Инновационной структурой внутренней среды ГБОУ СОШ № 1393 «Школа Рост», началом для развития методик и технологий музейной педагогики в школе стал музейно-образовательный комплекс «Отечество», содействующий становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащённого историческим опытом поколений.
Для более полного раскрытия содержания опытно-экспериментальной работы остановимся на истории создания этно-краеведческого музея «Русского быта», входящего в состав музейно-образовательного комплекса «Отечество».
Задачи констатирующего эксперимента заключались в следующем:
- обязательное привлечение инициативной группы обучающихся к деятельности по реконструкции пилотной площадки и к созданию этно-краеведческого музея «Русского быта»;
- привлечение обучающихся к участию в гражданско-патриотических акциях «Из бабушкиного сундука», «Вещественные отголоски истории», «Милосердие» и других.
- знакомство всех обучающихся школы с историей создания этно-краеведческого музея «Русского быта»;
- создание на базе музейно-образовательного комплекса объединений дополнительного образования, клубов по интересам;
- концентрация внимания в организации музейных уроков, сохранение преемственности базового учебных предметов;
- активизация проектно-исследовательской деятельности школьников с применением ИКТ;
- участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, выставках, проектах разного уровня;
- развитие инициативы школьников через органы ученического самоуправления.
Школьный музей создается как неотъемлемая и органическая часть школы, которая является своеобразным музейным учреждением, так как в нем ведется и поисково-собирательная работа, и экспонирование, и пропаганда имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.
Идея создания музея «Русского быта» началась с открытого мероприятия по литературе «Деревенские посиделки», а также на основании диагностического исследования, проведенного в школе. Так возникла идея восстановить прервавшуюся связь с историей русского народа, нашей малой родины. Сначала была открыта этно-краеведческая пилотная площадка. В 2008 году было принято решение создать в ГБОУ СОШ № 894 (ныне ГБОУ СОШ № 1393 «Школа Рост») этно-краеведческий музей «Русского быта», рассказывающий о прошлом наших предков, показывающий, как люди жили раньше (конца XVIII - начала XX веков), какой была их культура, какое было отношение друг к другу. Созданию школьного этно-краеведческого музея «Русского быта» предшествовала многолетняя работа учащихся школы по учебным предметам, поисково-собирательская работа, оформление собранного материала в тематические выставки и краеведческие уголки, освоение многообразных форм и методов краеведческой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала, позволяющего, в конечном счете, создать музей.
В 2010 году музей «Русского быта» получил сертификат № 1244 от 30.03.2010 года о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения». Главная цель музея «Русского быта» - подготовка школьника к деятельной, нравственной жизни в современных социокультурных условиях, формирование лучших качеств его личности таких, как патриотизм, гражданственность, совестливость, трудолюбие, порядочность, отзывчивость, а также развитие творческих способностей.
Первоначально разработан план мероприятий по созданию музея, в реализации которого принимали участие классные коллективы, педагогическая и родительская общественность. За последние несколько лет в школе накоплен опыт приобщения детей к великим ценностям русской культуры, проводится активная перестройка внеклассной работы на основе ознакомления школьников с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремеслами.
Музей оформлен в виде фрагмента русской избы-горницы, в нем присутствуют предметы старинной мебели и утвари: лавки, ухваты, чугунки, деревянные ложки. Это дает возможность погружаться в мир истории и искусства. В музее хранятся русские народные костюмы, деревянные прялки, фарфоровая и глиняная посуда. Есть ряд экспонатов, связанных с предметами мужского труда (лапти, серп, кованые гвозди, точёные и резные предметы, туеса и сосуды из бересты) и женского рукоделия (деревянные прялки, веретёна, швейка). Собрана коллекция из металла: серпы, замки, петли, гири, безмены, утюги. Имеется в наличие и коллекция русских самоваров. Их собрано 9 штук разных видов. На некоторых из них сохранилось клеймо завода-изготовителя и медали выставок.
Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров, пробуждают душу ребенка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они - часть своего народа.
Наряду с подлинными предметами располагаются вещи, выполненные руками детей (куклы, игрушки, макеты).
В состав совета музея входят по два представителя из каждого класса, избирается председатель совета музея и его заместители. Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание совета.
Музей гармонично вписывается в общую систему дополнительного образования, на базе музея проходят занятия объединений дополнительного образования, например, студия «Театралика», музыкальный оркестр детских инструментов «Забавушка». В школе давно сложилась замечательная традиция проведения праздников, тематических литературных вечеров, в ходе которых раскрывались артистические способности учеников, формировался интерес учащихся к истории страны, развивались коммуникативные навыки.
Формы работы музея разнообразны: лекции, праздники, посиделки. Тематика этих мероприятий разнообразна. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям, а с народной медициной, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни.
В рамках эксперимента были разработаны и проведены следующие экскурсии в музее «Русского быта»:
- ознакомительная экскурсия для первоклассников и будущих учеников «Здравствуй, русская изба»;
- ознакомительная экскурсия для обучающихся старшего и среднего звена и для родителей «Русская изба: от красного угла до бабьего закутка»;
- «Традиции и обычаи русской семьи». Цель экскурсии – знакомство с жизнью и работой мужчин и женщин в крестьянской семье;
- «Праздники и обряды на Руси»;
- «Народные промыслы»;
- «Предметы обихода».
Разработан цикл лекций и практических музейных занятий на следующую тематику: «Нравственность русича», «Достоинство и честь», «Уважение к старшим», «Трудолюбие», «Мать-природа - кормилица», «Языческая Русь», «Христианские праздники Руси», «Устное народное творчество», «Детские старинные игры», «Деревянное зодчество на Руси», «Развитие письменности на Руси», «Прядение, вышивание, шитье», «Смысл русской загадки», «Обереги русской избы» и другие. На лекциях старину связывают и сравнивают с современностью, показывая тем самым, разницу между нравами того времени и сегодняшними. Делается это для того, чтобы выпускник школы стал понимающим, воспитанным, трепетно относящимся к старшим.
В ходе экспериментальной деятельности проведено более 156 экскурсий, лекций, праздников, посиделок для учащихся школы, их родителей, будущих первоклассников, ветеранов, жителей микрорайона.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен обучающимся, а с народной медициной, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни.
В рамках работы музея ведется поисково-исследовательская работа. Поисковую группу составляют представители всех классов. Ребята помогают при оформлении экспозиций и вместе с родителями участвуют в сборе материала «Бабушкин сундук» и «Вещественные отголоски истории». Созданы следующие проекты: «Наш край в далеком прошлом», «Интерьер русской избы», «Русский костюм 19 века», «Обучение детей до революции», «Русские кружева», «Сказание об утюге». Обучающиеся учатся работать с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, учатся наблюдать, анализировать, обмениваться опытом, передавать свои знания другим, приобретать навыки исследовательской деятельности, защищать свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.
Стало традицией в рамках работы музея «Русского быта» проведение акции «Милосердие». На протяжении многих лет школа тесно сотрудничает с больницей №13 – сбор гуманитарной помощи для пожилых людей. Учащиеся школы собирают продукты питания, одежду для пожилых людей. Акция «Милосердие» имеет большое воспитательное значение для формирования душевных, человеческих качеств детей и подростков. Школьники организовывают сбор гуманитарной помощи для детей сирот, поздравляют ребят из Дома ребенка №15 на Вишняковской улице г. Москвы с Новым годом, вручают им подарки, сюрпризы, сладости.
Каждый, кто побывал в музее «Русского быта», учится уважать старину и опыт предков, учится гордиться славой своей Родины и родного края, постигает характер русского человека, его трудолюбие и талант. Это особый уголок в школе, где так и хочется сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».