Открытый урок математики по системе Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа XXI в." Тема: "На сколько больше или меньше". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Дидактическая цель: создать условия для качественной организации обобщения изученного материала.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Вид урока: смотр знаний.

Задачи:

образовательная: систематизировать и обобщить теоретические знания и практические умения по данной теме;

развивающая: развитие логического мышления, познавательной деятельности обучающихся: развивать умение анализировать, обобщать учебный материал;

воспитывающая: воспитывать у учащихся сдержанность, интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников, формировать умение работать в паре, воспитывать культуру. общения.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
  • формирование осознания смысла своих учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока;
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;
  • формировать умение осознавать и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач;
  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.

Средство обучения: презентация.

Ход урока

I. Организационный этап.

У нас порядок такой: всё, что нужно, под рукой!

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

1. Разделить на две группы: больше, дешевле, ниже, короче, выше, старше, меньше, моложе, дороже, длиннее (на доске карточки на магнитах).

Больше: выше, старше, дороже, длиннее.

Меньше: ниже, моложе, дешевле, короче.

2. - Кто догадался, какие группы?

- Для чего это необходимо знать? (Чтобы уметь ими пользоваться, уметь применять в жизни)

- В чём они нам могут помочь? (Узнать, что больше или меньше, дороже или дешевле, на сколько больше или меньше и т.д.)

- Что это значит, узнать на сколько больше или меньше? (Сравнить)

- Давайте предположим, что мы сегодня на уроке будем делать? (Сравнивать, анализировать, доказывать, узнавать, на сколько больше или меньше, называть результат сравнения)

- Действительно, мы будем на уроке сравнивать, отвечать на вопросы, на сколько больше или меньше.

III. Актуализация знаний.

1. Составить высказывания:

внук моложе деда, а дед (старше внука);

бегемот тяжелее мыши, а мышь (легче бегемота);

торт дороже конфеты, а конфета (дешевле торта);

оранжевый карандаш тоньше зелёного карандаша, а (зелёный карандаш толще оранжевого карандаша);

черепаха медленнее автомобиля, а (автомобиль быстрее черепахи).

2. По каким признакам можно сравнивать предметы? (по форме, по цвету, по росту, по возрасту, по размеру, по материалу, по массе, весу, объёму, по количеству и т.д.).

3. Только ли окружающие предметы можно сравнивать? (Числа)

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1.Числовой ряд”: сравните верхний числовой ряд с нижним (однозначные и двузначные).

- Запишите число, которое левее на 3 единицы от 13 (10).

- Запишите число, которое стоит позже на 2 единицы от 13 (15).

- Запишите число, которое стоит правее на 4 единицы от 16 (20).

- Сделайте умозаключение (если число стоит левее или раньше, значит оно меньше; если правее или позже, значит оно больше).

, 10, 15, 20, , продолжить закономерность, объяснить.

12, 15, 11, 13, 19, 14 - найти “лишнее число” (11, 12, 13, 14) - часть числового ряда

2. Сравни числа (учебник с.85, №7) - у доски (используя знаки ‹,›) и с объяснением в тетради и на доске.

3. Составить всевозможные равенства, используя числа: 9, 14, 5 (9+5=14, 14-9=5, 14-5=9)

- Целое число и части; как найти целое число, части? Как ещё можно назвать части? (Разности)

- Для чего это нам нужно знать? (Чтобы решать задачи)

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Учебник с.84 №2 (1), моделирование у доски •••••••••••••••• •••••••••••••••

2. Учебник с.84, №2 (2),

3. Р. т с.65, №2 - 1 в., №4 - 2 в. проверка.

4. Выберите правильный ответ: (“ромашка”)

1) У Винни-Пуха 9 горшочков меда, а у Пятачка - 4. На сколько горшочков больше у Винни-Пуха, чем у Пятачка? (5; 13; 4; 7)

2) Пете 8 лет, а его брату 14 лет. На сколько лет Петя младше брата? (8; 6; 9; 5)

3) На кухонном столе лежало 15 помидоров и 7 огурцов. На сколько помидоров было больше, чем огурцов? (10; 12; 8; 14)

4) Домовенок Кузька стащил 3 тарелки и 5 ложек. На сколько меньше тарелок стащил Домовенок, чем ложек? (3; 1; 4; 2)

5) Коле купили 7 бананов, а Свете - 11. На сколько бананов у Светы больше, чем у Коли? (4; 3; 7; 10)

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1. Учебник, с. 84, №3 - самостоятельная работа с проверкой. (Записать примеры)

1 в. – 1 строчка

2 в. – 2 строчка

2. Работа в парах (с палочками).

Учебник с.86, №10.

VII. Рефлексия

- Вы довольны своей работой на уроке?

- Можно ли сказать, что вы научились сравнивать?

- Каким действием находится целое? Часть?

- Как узнать, на сколько больше или на сколько меньше?