка для глаз.
Работа по развитию речи.
Глаголы хотят раскрыть нам ещё один секрет: когда употребляется глагол ЕСТЬ, а когда– ПОКУШАТЬ? Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы должны ответить: “Я уже покушал” или “Я уже поел”?
Оказывается, при подлежащем Я глагол КУШАТЬ лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания.
При Я лучше использовать формы глагола ЕСТЬ: ем, ел, поел, буду есть
А с местоимениями ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ глагол надо употреблять глагол ПОКУШАТЬ.
Придумайте предложения, в которых встречались бы эти глаголы
Подведение итогов урока.
Вспомните, какова была тема нашего урока?
Удалось ли нам найти ответы на вопросы, поставленные в начале урока? (Слайд 13)
Почему так называется глагол?
На какие вопросы могут отвечать?
На что указывают сочетания букв -ть, -чь, -ти, стоящие в конце глаголов?
Чем они являются в словах?
Попробуйте представить в виде схемы вывод по теме нашего урока. (Слайд 14)
Рефлексия.
Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложенные мною предложения. (Слайд 15)
Мне удалось…………….
Меня удивило……………
Я могу похвалить себя за………….