Ребёнок с нарушением зрения развивается особенным, отличным от здоровых сверстников, путём. Это связано с тем, что недостаток развития зрительного анализатора обуславливает возникновение ряда вторичных отклонений, связанных с ослабление познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций (нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, соразмерность двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом.
Острота зрения является важнейшим фактором в восприятии предметов окружающего мира. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии формы, размера, цвета. В. П. Ермаков в учебном пособии «Основы тифлопедагогики» отмечает, что среди детей с нарушением зрения очень многие имеют отклонения цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения.
Проведя диагностику восприятия цвета детьми с нарушениями зрения второй младшей группы, я выявила, что 95% детей имеют отклонения развития цветоразличительных функций.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины тем, что данное свойство не может быть выделено практическим путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть. Это обуславливает такой большой процент детей с нарушением зрения 3-4 лет, имеющих недостатки развития восприятия цвета.
В.С. Мухина в учебнике для студентов вузов «Возрастная психология» пишет: «Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Существуют возрастные периоды особой сензитивности, когда определённые обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Выделение сензитивных периодов развития объясняется тем, что наибольшее влияние обучение оказывает на те психические качества, которые только начинают формироваться. В этот момент они наиболее гибки, податливы , пластичны, их можно «повернуть» в любую сторону. Гораздо труднее изменить, перестроить уже сложившиеся качества.»
Кроме В.С. Мухиной в нашей стране проблемами восприятия детьми цвета большое внимание уделяли такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Г.Г. Григорьев, З.М.Истомина и многие другие. Все они утверждают, что сензитивным периодом развития цветовосприятия является ранний дошкольный возраст.
Учитывая сензитивный период и особую важность развития цветовосприятия у детей с нарушением зрения, необходимо создать такие условия, которые могли бы обеспечить эффективное развитие восприятия цвета детей с нарушением зрения.
Известны условия при которых цвет, как физическое явление воспринимается более чётко. Так, цвет в окружении более светлых тонов кажется темнее, а в окружении более тёмных - светлее. Это явление называется светлотным контрастом. На цветовой контраст интенсивно влияет контур. Если обвести границы контрастирующих цветов контуром чёрного цвета, то впечатление контраста усиливается. Восприятие цвета зависит и от освещения. Свет и цвет неразделимы: благодаря свету человек различает форму и цвет предмета.
Поскольку мы знаем, что для эффективного развития детей с нарушением зрения, необходимо создавать специальные условия, основанные на разнообразии форм и методов работы, то мною была разработана система игр и упражнений, позволяющих формировать восприятие цвета у детей с нарушениями зрения четвёртого года жизни.
В первую очередь я предлагаю детям игры на нахождение «такого же » цвета. Такие игры позволяют научить ребёнка выделять цвет среди других, не называя его. Это очень важно потому что позволяет создавать ситуацию успеха и повысить мотивацию детей к познавательной деятельности. К играм такого типа можно отнести: «Посади бабочку на цветок такого же цвета», «Найди домик для гномика такого же цвета, как его колпачок», «Поставь маленький кубик на большой такого же цвета» и др.
После того как ребёнок научился выделять «такой же» цвет среди других, я ввожу названия цветов в речь детей. Теперь уже ребёнок тренируется не только находить, но и называть цвет. С этой целью можно применять такие игры, как «Цветной силуэт». Я предлагаю детям, созданные на контрасте силуэты знакомых предметов и прошу назвать предмет и цвет силуэтного изображения. Данная игра позволяет не только формировать восприятие цвета, но и корректировать представление ребёнка об окружающем мире.
Очень интересной для развития цветовосприятия является игра «Волшебные окошечки». Ребёнку предлагается картинка, часть которой вырезана. Ребенок видит предмет, узнает его, называет. Далее ребенку предлагается назвать цвет этого предмета и проверить правильность ответа, наложив картинку с «окошечком » на лист картона названного цвета. Если ребёнку предлагалось определить цвет моркови, то необходимо выбирать оранжевый картон, тогда при наложении морковь будет оранжевой, если же ребёнок ошибается и выбирает, например зелёный цвет, то морковь станет зелёной. Эта игра развивает не только цветовосприятие, но и уточняет представление об окружающем мире и тренирует память и воображение.
После того, как дети познакомились с названием цвета, я учу их выделять цвет в окружающем пространстве и называть его. Очень эффективной в данном случае является игра «Волшебные краски». Ребёнку предлагается кисточка и заранее изготовленная палитра с кружочками разного цвета, изображающая краски . Сначала предлагаю ребёнку знакомую игрушку и прошу «раскрасить». Для этого необходимо определить цвет игрушки, назвать, найти такой же на палитре и «раскрасить» игрушку. После того, как дети научились определять цвет реальных предметов, предлагаю сюжетные картинки и прошу «раскрасить» их. Суть игры остаётся та же. Эта одна из любимых игр детей, потому что они могут чувствовать себя настоящими творцами.
Последним этапом работы является различение оттенков цвета. Сюда относятся такие игры, как «Найди чашечке блюдечко такого же оттенка», «Подбери башмачки к платью такого же оттенка», «Разложи мячики от самого тёмного к самому светлому» и др. В данном случае ребёнку необходимо научиться различать цвета по светлотности.
В данной статье я описала лишь небольшое количество разработанных мною игр по всем направлениям работы по развитию цветовосприятия у детей с нарушением зрения. Многообразие предлагаемого детям материала позволяет создавать те необходимые условия, которые способствуют эффективному развитию восприятия цвета у детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста.