Используемые учебники и учебные пособия:
Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов. Москва. "Просвещение". 2011.
Используемая методическая литература: уроки русского языка в 9-ом классе Поурочные планы. Л.А.Тропкина. М., "Просвещение". 2010.
Н.А.Сенина. Подготовка к ГИА. Легтон 2011.
СИ.Львова ГИА 2010.Русский язык.М.:Эскмо, 2010.
Используемое оборудование: ИКТ.
Цели:
- закрепить полученные знания о СПП;
- повторить сведения об изученных видах придаточных предложений,
- научиться определять вид изучаемого придаточного предложения;
- усвоить алгоритм замены придаточного причастным оборотом .
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Объявление темы урока и задач. (с.1)
Орфоэпическая минутка. (С.2) Запишите слова и поставьте в них ударение. Задание 1 выполняется в тетради.
Шарфы | красивее | поняла |
Банты | завидно | километр |
Торты | квартал | алфавит |
Почему слова расставлены по столбикам таким образом? (1 – ударение на первый слог, 2 – на второй, 3 – на третий)
II. Забавный числовой диктант (с.3)
- Сейчас проведём работу, выглядящую немного парадоксально на уроке русского языка – решим примеры. Запись чисел делаем в тетради.
1. К количеству н в слове ветре(н,нн)ый прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся, полученную сумму умножьте на количество е в слове длиннош(е ?).
2. Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество простых предложений, составляющих сложное: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит, – отнимите число слогов в слове ель.
3. От порядкового номера класса, в котором вы учитесь, отнимите количество видов придаточных.
4. Полученные числа запишите по порядку.
- Какое число у вас получилось? О чем оно вам говорит? (988 год – день славянской письменности, который ежегодно отмечается 25 мая.)
III. Задание 2. Списать предложения, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, выделить основы предложений. (с.4) Составьте схемы предложений. Делаем в тетради
(Ни)кто не сомневается в том что Кирилл и его брат Мефодий "перел..жили" звуки славянского языка на п..ргамент с помощью той азбуки которую сегодня принято называть глаголицей. Позднее появилась кириллица которая со временем выт..снила глаголицу во всех славянских странах. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму а само слово "азбука" произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки.
- Какие предложения составляют этот текст?
- Давайте проверим ваши записи. (с.5)
IV. Какие виды СПП вы знаете? Как определить вид придаточного?
Задание 3. Заполните "слепую" схему. (с.6). Задание на листе.
определительные | ? | обстоятельственные |
? | падежные вопросы | ? |
- Проверяем правильность заполнения таблицы.
V. Мы сегодня уделим внимание придаточному определительному.
- Какие предложения называются сложноподчиненными с придаточным определительным? (с.8)
- Составляем определение на основе таблицы.
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным - это такое сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть относится к существительному(или слову в значении существительного),определяет его и отвечает на вопрос “какой?”.
Например:
Нет мысли (какой?), которую нельзя было бы выразить словами просто и ясно.
Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам союзными словами: который, что, когда, где, куда и др. Придаточное определительное всегда стоит либо после главного предложения, либо внутри главного.
Например,
[Мы повторяем правила(какие?)],(без знания которых сложно сдать экзамен по русскому языку).
[Книга(какая?),(которую вы сейчас держите в руках),поможет вам справиться со сложными тестовыми заданиями].
Обратить внимание! (с.9) При расстановке запятых с придаточным определительным следует обратить внимание на расположение союзного слова “который”. Рассмотрим два предложения:
Дом, в котором мы жили, раньше принадлежал известному купцу.
Коляска подъезжала к усадьбе барыни, о невероятной жестокости и жадности которой в округе ходили самые невероятные слухи.
В первом предложении слово который стоит сразу после определяемого слова, а во втором – далеко (на дистанции) от него.
Обратить внимание! (с.10) 1. Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который, то оно не отделяется запятой от деепричастия : запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который -нет.
Пример:
Вот книга, прочитав которую _ ты многое для себя откроешь.
2. Никогда не ставится запятая после союзного слова который.
3. Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон.(с.11)
Пример задания:
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Могучая дальневосточная тайга(1) удивительной красотой(2) которой(3) мы любовались(4) представляла безбрежный зелёный океан
1) 1,3
2) 1,4
3) 2,3,4
4) 2,4
- Определить грамматические основы и найти границы главного предложения и придаточного.
Могучая дальневосточная тайга (какая?), удивительной красотой которой мы любовались, представляла безбрежный зелёный океан.
- Так как придаточное предложение находится внутри главного, значит, должно быть обособлено двумя запятыми.
- Но можно рассуждать и так: часть предложения, отвечающая на поставленный вопрос- какой, и есть придаточное определительное, которое нужно выделить с обеих сторон запятыми.
(с.12) Таким образом, чтобы правильно определиться в расстановке запятые, следует:
- Определив грамматические основы, разграничить главное и придаточное предложение.
- От главного к придаточному предложению задать вопрос.
- Если придаточное стоит внутри главного, то выделить его запятыми с двух сторон.
VI. Необходимо знать, что грамматическими синонимами придаточных определительных предложений являются причастные обороты.(с.13) Выполняем задание 4 на листе.
Ночная птица, | вылетевшая из кустов |, бесшумно пронеслась мимо.
Ночная птица, (которая вылетела из кустов), бесшумно пронеслась мимо.
Но при замене необходимо помнить о стилистических различиях между придаточным предложением и причастным оборотом. Сфера употребления причастного оборота – преимущественно книжная речь. Придаточное предложение употребляется и в книжной речи, и в разговорной.
VII. Задание 5: Замените причастный оборот
придаточным определительным: (со слайда в
тетрадь). (с.14)
В ЕГЭ есть задание, в котором вам предлагается определить, возможна ли замена придаточного определительного причастным оборотом. Чтобы выполнить это задание, следует помнить (с.15). Запишите в тетрадь.
VIII. Работаем со слайдом 16. Затем выполняем задание 6 на листе.
IX. Рефлексия и подведение итогов урока.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке? Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Сегодня на уроке мы научились:
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
X. Объяснение домашнего задания.
Спасибо за урок!