Инновационные технологии в химии

Разделы: Химия


Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и  эрудиции. (В. Сухомлинский.)

Шаталов утверждает, для того, чтобы работа в школе была результативной должен сработать эффект солёного огурца. Главное создать рассол, тогда какой бы не был огурец, плохой ли или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Готовясь к очередному уроку каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников. Знать химические законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя в этом огромном мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать надёжнее в окружающей жизни? Побудили ли к творчеству, активному их применению?

Как научить детей использовать полученные знания в жизни.

Ещё Аристотель заметил что ум заключается не только в знаниях, а в умениях их применять. Поэтому во главу модернизации образования ставится переход от знаниевого направления к компетентностному направлению, к творческой деятельности. В этом поможет технология самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Химия – наука экспериментальная. Химический эксперимент всегда был источником знаний, критерием истины. Эксперименты, выполняемые школьниками, способствуют познанию ими окружающего мира. Приобретённые экспериментальные умения по химии выпускники смогут использовать в будущей своей практической деятельности на производстве.

Методы химического или физико-химического анализа имеют широкое применение в любых производственных лабораториях. Формирование экспериментальных умений имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, т.к. в процессе формирования практических навыков у учащихся развиваются многие качества, необходимые в дальнейшей их трудовой деятельности: настойчивость, целеустремлённость, наблюдательность, точность и другие. Умение правильно выполнять эксперимент позволит избежать несчастных случаев - ранений, ожогов, и прочее. Экспериментальные задачи классифицирую на несколько типов:

  1. Экспериментальное доказательство классификационной принадлежности вещества.
  2. Экспериментальные задачи, связанные с получением вещества.
  3. Экспериментальное подтверждение состава вещества.

Экспериментальные задачи можно включать на разных этапах урока, в зависимости от того, какую цель при этом преследует : закрепить пройденное на уроке, проверить усвоение материала или с целью изучения нового материала.

На начальном этапе обучения обязательно показываю как найти рациональный подход к решению задачи, как написать план её решения, а затем демонстрирую практически ход решения. Если необходимо распознавать сразу несколько веществ (3-6), используется фронтальный опрос по составлению плана решения данной задачи. В результате обсуждения находится наиболее удачный и рациональный план решения с использованием наименьшего количества реактивов, только после этого приступают к её решению.

Например: В четырёх пробирках без этикеток находятся растворы :Na2SO4, NaOH, BaCl2, ZnSO4 Определите содержимое каждой пробирки, прибегая к помощи других реактивов. Или . В пяти пробирках содержатся растворы следующих веществ: HCI, Na2SO4, Na2CO3, Al(NO)3, BaCl2 .

Используя только эти растворы, установите, в какой из пробирок находится каждый из перечисленных растворов.

Чтобы решить подобную задачу, удобнее всего начертить таблицу.

 

HCl

Na2SO4

Na2CO3

Al(NO)3

BaCl2

1

HCl

 

 

 

 

 

2

Na2SO4

 

 

 

 

 

3

Na2CO3

 

 

 

 

 

4

Al(NO)3

 

 

 

 

 

5

BaCl2

 

 

 

 

 

В старших классах использую исследовательский метод для приобретения глубоких знаний учащимися.

Уже к 9 классу учащиеся имеют достаточный запас знаний, позволяющий им прогнозировать.

Такие уроки характеризуются рядом общих признаков созданием проблемной ситуации, применением учащимися научных методов исследования ( теоретический анализ, эксперимент), самостоятельностью школьников в приобретении новых знаний или при обобщении изученного материала.

Одной из форм организации обучения являются домашние опыты и наблюдения химических явлений. Положительная роль домашнего эксперимента при обучении основам химической науки многогранна.

Домашние опыты помогают учащимся понять явления в окружающей жизни в свете приобретённых в школе знаний, совершенствовать общие и политехнические знания и практические навыки по химии, расширять химический кругозор .

Домашние опыты приучают учащихся к настойчивости, целеустремлённости при преодолении возникающих трудностей, развивают и совершенствуют дисциплину труда, волевые усилия, развивают навыки конструирования простейших приборов. Одной из важнейших целей использования данной формы работы - это выявлять склонности учащихся к изучению химии, развивать их интересы к науке, активизировать их мышление, воспитывать потребность в самообразовании. Особое внимание необходимо уделить правилам техники безопасности. В восьмом классе можно предложить следующие опыты: провести реакцию разложения гидрокарбоната натрия (пищевой соды) при нагревании с целью закрепления знаний о реакции разложения и практических навыков нагревания твёрдых веществ ( для этого необходимо иметь соду, 1 мл известковой воды, сухой спирт). При изучении темы « Кислород» предлагаю воспользоваться 1 таблеткой гидроперита, при взаимодействии которого с 1 мл раствора перманганата калия бурно выделяется кислород. Гидроперит – это комплексное соединение перекиси водорода и мочевины.

При изучении темы «Кислоты. Соли.»выдаю учащимся индикаторные бумажки для обнаружения кислой среды в кефире, яблочном соке, уксусной эссенции, в растворе лимонной кислоты. Легко проделать опыт « Получение углекислого газа и его распознавание», используя мел или соду, яичную скорлупу или ракушечник при взаимодействии с 5% раствором уксусной кислоты.

При изучении темы «Основания» предлагаю провести дома опыты по обнаружению щелочных свойств растворов, применяемых в быту: мыла, аммиака, стиральной соды, поваренной соли (для этого выдаю фенолфталеиновые бумажки.)

