Цели.
Доказать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке.
Задачи.
Образовательные: подчеркнуть значение деятельности Ярослава мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрыть сущность “Русской Правды”.
Коррекционно-развивающие: развивать умение работать с документами: научить анализировать и делать выводы; развивать умение поддерживать беседу по оценки исторической деятельности Ярослава Мудрого.
Воспитательные: вызвать чувство восхищения у учащихся жизнью и деятельностью Ярослава Мудрого.
Основные знания.
Князь Ярослав Мудрый, “Русская Правда” - первый русский сборник законов.
Основные термины и понятия.
Вира, закон, куны, “Русская Правда”, царь.
Оборудование и материалы.
Картина И. Билибина “Суд во времена “Русской Правды””, иллюстрация “Софийский собор”.
Тип урока.
Сообщение новых знаний.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Звучит фрагмент музыки для релаксации | |
Актуализация знаний, объявление новой темы | Вводное слово учителя: Князь Владимир сделал много для укрепления Киевского государства, но после его смерти в 1015 году наступили тяжёлые времена. Власть перешла к сыновьям Владимира, которые постоянно враждовали между собой. В 1019 году великим князем стал сын Владимира Ярослав. Впоследствии его назовут Мудрым. Сообщение темы урока “Правление Ярослава Мудрого”. |
Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | Подумайте, за что народ назвал
Ярослава Мудрым Работа с текстом учебника. 1) В каком году Ярослав стал великим киевским князем? – поставить дату на ленте времени. 2) Что сделал Ярослав для укрепления государства? На доске ведёт запись: построил несколько новых государств, укрепил Киев, развивал торговые отношения с Византией и другими государствами. Демонстрация иллюстрации “Софийский собор в Киеве”. Рассказ учителя. Ярослав был основателем письменного законодательства “Суд Ярослава”, основные идеи которого были развиты его сыновьями в сборнике законов государства “Русская Правда”. Учитель ставит вопросы перед учащимися и сам отвечает, разъясняет. - Чьи интересы защищал сборник законов? - Что нового о жизни Киевской Руси мы узнаём из этого документа? Перед чтением статей документа, выписывает на доске незнакомые слова, объясняет их значение: закон, вира. Работа с рассказом для дополнительного чтения “Законы о наследстве”. Словарная работа – удел. Демонстрация картины “Суд во времена “Русской Правды””. Учитель комментирует картину. Во времена суда часто применяли испытания огнём: обвиняемый должен был взять в руки раскалённое железо. Если ожог был сильным, его считали виновным. Закон охранял собственность всех свободных людей, позволял князю держать в повиновении не только крестьян, но и другие слои населения. Кратко проговорив изученный материал, учитель подводит к выводу. |
Один ученик читает указанный
учителем абзац, остальные следят по учебнику. Ставят дату на ленте времени. По ходу чтения дают ответы на вопросы. Самостоятельно находят ответ на третий вопрос. Зачитывают или излагают своими словами. Находят объяснение новых слов в учебнике. Рассматривают иллюстрацию. Слушают учителя. Рассматривают иллюстрации. Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту. Ученики высказывают своё мнение. Слушают вывод по теме. |
Первичное закрепление нового материала. | - В какое время жил Ярослав
Мудрый? -Что полезного сделал Ярослав Мудрый? В случае затруднений учитель помогает наводящими вопросами. - Как вы думаете, за какие дела следует уважать Ярослава Мудрого? |
|
Подведение итогов | Комментарии, объявление оценок за работу | Слушают комментарии учителя |
Домашнее задание | Сообщение домашнего задания: прочитать текст учебника, ответить на вопросы учебника. | Записывают домашнее задание |
Индивидуальное задание | Сообщение индивидуального задания: прочитать указанные учителем абзацы, дать ответ на третий вопрос |