Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Перед нами, педагогами, в связи с внедрением ФГОС, стоят достаточно сложные, но решаемые задачи:
- изменяя процесс, изменить себя;
- согласованность действий, требований при организации урока;
- взаимодействие между ступенями обучения.
Для этого необходим детальный анализ - выявление дефицитов и имеющихся заделов, которые мы можем использовать при внедрении ФГОС. Поэтому сегодня предлагаем актуализировать свои знания новых стандартов в форме деловой игры. И для начала проведем блиц-опрос.
(Предварительно педагоги разделены на две группы)
Вопросы для блиц-опроса:
- Расшифруйте аббревиатуру ФГОС НОО и ФГОС OОО.
- В каком году принят новый ФГОС НОО? (6 октября 2009 г.)
- Какой подход лежит в основе Стандарта (системно-деятельностный подход).
- Кто является разработчиком основных образовательных программ? (ОУ, педагоги)
- Как называются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которые формируются в условиях реализации основной образовательной программы (Универсальные учебные действия
- Перечислите виды УУД. (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).
- Какие две системы оценок достижения планируемых результатов подразумевает ФГОС? (внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами); внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
- Как называется комплект документов ученика, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений (Портфолио ученика).
- Из каких направлений может состоять внеурочная деятельность учащихся? (Внеурочная деятельность состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность).
- Сколько часов в неделю может отводиться на внеурочную деятельность? (5-10 часов)
- Сколько должная длиться динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью учащихся? (40 минут)
- Назовите документ, обеспечивающий права ребенка на качественное и доступное образование в стране. (Закон об образовании)
Команда, набравшая больше «5» получает название «НОО-первоклашки», вторая команда – «ООО-пятиклассники».
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, учитель остается главным действующим лицом на любом уроке, особенно, если это креативный, творческий, нестандартный учитель. Предлагаю определить уровень своей креативности с помощью теста «Стандартный - нестандартный учитель».
1. Разминка «Кто есть кто?» Тест «Стандартный – нестандартный учитель».
Указаны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «плюс» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «минус» то, что вам в них не нравится:
- Дисциплинированный.
- Организованный.
- Неровно успевающий.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддерживать общее дело.
- Стабильно успевающий.
- Занятый своими делами.
- Быстро, «на лету» схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.
- Приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.
Каких знаков «плюс» у вас больше – на четных номерах или на нечетных? Если «четных плюсов» больше, мы вас поздравляем: вы совершенно нестандартный учитель.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.
2. «Колесо деятельности». Давайте оценим деятельность стандартного ученика 5 класса, где мы только планируем введение ФГОС. Перед вами солнышко и восемь лучиков (Приложение 1). На каждом лучике вид деятельности ученика в школе (приобретение знаний, сотрудничество, коммуникация, работа с информацией, решение проблем, самооорганизация, самореализация, рефлексия). Теперь отметьте на каждом лучике, на сколько баллов (по десятибалльной школе) ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините эти точки, и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе.
Так вот, ФГОС помогает нам выровнять это колесо, т.к. научить не знаниям, а работе это основная цель нового стандарта, а также системно - деятельностного подхода в обучении. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся), основанная на сотрудничестве и взаимопонимании. Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? Мы озвучим эти изменения с помощью следующего задания.
3. «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС».
Вы получили пустой бланк «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС» (Приложение 1), где обозначен только предмет изменений (1-й столбик), а 2-й и 3-й получили в разрезанном виде и должны вставить в окошко.
После команда «Пятиклассники» озвучивает традиционную деятельность учителя, «Первоклассники» – по ФГОС:
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Именно так и должна выглядеть деятельность ученика и учителя, работающих по ФГОС. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, вечной и главной формой обучения остается урок. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова – методы, подходы, технологии и т.д. Для планирования учебных занятий в рамках ФГОС на основе принципов построения урока, его структуры, попытаемся смоделировать один урок.
4. Моделирование урока.
Перед вами основные этапы урока и цель каждого (Приложение 1). Ваша задача – продумать тему урока, деятельность учащихся, применение современных образовательных технологий на каждом из этапов (Приложение 1). Команда «Первоклассники» берет любую тему из программ 1-4 классов, команда «Пятиклассники» - любую темы из программ 5 класса.
Команды выступают с презентацией урока.
Спасибо вам за работу. Сегодня вы продемонстрировали активность, творчество, интерес, знание основных положений, понятий и принципов новых стандартов, словом те качества, которые необходимы учителю, готовому работать по ФГОС.
В заключении предлагаю вашему вниманию притчу.
Притча «О переменах».
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.
– «Что изменилось?» — спросил Учитель.
– «Ничего...» — ответил Ученик.
Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
– «Что изменилось?» — опять спросил Учитель.
– «То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.
– «Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.
— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».
«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.
«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».
– Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.
Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе. Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!