Урок-проект "Жемчужины нашего края"

Разделы: Внеклассная работа


Залог успешности воспитанников – метапредметность.

Педагог сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Возникает необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному. Для развития всех этих умений для воспитанников на занятиях создаю определенные психолого-педагогические условия, условия развивающей образовательной среды. Наиболее благоприятная среда для достижения метапредметных результатов обучения - это проблемно-интегративное обучение в условиях сотрудничества воспитанников друг с другом и с педагогом. На примере занятия урока-проекта «Жемчужины нашего края» разберемся по порядку со всеми составляющими названной модели обучения. Почему проблемное обучение? При выявлении учебной проблемы воспитанники задействуют многие операции мышления, проводя в том числе анализ и синтез учебного материала. Процессу поиска решений предшествует выдвижение гипотезы, которое позволяет связать имеющиеся у воспитанников знания воедино, способствует развитию творческого мышления. Для решения выявленной проблемы подростки используют различные источники знаний, в данном случае – и экспонаты районного музея, устанавливают связи между знаниями и умениями. Решение проблем также подразумевает и применение различных методов научного познания, в том числе системно-информационного анализа и моделирования.

Почему интегративное обучение? Предлагая пути решения учебной проблемы, воспитанники осуществляют синтез и применение знаний из различных предметных областей, таким образом формируется научное мировоззрение, представление о единстве научной картины мира.

Почему обучение в сотрудничестве? Диалогический способ познания при общении воспитанника с педагогом и с другим воспитанником - основа формирования представлений о научном знании как результате совместной деятельности людей. Если организовать процесс решения учебной проблемы в условиях совместной поисковой деятельности, то результатом станут знания, умения и опыт деятельности - индивидуальное и в то же время их общее достояние. В процессе сотрудничества у школьников развивается умение проникаться общими мотивами, стремление соотносить свои интересы с общественными интересами. Сотрудничество учащихся при решении интегративных учебных проблем можно организовать различными способами. Один из самых распространенных - это обучение в малых группах, что и происходит в объединении «Юный исследователь». При этом воспитанники одной группы, как правило, находятся на разных уровнях интеллектуального развития, что достигается путем формирования разноуровневых или случайных групп. Основной целью этого занятия на метапредметном уровне становится обучение школьников использованию одного из методов научного познания - системно-информационному анализу, проведению многоаспектного анализа проблемы. Воспитанникам предлагают в группах ознакомиться с информацией из различных источников об истории родного края, своей малой родины – стенды, презентация, иллюстрации, книги, встречи и беседы с земляками. После групповой работы проводится фронтальное обсуждение, викторина, подгрупповые самостоятельные задания. Таким образом, метапредметные умения или умение учиться важно развивать у воспитанников в современном мире, мире быстрого устаревания и обновления информации. В таких условиях способности к самостоятельному познанию во многом определяют успешность человека, его возможности к самореализации в различных областях нашей жизни.

Цели: 

  1. Формирование познавательного интереса к знаменитым землякам.
  2. Развитие исследовательских способностей информационных компетенций учащихся, развитие навыков работы с библиографическими материалами, навыков группового сотрудничества.
  3. Воспитание интереса к истории родного края.

Оборудование: экспонаты музея, видеопроектор, презентация к занятию.

Ход занятия 

Деятельность педагога Деятельность воспитанников
1. Организационный момент
Мы по праву гордимся величием и красотой нашей Родины - России. Но большое всегда начинается с малого, и поэтому для каждого из нас нет дороже места, где мы родились. Здесь живут родные, близкие, друзья, здесь открывается необъятный мир познания. Отсюда идут дороги в необозримые просторы жизни, но в любой дали мы ощущаем кровную связь с нашей малой родиной - Пермским краем. Богата уральская земля традициями, достопримечательностями, своими жителями, ставшими достойными гражданами России в разное время. Василий Каменский, Лев Давыдычев, Сергей Дягилев - это только несколько знаменитых наших земляков, прославивших Пермский край.
Имена каких знаменитых земляков вы еще можете вспомнить?

Фронтальная
работа.
2. Изучение нового материала
На занятии вы познакомитесь с историей нашего музея, а значит, ещё лучше узнаете историю нашего района - частицы нашей большой Родины! Вашим помощником на занятии будет компьютер. (Презентация к занятию).

История музея - нам о ней расскажет экскурсовод и руководитель Частинского краеведческого музея Галина Геннадьевна Ермолаева.
Каждое исследование начинается с изучения биографических материалов. Ведь в жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы встречаемся с разными людьми, учимся, работаем. Мы совершаем поступки, которыми потом гордимся, а порой и такие, которых приходится стыдиться. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу, помним, как впервые встретились с человеком, который стал нашим другом… Все события нашей жизни, как бы собраны в "цепочку", одно за другим, и составляют биографию каждого из нас. Что такое биография? Как называют людей, которые изучают и составляют биографию другого человека? Какие источники информации при этом используются?


