Цели и задачи:
- познакомить детей с таким этическим понятием как дружба;
- знать – что такое настоящая дружба, каким должен быть настоящий друг;
- верить – ты можешь быть настоящим другом;
- делать – поступать в жизни как настоящий друг.
Истина: «Настоящая дружба – это настоящие друзья»
Золотое правило: « Друг поддержит во всякое время и как брат придёт во время несчастья».
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом ( слайды), творческая работа учащихся, исполнение песен о дружбе.
Основные термины и понятия: Дружба
Оборудование: выставка книг о дружбе, презентация.
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся.
2. Постановка целей и задач урока.
Давайте прочитаем научное определение дружбы из словаря. ( Слайд 2).
Дружба - есть взаимное согласие душ и сердец, основанное на доброжелательстве и любви. Истинная дружба основана на бескорыстии и добрых делах.
Согласны вы с определением?... Хорошо. Сегодня на уроке мы постараемся доказать эти слова.
А сейчас я попрошу поднять руку тех, у кого есть друзья. Да, я была уверена, что вы все поднимите руки. У нас есть много друзей и в школе, во дворе, и на даче. Со своими друзьями мы вместе играем, делаем уроки, отдыхаем на каникулах. Нам очень приятно и хорошо с ними.
Я расскажу вам небольшую историю. Жили две девочки, Марина и Люся, они были подружками. Вместе играли, делали уроки, ходили в школу. И вот однажды Марина попала в аварию, и ее положили в больницу. Марине было тяжело и грустно. А где же ее подружка Люся? А Люся просто забыла про Марину и ни разу ее не навестила.
Ребята, как вы считаете, была ли их дружба настоящей? (можно поспорить с детьми, которые скажут – «нет», девочки все делали вместе как настоящие подруги).
А что же такое настоящая дружба? Где ее можно найти? (Ответы детей).
3. Знакомство с новым материалом.
Сейчас я расскажу вам историю о дружбе, которая произошла очень давно. Слушайте внимательно.
События, о которых я вам расскажу, происходили в древней стране Израиле. В этой стране был правитель, и у него был сын. У царя было большое стадо овец, которых пас пастух по имени Давид. При неких обстоятельствах сын с пастухом познакомились и подружились в первый же день.
Ребята, было ли у вас такое, что вы разговариваете с мальчиком или девочкой в первый раз, а кажется, что знаешь его (ее) давно. И чувствуешь, что этот человек тебе словно родной. У меня было такое, поэтому я хорошо понимаю, что они чувствовали.
Простой пастух сердцем привязался к сыну царя, и это было главным секретом их дружбы. Они заключили между собою союз, т.е. пообещали друг другу дружить и помогать в любой ситуации, чего бы это ни стоило. И посмотрите, как сын царя показал серьезность этого союза:
« И снял сын царя верхнюю одежду свою…и отдал её солдату». Это была царская одежда. В то время такой поступок имел огромное значение. То есть этим поступком сын правителя сказал : « Давид, я тебя уважаю и ценю, и мы с тобой равны как братья, и теперь я буду относиться к тебе как к родному брату!». Представьте себе, это сказал царский сын простому пастуху.
В нашей жизни нас могут назначить старостой класса, или мы можем быть победителями соревнований. И при этом мы не должны зазнаваться перед своими друзьями и свысока смотреть на них. Мы должны поступать как сын царя, относиться к своим друзьям как к родным братьям и сестрам, на равных.
Потом сын царя отдал и другие свои одежды. То есть этим он сказал: «Давид, я тебя люблю, теперь все мое – твое; если тебе что-нибудь понадобится, я с радостью тебе это отдам».
Мы можем поступать также. Например, если у нашего друга нет тетради или фломастеров, мы можем ему помочь – поделиться своими или по возможности подарить или купить и т.п.
Потом сын правителя отдал Давиду свой меч, лук и пояс. Этим самым он хотел сказать: «Давид, я тебя люблю. Знай, что я всегда приду на помощь, буду сражаться за тебя. Ты всегда можешь на меня рассчитывать».
Также и вы, ребята, можете заступиться за своего друга, если кто-то плохо говорит о нем или обижает его.
Таким образом, мальчики пообещали друг другу быть настоящими друзьями.
