Дидактическая цель: создать условия для качественной организации обобщения изученного материала.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Вид урока: смотр знаний.
Задачи:
образовательная: систематизировать и обобщить теоретические знания и практические умения по данной теме;
развивающая: развитие логического мышления, познавательной деятельности обучающихся: развивать умение анализировать, обобщать учебный материал;
воспитывающая: воспитывать у учащихся сдержанность, интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников, формировать умение работать в паре, воспитывать культуру. общения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
- формирование осознания смысла своих учебных действий.
Регулятивные УУД:
- развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока;
- контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
- развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;
- формировать умение осознавать и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач;
- развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.
Средство обучения: презентация.
Ход урока
I. Организационный этап.
У нас порядок такой: всё, что нужно, под рукой!
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
1. Разделить на две группы: больше, дешевле, ниже, короче, выше, старше, меньше, моложе, дороже, длиннее (на доске карточки на магнитах).
Больше: выше, старше, дороже, длиннее.
Меньше: ниже, моложе, дешевле, короче.
2. - Кто догадался, какие группы?
- Для чего это необходимо знать? (Чтобы уметь ими пользоваться, уметь применять в жизни)
- В чём они нам могут помочь? (Узнать, что больше или меньше, дороже или дешевле, на сколько больше или меньше и т.д.)
- Что это значит, узнать на сколько больше или меньше? (Сравнить)
- Давайте предположим, что мы сегодня на уроке будем делать? (Сравнивать, анализировать, доказывать, узнавать, на сколько больше или меньше, называть результат сравнения)
- Действительно, мы будем на уроке сравнивать, отвечать на вопросы, на сколько больше или меньше.
III. Актуализация знаний.
1. Составить высказывания:
внук моложе деда, а дед (старше внука);
бегемот тяжелее мыши, а мышь (легче бегемота);
торт дороже конфеты, а конфета (дешевле торта);
оранжевый карандаш тоньше зелёного карандаша, а (зелёный карандаш толще оранжевого карандаша);
черепаха медленнее автомобиля, а (автомобиль быстрее черепахи).
2. По каким признакам можно сравнивать предметы? (по форме, по цвету, по росту, по возрасту, по размеру, по материалу, по массе, весу, объёму, по количеству и т.д.).
3. Только ли окружающие предметы можно сравнивать? (Числа)
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. “Числовой ряд”: сравните верхний числовой ряд с нижним (однозначные и двузначные).
- Запишите число, которое левее на 3 единицы от 13 (10).
- Запишите число, которое стоит позже на 2 единицы от 13 (15).
- Запишите число, которое стоит правее на 4 единицы от 16 (20).
- Сделайте умозаключение (если число стоит левее или раньше, значит оно меньше; если правее или позже, значит оно больше).
, 10, 15, 20, , продолжить закономерность, объяснить.
12, 15, 11, 13, 19, 14 - найти “лишнее число” (11, 12, 13, 14) - часть числового ряда
2. Сравни числа (учебник с.85, №7) - у доски (используя знаки ‹,›) и с объяснением в тетради и на доске.
3. Составить всевозможные равенства, используя числа: 9, 14, 5 (9+5=14, 14-9=5, 14-5=9)
- Целое число и части; как найти целое число, части? Как ещё можно назвать части? (Разности)
- Для чего это нам нужно знать? (Чтобы решать задачи)
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Учебник с.84 №2 (1), моделирование у доски •••••••••••••••• •••••••••••••••
2. Учебник с.84, №2 (2),
3. Р. т с.65, №2 - 1 в., №4 - 2 в. проверка.
4. Выберите правильный ответ: (“ромашка”)
1) У Винни-Пуха 9 горшочков меда, а у Пятачка - 4. На сколько горшочков больше у Винни-Пуха, чем у Пятачка? (5; 13; 4; 7)
2) Пете 8 лет, а его брату 14 лет. На сколько лет Петя младше брата? (8; 6; 9; 5)
3) На кухонном столе лежало 15 помидоров и 7 огурцов. На сколько помидоров было больше, чем огурцов? (10; 12; 8; 14)
4) Домовенок Кузька стащил 3 тарелки и 5 ложек. На сколько меньше тарелок стащил Домовенок, чем ложек? (3; 1; 4; 2)
5) Коле купили 7 бананов, а Свете - 11. На сколько бананов у Светы больше, чем у Коли? (4; 3; 7; 10)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
1. Учебник, с. 84, №3 - самостоятельная работа с проверкой. (Записать примеры)
1 в. – 1 строчка
2 в. – 2 строчка
2. Работа в парах (с палочками).
Учебник с.86, №10.
VII. Рефлексия
- Вы довольны своей работой на уроке?
- Можно ли сказать, что вы научились сравнивать?
- Каким действием находится целое? Часть?
- Как узнать, на сколько больше или на сколько меньше?