Фронтальная и
индивидуальная работа.

Большую роль в изучении биографии играют различные документы, фотографии. Многое могут рассказать награды, географические названия, письменные и устные рассказы современников. По истечении определённого срока все важные документы собираются и хранятся в архивах.  Что такое архив? Современный архив – серьезное научное учреждение, которые собирает и хранит более поздние по времени документы. Здесь работают квалифицированные сотрудники (в Москве работников архивов готовит Историко-архивный институт).
Документы в архивах содержатся в строгом порядке, поэтому можно довольно быстро найти всё необходимое. Наиболее ценные документы переснимают на пленку: получаются – микрофильмы, которые хранятся отдельно от подлинных документов. Как вы думаете, почему?

Каждый из нас – это маленький листочек на огромном дереве рода человеческого, а если конкретнее, то какого - то определенного рода. Род – это коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Род возник на рубежах палеолита(500 миллионов лет назад) и распался с появлением классового общества. Наука, которая изучает происхождение и родственные связи исторических лиц, называется генеалогией. Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Изображение родственных отношений в виде дерева – родословное дерево (генеалогическое древо). Более полно отражают сведенья о роде родословные книги. Они составлялись на Руси с середины 16 века до начала 20 века и содержали сведения о происхождении, родственных связях и службе княжеских и боярских фамилий, а затем царских и дворянских. В советском государстве родовая принадлежность никого не интересовала. Получались люди неизвестно откуда. Раньше в ведической Руси каждый знал, какого он рода и даже если погибали родители, близкие родственники, он не чувствовал себя никому не нужным. Его растили крестные мать с отцом и весь род в целом. Самым большим и страшным наказанием тогда было изгнание из рода. Человек уходил далеко-далеко и жил вместе с чужим родом, был всем чужой. Его кормили, позволяли жить, работать, но называли сиротой безродным. За такого человека не отдавали замуж и не брали в мужья, он не имел продолжения – детей. А как же это здорово, знать чувствовать понимать – это мой Род, моя семья, моя Родина, меня любят, ждут.

От чего не ходить в походы,
И на подвиги не пускаться,
И не странствовать год за годом,
Если есть куда возвращаться.

Отчего не поставить парус,
Открывая дальние страны,
Если есть великая малость-
Берег Родины за туманом.

Отчего не звенеть оружьем,
Выясняя вопросы чести,
Если знаешь – кому – то нужен,
Кто – то ждет о тебе известий.
А когда заросла тропинка
И не будет конца разлуке
Вдруг потянет холодом в спину –
«Для чего?»…
И опустишь руки.
(Представлены на слайдах собранные материалы из история семьи
Ксении Байдиной).

3. Теперь выясним, знаете ли вы родственные определения, а значит родство ваших близких. Я задаю вопросы, вы отвечаете, каждый ответ – очко (даю фишку). Кто больше наберет очков, тот победил - самый подкованный ученик в этом вопросе.

Кто такая жена (женщина на которой женился мужчина).
Кто такой муж (мужчина, за которого вышла женщина)
Отец жены – тесть
Мать жены – теща
Отец мужа – свекор
Мать мужа – свекровь
Сват и сватья – родители мужа и жены друг для друга
Деверь – брат мужа
Золовка – сестра мужа
Зять – муж дочери
Невестка, сноха – жена сына.
Внучка – дочь дочери
Шурин – брат жены
Племянник – сын сестры или брата
Дедушка – отец матери или отца
Бабушка – мать матери или отца
Прабабушка –мать бабушки
Прадедушка –отец дедушки.

Подведение итогов, награждение победителя.
Выступление Г.Г. Ермолаевой, фильм о Частинском районе.

Задание для самостоятельной работы - выполнение проектных заданий по оформлению краеведческого уголка в ЦДТ «Мечта».


Фронтальная работа Индивидуальная работа.




Фронтальная работа.















Обращаю ваше внимание, ребята, на то, что краеведческий уголок вы создаете для воспитанников 6-10 лет. Значит, информация должна быть: доступной, наглядной, интересной и познавательной. Для более продуктивной вашей работы, я советую вам сначала познакомиться более подробно с требованиями к оформлению каждой страницы и по своим интересам разделиться на 3 группы:
I группа - БИОГРАФЫ
II группа - ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
III группа – ИЛЛЮСТРАТОРЫ

I группа -Задание: Составьте биографию земляка (Размер биографии не должен превышать 300 знаков). Дополните биографию 2-3 фотографиями.
II группа - Задание: Какой подвиг совершили наши земляки во время Великой Отечественной войны? Попробуйте рассказать об этом в виде стихотворения.
III группа - Задание: иллюстрировать работу

4. Подведение итогов. Защита проектов пройдет через неделю.



Групповая работа
Каждая группа работает над проектом соответствующей её названию страницы