Ребята, а вы знаете, что настоящая дружба проявляется в поступках? Вы помните историю, которую я вам рассказала в начале урока про Марину и Люсю? Если бы девочка Люся знала, что настоящая дружба проявляется в трудностях, в беде, то она поступила бы иначе. Именно в трудные минуты мы особенно нуждаемся в настоящем друге и можем увидеть, кто нам друг, а кто – нет. Есть такая очень известная пословица о друге и беде.
Кто может вспомнить и озвучить её нам?
Друг познаётся в беде. ( Слайд 3) – совершенно верно. Теперь вы понимаете смысл этой пословицы? ( Да).
А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете? ( Слайд 4).
Сын правителя доказал свою дружбу не на словах, а на деле:
Царь узнал об их дружбе и очень рассердился. (В те времена категорически запрещалось даже общаться бедным с богатыми и наоборот, а не то, что дружить.) Правитель задумал убить Давида. Царь сильно разгневался и закричал на сына: «Ах, ты негодный, непослушный сын! Ты думаешь, я не знаю, что ты подружился с Давидом? Иди и приведи его ко мне! И знай, что его ожидает смерть!». «Отец, за что его убивать? Что он сделал?» Тогда царь вместо ответа бросил копье в своего сына, чтобы его убить, но не попал. Сын правителя подал Давиду тайный знак, договорился со слугой, чтобы тот перевёз Давида в другой город. Друзья обнялись и заплакали, так как знали, что расстаются надолго. И они снова обещали друг другу быть настоящими друзьями, помогать и защищать друг друга.
Эта история говорит нам о настоящей дружбе, которая проявила себя в трудную минуту.
Ребята, как вы думаете, мы можем стать настоящими друзьями? Что нам для этого нужно делать? ( Ответы детей).
4. Физминутка.
Сейчас немного отдохнём, разомнёмся, споём нашу песенку о дружбе с движениями.
1. Всем помаши рукой,
Посмотри в глаза,
Здесь твои друзья,
Здесь твоя семья,
Припев (2 раза):
С тобою, друг, с тобою, брат,
Тебе он очень, очень рад.
2. Пусть проходят дни,
Пролетают года,
Ты приходи сюда,
Здесь ждут тебя!
3. За руки возьмись,
Скажи добрые слова,
Здесь твои друзья,
Здесь твоя семья.
5. Рефлексия.
1) • Назовите героев рассказа и главное событие.
• Что хотел сказать сын царя, когда дарил Давиду царскую верхнюю одежду?
• Что хотел сказать сын царя, когда дарил другие свои одежды?
• Что хотел сказать сын царя, когда дарил меч, лук и пояс?
• Каким образом царский сын спас своего друга?
• Назовите один из секретов настоящей дружбы.
2) А теперь давайте немного поиграем. Ваша задача: в процессе игры найти спрятанное золотое правило сегодняшнего урока.
Игра по рядам. Каждый ряд получает свёрток бумаги, в котором завёрнуты коробочки ( можно использовать спичечные коробки). Только в одной коробочке находится листок с правилом, а остальные пустые. Чей ряд быстрее найдёт, читают правило громко.
Друг поддержит во всякое время и как брат придёт во время несчастья. (Слайд 5).
Вспомните определение дружбы в начале урока (Слайд 2), доказали мы его? (Да).
3) И в заключении предлагаю вам изготовить небольшую поделку.
Взять лист формата А4 ( можно цветной), сложить его пополам и обвести на нем свою ладонь, так что при развороте и вырезании контура одной ладони получилось две ладони, сложенные вместе. Внутри можно вклеить сердечко и на нем написать золотой стих. Этот подарок подарить своему другу.
А пока делаете ладошку, вспоминайте мультфильмы о дружбе и называйте их. ( «Как львёнок и черепаха пели песню», «Бобик в гостях у Барбоса», «Котёнок по имени Гав», «Крошка Енот», «Цветик семицветик», «Приезжайте в гости»).
Давайте теперь споём песню «Дружба» вместе с детской группой «Барбарики» и посмотрим фрагменты названных вами мультфильмов. Вставайте. (Слайд 6).
6. Домашнее задание.
Домашнее задание будет таким. Узнайте у ваших друзей, что их волнует в данный момент, что они переживают, в чем им нужно помочь, постарайтесь им помочь, поддержать, если они переживают трудный для них момент. Расскажите или напишите о том, как вы проявили себя в дружбе, к следующему уроку.