Развитие спортивного ориентирования в школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Опыт работы в школе показывает, что многие дети и их родители мало знают о таком интересном виде спорта - как спортивное ориентирование.

Поэтому основная задача тренера по спортивному ориентированию - сделать основной упор на то, чтобы детям на первых занятиях было интересно, чтобы они почувствовали, что данный вид спорта поможет развивать их способности.

Положительными факторами, привлекающими детей к занятию спортивным ориентированием являются:

- разнообразие мест занятий и соревнований;

- частые выезды в парк и лес;

- разнообразные методы проведения тренировок;

- расширение кругозора.

Опыт показывает, что набор в группы ориентирования лучше проводить в 3-4 классах.

Лучше всего начать занятия с общефизической подготовки, приучая детей к регулярным тренировкам и дисциплине. Проводить первоначальное знакомство с азами ориентирования удобнее всего на уроках физической культуры, включая в процесс урока задания, выполнение которых зависит от комплекса умений: ориентирования в пространстве, скорости, знания карты. Чтобы заинтересовать детей, лучшим средством могут стать ознакомительные старты по ориентированию в здании школы, которые мы проводим в начале учебного года, приглашая от каждой параллели команду (5 девочек, 5 мальчиков).

Для проведения соревнований необходимо:

1. Провести теоретические занятия по спортивному ориентированию: знакомство с условными обозначениями карты, правилами соревнований.

2. Нарисовать карту класса, спортзала или школы. Для этого можно использовать технический паспорт образовательного учреждения.

3. Размножить карту. Мы распечатываем карту на обычном или цветном принтере.

Карта должна быть небольшого размера и размещаться на листе А4.

4. Объяснить задание и принципы соревнований всей группе при помощи карты. Карта проецируется на экран. На нее наносится небольшая дистанция из 4-5 контрольных пунктов.

Познакомившись с дистанцией на карте, ребята проходят ее на местности.

5. Подготовить призмы для контрольных пунктов. Вместо призм можно использовать оранжевые разметочные конусы, а вместо компостеров, на каждый разметочный конус наклеить букву или цифру.

6. Приготовить оборудование для старта и финиша. Секундомер, полотнище “старт” и “финиш”, ручки, карандаши, стол для ведения протокола, разметочную ленту.

7. Провести инструктаж.

8. На учебных картах дети должны написать свои имя и фамилию. Объяснить правила: дети должны найти заданное количество контрольных пунктов (КП) и списать с них в свою карточку пароль каждого КП, после этого финишировать. Время финиша в карточке записывает тренер. 9. Важно продумать систему зачета результатов. Если есть возможность, придумайте призы, пусть символические. Протоколы соревнований можно повесить на школьном стенде, выделив лучшие результаты.

10. После соревнований вместе с детьми обязательно проводится анализ соревнований, разбираются ошибки участников. Участие в первых соревнованиях обычно вызывает у детей положительные эмоции, многие из них начинают заниматься ориентированием серьезно.

Для повышения мотивации детей, можно провести ночное ориентирование по школе или школьному двору, с фонарями, приготовленными детьми заранее. Данный вид ориентирования пользуется большой популярностью как у младших так и старших школьников.

В качестве популяризации спортивного ориентирования среди школьников, мы включаем элементы спортивного ориентирования в проведение массовых спортивных мероприятий: “Веселые старты”, “Туристические слеты”, в мероприятия, которые проходят в летнем пришкольном лагере. Один из любимых традиционных детских конкурсов в пришкольном лагере – “Поиск клада”. Как правило, мы его организуем в первой половине дня. Делим отряд на 3 команды (“красные”, “зеленые”, “синие”), можно использовать любой другой принцип. Каждая команда получает карты местности со своими КП. По карте команды должны отыскать КП, взять букву, нарисованную на цветной бумаге “своего цвета” и по окончании маршрута составить слово, которое и будет ключом к месту нахождения клада. Можно предложить следующие слова: “СПОРТЗАЛ”, “ИГРОВАЯ”, “СТОЛОВАЯ” и т.д. Задание можно усложнить трудностью дистанции, увеличением количества КП, и т.д. В указанном месте, дети находят “клад” (мешок со сладостями или фруктами, на усмотрение организаторов мероприятия). В конце мероприятия подводятся итоги, как правило, по номинациям “Самая быстрая команда”, “Самая дружная команда” и т.д. Это мероприятие пользуется популярностью среди детей, развивает чувство товарищества, навыки ориентирования на местности.

Подобные мероприятия способствуют популяризации данного вида спорта в школах.