При изучении темы «Растворы» даю задание вырастить кристаллы медного купороса или сахара. С целью закрепления материала о насыщенных и перенасыщенных растворах, о зависимости растворимости твёрдых веществ от температуры. При изучении этой темы учащиеся проделывают дома опыт по исследованию растворимости масляной или ацетоновой краски в воде, в бензине, в имеющемся дома растворителе, тем самым учащиеся закрепляют знания об отношении красок к различным растворителями осознанно понимают сущность выведения пятен масляных красок растворителями. Необходимо предложить опыты по определению характера солей, используя силикатный клей, хлорид натрия, соду, древесную золу или пепел и индикаторные бумажки. Используя батарейку карманного фонаря, можно проделать опыты по электролизу растворов солей : хлорида натрия или карбоната натрия в различных вариациях (для этих опытов потребуется кроме источника постоянного тока, железный гвоздь, медная проволока, картофель, солёный огурец, фенолфталеиновая бумажка). Образование щёлочи обнаруживается индикаторной бумажкой.

При изучении подгруппы углерода предлагаю опыты, которые помогут более глубоко понять свойства простых веществ и соединений . Экспериментальное изучение отдельных веществ убеждает учащихся в том, что соединения углерода и кремния распространены как в мире живой так и не живой природы. Опыты просты по исполнению, требуют вещества, которые можно найти в каждом доме и дают возможность совершенствовать навыки и закреплять знания по следующему материалу: адсорбционная способность угля и глины (можно использовать таблетки карболена) ; получению и изучению свойств углекислого газа, анализу веществ, содержащих карбонаты и гидрокарбонаты, качественному определению ионов щелочных металлов (в золе); получению и рассмотрению свойств кремневой кислоты и растворимых силикатов и др.

В развитии творческих способностях учащихся и формировании творческой компетентности я сочетанию личностно-ориентированную технологию с коллективной технологией обучения. Ведущая роль, в которой отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся . В качестве таких заданий может быть работа с учебником, научной литературой, решение разноуровневых задач на развития мышления и воображения. (Слайд 2) Выполнение заданий требует от учащихся поиск необходимой информации, разрешения возникшей проблемы и оформление результатов её решения, с последующим применением в жизненной практике. Это написание докладов, рефератов, проведение всевозможных наблюдений таких, как сортоиспытание картофеля в условиях жаркого и засушливого лета, влияние предпосевной обработки семян картофеля регулятором роста _ эпином.(Слайд4) Одна из эффективных путей реализации личностного подхода на уроке является дифференцированные индивидуальные задания особенно задания с печатной основой. (слайд№5)Конечно эта работа трудоёмка, но её результаты всегда очевидны.

Хороший результат дал изучение химии с 7 класса. Это пропедевтический курс, рассчитанный на изучение предмета на1 час в неделю.Цели курса : подготовить учащихся к изучению учебного предмета- химия, сформировать познавательный интерес к предмету, отработать знания, на которые не хватает времени при изучении химии в 8 классе.Курс включает в себя много проблемных заданий, домашних опытов проектов практических и лабораторных работ.(слайд6) Особенно ребят увлекают занимательные опыты. «Получение дыма без огня», « Исцеление раны», «Выползание змеи» и др. Технология поиска и исследования раскрывается в творческих заданиях (Определение глюкозы в соке, обнаружение крахмала в продуктах питания (слайд№7), развивают умение наблюдать, объяснять увиденное, делать выводы, а так же предвидеть свойства веществ, что очень важно для нашего предмета. Коммуникативных подход в изучении химии предполагает участие во всевозможных конкурсах – один из возможных видов индивидуальной работы с учащимися. Ученики нашей школы были призёрами в конкурсах «Природа встречает друзей», «Экология и мы». Ученики исследовали водоёмы с. Узуново на жёсткость воды, результаты были переданы в СС района. (Слайд№8) С этой работой был приглашены на конференцию, организованной журналом «Экология и мы». Учащиеся школы участвуют в конкурсах исследовательских работ фестиваля «Портфолио». За свои работы получили дипломы: Вернер А. Марунина Д. Индивидуальная работа сочитается с коллективной формой организации учебной работы учащихся .Для этого организуется работа в парах, группах. Их предназначение изучение нового материала (обсуждение, взаимопроверка) закрепление повторение. Групповая форма несёт в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп, учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях. Только в сочетании различных подходов в обучения учащихся на уроке – компетентностное направление приносит ожидаемые результаты. Результаты ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Эти формы организации я использую на уроках –состязаниях, викторинах, играх «Умники и умницы».

Технология проектов направлена на формирование информационной компетентности. (Проект означает брошенный вперёд) – это коллективный вид деятельности. Учителем ставится определённая проблема, разрешением которой занимается группа учащихся. Метод проектов позволяет решать не только образовательные, но и воспитательных и развивающих задач. Воспитательные задачи: воспитание самостоятельности, трудолюбия, творческого отношения к учёбе. Развивающие: развитие творческих навыков мышления, навыков работать с литературой, с компьютером, с Интернет, создание презентаций. Раньше я использовала в 10, 11 классах в этом году подключила 9 класс. В 9а классе при работе над проектом по теме «Металлы» класс был разделён на 6 групп. Теоретики, практики, физики, химики, медики, биологи. Каждая группа за месяц получила задание, в котором был план изучения объекта. С этой целью была поездка в Москву . Учащиеся многое узнали о металлах на экскурсии « Москва знаменита металлами» (Слайд9) . Форма защита – презентация. Использование компьютера содействует развитию положительной мотивации учащихся и увеличению их познавательной активности. Таким образом, успех зависит от мастерства учителя, применяемых им технологий. А так же вселяет уверенность ученикам в своих успехах.

Презентация