Урок русского языка по теме "Типы речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: познакомить учащихся с типами речи (описанием, повествованием, рассуждением).

Задачи:

образовательные: ввести понятия “тип речи”, “описание”, “повествование”, “рассуждение”; показать различия между текстами разных типов речи; выделить основные особенности описания, повествования и рассуждения; вспомнить основные правила дорожного движения;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; способствовать воспитанию грамотного пешехода;

развивающие: способствовать развитию мышления учащихся; развивать устную и письменную речь; способствовать развитию навыков грамотного письма; развивать способность к самоанализу.

Оборудование:

для учителя: проектор, экран, презентация;

для учащихся: раздаточный материал, рабочие тетради, справочники.

Педагогические технологии: групповая технология, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

II. Словарная работа.

– Сегодня, ребята, мне хочется узнать, любите ли вы путешествовать. А на чём можно путешествовать? Какие виды транспорта придумало человечество? Вот это-то мы сейчас и вспомним.

– Разгадайте загадки и запишите ответы в тетрадь. Один из вас диктует.

1. Маленькие домики
В городе бегут,
Детей и взрослых в городе
Домики везут. (Автомобили/машины)

2. Что за чудо! Длинный дом…
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (“Автобус)

3. Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль)

4. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)

5. На большие расстоянья
Мчится он без опозданья.
Пишется в конце два С,
Называется… (Экспресс).

6. У него два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед)

7. Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведёт всех за собой. (Паровоз/поезд)

8. Он в небесном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами,
Отливает серебром. (Самолёт)

– Проверьте, верно ли вы оформили работу.

– Кто написал слова и обозначил орфограммы без ошибок?

– А как называется человек, путешествующий пешком?

– Запишите слово пешеход, устно составьте с ним словосочетание.

– Теперь мы с вами не просто ученики, а пешеходы. Какие правила безопасного поведения пешеходов мы должны знать?

III. Постановка проблемы.

– Да, пешеходы должны знать многое. А как мы можем все эти правила изложить? Достаточно ли нам для этого словосочетания? А предложения? Так что же нам понадобится?

– Что такое текст?

– А все ли тексты одинаковы?

– Прочитайте тексты, лежащие перед вами.

– Что их объединяет?

Задание группе: перечитайте тексты ещё раз и подумайте, на какой из предложенных вопросов отвечает каждый текст, сколько рисунков вы сможете сделать к каждому тексту. Подходящие ответы соедините стрелками в таблице.

Текст

Вопрос

Рисунки

Текст №1

Почему?

Один.

Текст №2

Какой?

Несколько.

Текст №3

Что происходит?

Ни одного.

Текст №1.

На дорогах есть помощники для пешеходов – “зебры”. Это широкие горизонтальные линии, которые рисуются на проезжей части. “Зебры” всегда белого цвета, чтобы их хорошо было видно и при дневном свете, и в темноте.

Текст №2.

Если мне нужно перейти дорогу, то я отправляюсь на пешеходный переход. Жду, когда загорится зелёный сигнал для пешеходов, Внимательно смотрю сначала налево, потом направо. И, если нет машин, перехожу проезжую часть.

Текст №3.

Каждый должен переходить дорогу только по пешеходному переходу. Почему? Я сейчас расскажу.

Во-первых, по проезжей части движется очень много автомобилей. И каждый водитель соблюдает правила дорожного движения, чтобы и те, кто сидит за рулём, и те, кто идёт пешком, могли чувствовать себя в безопасности.

Во-вторых, если вы собираетесь перейти улицу по “зебре”, то водитель обязан вас пропустить. Это значит, что вы быстро пересечёте проезжую часть и спокойно отправитесь по своим делам.

В-третьих, человека, переходящего улицу в неположенном месте, очень трудно заметить, а значит, велик риск наезда на пешехода.

Таким образом, пешеходные переходы – это наши незаменимые помощники.

Выступление групп

(Анализируемый текст высвечивается на экране, на доске учитель соединяет нужное.)

– К какому выводу мы пришли?

Действительно, можно выделить 3 типа текста: описание, повествование и рассуждение.

IV. Открытие детьми новых знаний. Работа в справочниках.

– Откройте справочники. Заполним таблицу.

– Какими чертами характеризуется каждый тип речи?

Тип речи

В тексте мы…

Вопрос

Главная часть речи

Рисунки

Описание

…“рисуем” словами, описываем.

Какой?

