Класс: 2 класс
Тип урока: урок изучающего чтения.
Примечание: урок из раздела “О братьях наших меньших”. На вводном в тему уроке дети вспомнили фамилии писателей-природоведов, начали составление таблицы, где указали авторов и прочитанные ранее произведения о животных. Во время самостоятельного домашнего чтения дети продолжают дополнительно читать произведения о животных и отмечают их в своих таблицах. Учащиеся организовали поисковую деятельность с целью получения информации о писателях-природоведах.
Цели.
Образовательные.
1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки.
2. Способствовать развитию коммуникативно – речевых умений учащихся.
3. Способствовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к животным.
Развивающие.
1. Развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения.
2. Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.
Воспитательные.
1. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
2. Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к родной природе.
3. Формировать интерес к предмету.
Формировать УУД.
Личностные: развивать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать себя и других.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осваивать навыки смыслового чтения; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществлять поиск и анализ информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат.
Предметные:
знания: узнать о жизни и творчестве В.В Бианки, познакомиться с его произведением “Ёж-спаситель”;
умения: найти нужную информацию из источника; составить план текста;
навыки: составить устный рассказ.
Метапредметные:
регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия;
познавательные: использовать знаково-символические средства для моделирования обложки книги, составлять устные высказывания;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные:
осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Основные понятия: произведение, автор, жанр, тема.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.
Ресурсы и оборудование к уроку:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска (возможно, использовать во время презентации);
- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч.;
- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Рабочая тетрадь № 2;
- электронные физкультминутки;
- презентация к уроку;
- выставка книг по теме урока
- карточки с заданиями для каждой группы.
Организация пространства Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.
Ход урока
1. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте. Ребята, давайте начнём урок с улыбки, ведь от них мир становится светлее и добрее. Проверьте всё ли в порядке на столе. Присаживайтесь.
2. Эмоциональный настрой на урок
Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.
3. Работа в парах. Формулировка темы.
Урок литературного чтения мы начнём с работы в парах. Представьте своему товарищу по парте произведение, которое вы читали дома (жанр, автор, название, тема), найдите, что у прочитанных вами произведений общее и сформулируйте тему урока.
Приложение 1. Слайд 1.
Тема урока. Произведения о животных.
- Назовите писателей, чьи портреты вы видите на доске.
1. Бианки В.В.
2. Пришвин М.М.
3. Чарушин Е.И.
- Что их объединяет?
- Назовите фамилию писателя, произведение которого мы будем изучать на сегодняшнем уроке, если он не наш земляк и не автор рассказа “Старый гриб”.
На доске появляется тема Виталий Валентинович Бианки.
“Бывают люди с какой-то особенной любовью к природе: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки”.
Слайд 2.
- Поработайте с оглавлением учебника и найдите произведение В.В.Бианки в изучаемом разделе и сформулируйте полностью тему и цели нашего урока.
- Познакомиться…
- Учиться…
- Узнать…
4. Знакомство с произведением.
Презентация.
Поисковым материалом об этом писателе занималась Аня. Давайте дадим ей слово.
- Давайте попробуем по названию произведения догадаться, о чём оно?
- Найдите, какую страницу учебника нам нужно
открыть? (Работают по оглавлению)
Приём прерывания чтения – рефрент “громко вскрикнула от боли”. Почему? (Она была босиком и могла обо что-то уколоться)
“А гадюка ползёт к ней, шипит и высовывает розовый язык” Представили? Что может произойти дальше? Сейчас узнаем, что произошло дальше.
- Беседа после первичного чтения.
- Поделитесь своими впечатлениями и чувствами
(“Мне было страшно…”, “Я обрадовалась, когда…”, “Я восхищаюсь ёжом, который…”)
5. Работа над содержанием произведения.
2 абзац.
- Насколько сильно укололась Маша? Докажите словами автора. (“Вскрикнула от боли”, “до крови укололась”)
3 и 4 абзац.
- Как повёл себя ёж сначала? (“Свернулся и зафуфукал”)
Слайд
- Что значит “зафуфукал”? Где можно узнать? (Словарик) А сами объяснить сможете?
- Почему он так себя повёл? (Больно ему тоже)
- Виталий Бианки называл себя “переводчиком с бессловесного языка”, а вы сможете догадаться, что бы мог “сказать” ёжик Маше?
- Когда девочка заплакала, как тогда повёл себя ёжик? Почему? (Сопереживал, сочувствовал, как друг)
5-й абзац.
- Какую змею увидела Маша?
- Чем она опасна?
- Знала ли Маша, что гадюка ядовитая? А как вы узнали, ведь Бианки прямо об этом не говорит? (“От страха…”)
- Замени предложение “От страха у Маши руки-ноги отнялись” фразеологическим оборотом. “Душа в пятки ушла”, “Ни жива, ни мертва”, т.е. очень сильно испугаться.
6-й абзац.
- Прочитайте объяснение выделенного слова.
- С чем сравнивает Бианки удар змеи? (“С ударом плетью”) Возможно, кто-то захочет найти это слово в словаре.
7-й абзац.
Что значит “опомнилась”?
Изменилось ли отношение Маши к ёжику в конце рассказа?
- Физкультминутка. Приложение 3.
6. Самостоятельная работа в тетради (с.12, №2).
- Почему рассказ так назван?
Проверка и самооценка самостоятельной работы.
- Оцените свою работу: красный кружок – выполнил самостоятельно и правильно; зелёный – выполнил с помощью товарищей.
7. Дифференцированная самостоятельная работа в группах с представлением своей работы.
I группа.
Задание.
1. Нарисуйте обложку произведения, которое мы прочитали в классе. Подготовьтесь рассказать ребятам.
2. Докажите, что вы правильно назвали жанр (Вспомните определение)
3. Найдите предложение, которое можно подписать под иллюстрацией.
4. Найдите с помощью толкового словаря Ожегова значение слова “зигзаг” и объясните его ребятам.
5. Командиру команды оценить активность участия ребят в работе группы:
Ф.И. ученика | Оценка: красный – активно
работал; Жёлтый – не всегда активен; Зелёный – малоактивен. |
II группа.
Задания.
- Рассмотри в учебнике картинный план к рассказу “Ёж-спаситель”.
- На сколько частей нужно разделить весь текст?
- Обсудите и отметьте в рассказе, где начинается каждая часть.
- Придумайте название каждой части. Выслушайте друг друга и выберите самое удачное название. Запишите.
- * Придумайте 2 вопроса к тексту.
- Командиру команды оценить активность участия ребят в работе группы:
III группа. Задание.
1. Перечитайте поединок ёжика с гадюкой и подчеркните все глаголы.
2. Заполните таблицу.
Что делал ёж? | Что делала гадюка? |
3. Подготовьте подробный пересказ этого отрывка.
4. Командиру команды оценить активность участия ребят в работе группы:
IV группа.
Задание.
1. Какие открытия для себя из жизни природы вы сделали, читая рассказ В.Бианки?
1) Читая рассказ “Ёж-спаситель”, мы ещё раз убедились, что босиком в лес ходить _________________, потому что _____________
2) Мы узнали, что земляника растёт на ___________
3) Прочитав рассказ Бианки, мы узнали, как выглядит ядовитая гадюка. (Пользуясь учебником, найдите её описание и подготовьте рассказ о том, как выглядит эта змея.)
4) А ещё мы узнали, что ёжик охотится на __________.
2*. Найдите в энциклопедиях, статьи о еже. Узнайте, чем он питается и почему не боится ядовитых гадюк.
3. Командиру команды оценить активность участия ребят в работе группы:
- Обобщить ваши ответы хочу пословицей: Кто много читает, тот ….
- А пригодятся ли эти знания вам в жизни?
V. Индивидуальная работа. Я иду в “библиотеку”. (Если необходимо, то можно ученику дать текс, выделенный курсивом, для заполнения.)
1. Рассмотри выставку книг.
2. Сделай вывод: о чём все эти книги. На выставке представлены книги о ________.
3. Назови фамилию писателя-природоведа, с которым мы ещё не встречались. Среди известных нам фамилий писателей-природоведов, я нашёл книгу __________. Этот писатель тоже природовед.
4. Какого писателя книг на выставке больше других? Больше всего здесь книг __________.
5. Какая из них тебе показалась необычной? Чем? Особенно необычной мне показалась книга Бианки ________. В ней ____
6. Какую книгу тебе захотелось прочитать? Мне захотелось прочитать книгу ________________ , потому что _________.
8. Рефлексия:
Самооценка деятельности:
Я был активен на уроке, доволен своей работой на уроке – красный светофор поднимают;
Урок многому научил, но я мог работать лучше - жёлтый;
Не всё получилось так, как хотел – зелёный.
Мне понравилось на уроке…
Я узнал…
Мне запомнилось…
- Удалось ли вам достичь целей, которые мы поставили в начале урока?
- За что себя можете похвалить?
9. Домашнее задание:
- Прочитать произведение В.Бианки “Лесной Колобок – Колючий бок” и сравнить с произведением, изученным в классе (чем похожи и чем отличаются), заполнить сравнительную таблицу.
- Подготовить подробный пересказ по картинному плану.
- Продолжать читать произведения писателей-природоведов.
- Окончание урока.
Благодарю за работу. Вы прекрасно сегодня работали. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.
Закончить урок хочу словами “Любить природу, значит, любить Родину”. Подумайте над смыслом этих слов. С них мы начнём наш следующий урок.