Прилагательное

1

Повествование

…рассказываем о действиях.

Что произошло?

Глагол

Несколько

Рассуждение

…доказываем.

Почему?

-------------------

-------------

V. Физминутка.

Игра “Светофор”. При показе красного круга дети садятся на корточки, жёлтого – стоят, зелёного – шагают.

VI. Первичное закрепление.

Задание 1.

– Прочитайте тексты.

– Определите тему.

– А теперь групповое задание: определите, к какому типу речи относится каждый текст, докажите свое мнение.

Текст №1.

А почему светофор называется светофором?

Это слово составлено из двух частей: “свет” и “фор”. Свет – это всем понятно. А “фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор” значит “носитель света” или “несущий свет”.

Текст №2.

Однажды со светофором, что висит в Милане на площади Дуомо, случилась удивительная штука. Все его огни – и красный, и желтый, и зелёный – стали синими. Увидев это, миланцы растерялись и не знали, что им делать.

– Можно переходить или нельзя?

– Тормозить или ехать дальше?

Всеми своими глазами, на все четыре стороны светофор посылал один и тот же сигнал – синий, синий, синий!

Отчаявшись понять что-нибудь, шоферы высовывались из окошек, кричали и гудели, мотоциклисты оглушительно трещали своими мотоциклами, а самые толстые и важные пешеходы кричали:

– Что за шутки?

Текст №3.

Что означает каждый из сигналов светофора? Почему выбраны цвета красный, жёлтый и зелёный?

Красный цвет яркий, его не спутаешь ни с каким другим. С ним у нас связаны представления об опасности. Он призывает нас к осторожности, поэтому красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.

Жёлтый цвет напоминает нам солнышко, которое может быть и другом, и врагом (если перегреться). Оно напоминает нам: “Внимание! Осторожно! Подожди!”

Зелёный цвет – это поля, леса, луга – словом, всё, что связано у нас с покоем и отдыхом. Это безопасность! Значит, на зелёный сигнал светофора можно переходить улицу.

Текст №4.

Жил-был светофор. Надоело ему стоять на одном месте и огоньками мигать. Вот он и решил: “Пойду я погуляю, всё посмотрю, себя покажу”.

И пошёл светофор по дороге. Шёл-шёл и свернул в лес. Увидели его дикие звери, птицы, насекомые и удивляются. Муравей думает: “Какой высокий!” Сорока верещит: “Какой важный!” Ящерица шепчет: “Какой красивый!” Заяц думает: “Я его боюсь”. А ежик подошёл и спросил:

– Ты кто такой? Что-то мы в своём лесу никогда не встречали трёхглазого зверя.

Выступление представителей групп

Задание 2.

– Хорошо, ребята, а все ли типы речи мы повторили?

– Какие характерные черты описания вам известны?

Задание группе: попробуйте составить текст – описание светофора, чтобы никто никогда не ошибся, увидев перед собой светофор, и смог правильно расшифровать сигналы этого важного помощника в регулировании дорожного движения.

Слова для справок: сигнальный фонарь, разноцветные стёкла, красный цвет, жёлтый цвет, зелёный цвет, устройство, находится, служит, чтобы правильно переходить дорогу.

Выступление представителей групп.

VII. Самоконтроль. Рефлексия.

– А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами. Подчеркните те суждения, с которыми вы согласны.

1. Сегодня на уроке я
а) узнал много нового;
б) повторил уже известное мне;
в) ничего не узнал.

2. Сегодня на уроке
а) мне всё было понятно;
б) у меня возникли некоторые вопросы, ответов на которые я не получил;
в) я ничего не понял.

3. Сегодня на уроке я
а) очень хорошо работал;
б) старался, но не всё получалось;
в) мне было очень трудно.

4. Знания, полученные сегодня,
а) мне очень нужны;
б) может быть, когда-нибудь и пригодятся;
в) вряд ли мне понадобятся.

5. Важно ли помнить о правилах дорожного движения?
А) Конечно, ведь выполняя правила, мы сохраняем свою жизнь и жизнь других участников дорожного движения.
Б) Иногда ПДД могут нам пригодиться.
В) Нет, ведь не все участники дорожного движения следуют этим правилам.

VIII. Домашнее задание.

– Выучите записи в справочнике. Стр. 115, 122 – прочитайте тексты, определите тип речи. Упр. 295 (письменно).

– Помните о соблюдении правил дорожного движения, ведь наша безопасность – в наших руках!