Цель урока:Создать условия для получения учащимися представлений о классификации растений, познакомить с их характерными признаками.
Задачи урока:
Развивающие:
- способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно – следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний);
- стимулировать самостоятельно – поисковую деятельность;
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.
Образовательные:
- актуализировать знания детей о природе, её составляющих;
- расширить кругозор учащихся по теме (5 царств природы) путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.
Воспитательные:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:учащиеся должны научиться классифицировать растения, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые учебники и учебные пособия:Плешаков А. А. “Мир вокруг нас” 3 класс, ч. 1, Плешаков А. А. “Зеленые страницы”
Используемое оборудование:Компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронное приложение к учебнику, таблица “Царство живой природы”, презентация “Разнообразие растений”. распечатки с изображениями разных видов растений, таблички, распечатки таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
– Я рада видеть вас сегодня. Надеюсь, мы хорошо поработаем и будем себя
комфортно чувствовать.
– Отгадайте загадки.
Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репей.)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник.)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Учитель: Что обозначают данные слова (Репей, подснежник, ель)?
Учащиеся: Это названия растений.
Учитель: К какому царству природы они относятся?
Учащиеся: Это царство растений.
Учитель: Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (Предполагаемые ответы.)
Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с их классификацией.
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
Учитель: Ребята! Что нужно для роста растений?
Учащиеся: Для роста растений необходимы: воздух, вода, солнце. Растения растут в почве.
Учитель:О почве мы с вами говорили на прошлом уроке и прежде чем отправиться в царство растений давайте повторим все, что мы знаем о почве. Проверим домашнее задание в форме викторины по вопросам раздела учебника “Проверь себя” , с. 67. (Выбор ведущего. Ведущий читает вопросы и решает, кто будет отвечать. При желании, ведущий может меняться).
2. Фронтальный опрос . (Некоторые учащиеся получают индивидуальные задания.) Приложение 1.
Учитель: Из чего же состоит почва?
Учащиеся: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, минеральных солей.
Учитель: Какие живые существа живут в почве? (Дети перечисляют.)
Учитель: Как образуется почва? (За счет разрушения горных пород.)
Учитель: Главное свойство почвы? (Плодородие.)
Учитель: Как живые существа влияют на плодородие почвы?
Учащиеся: Дождевые черви, кроты делают в ней ходы, туда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений.
Учитель: Что нужно делать , чтобы поддерживать плодородие почвы?
Учащиеся: Для поддержания плодородного слоя почвы необходимо чередовать культуры, правильно вспахивать, препятствовать росту оврагов, не вырубать леса, правильно применять удобрения.
3. Самостоятельная работа.
Учитель:Молодцы. Проверим себя.
(Используется электронное приложение к учебнику, дети прослушивают, сравнивают свои ответы и ответы товарищей, обсуждают, зрительно запоминают изученное.)
Учитель: Давайте выберем и выполним задание по вашему усмотрению. Почему ты выбрал именно это задание? (Аргументированные ответы.) Выполняется задание, предложенное в электронном приложении. (Что растения получают из почвы?) Взаимопроверка.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо поработали, теперь давайте отдохнем:
Физкультминутка.
Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
III. Объяснение нового материала.
1. Актуализация знаний.
Учитель: – Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: “Растения ֪– зеленая одежда Земли”. И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! Рассмотрите, пожалуйста предложенные слайды – фото природы. Давайте вспомним, как называется наука о растениях
Учащиеся: Наука о растениях называется ботаника.
Учитель: А теперь взгляните на доску (на доске фото с представителями разных видов растений). На какие группы можно разделить эти растения? (Учитель начинает составлять схему ֪– крепит на доске табличку “Растения”.) Это деревья, кустарники, травы. Фото распределяются по группам.
Учитель: Дополните. (1 ряд ֪– деревья, 2 ряд ֪– кустарники, 3 ряд ֪– травы.)
Учитель: Назовите части растения. (Помогает ученик, крепит магнитами на доске части растения, класс помогает вспоминать какие части у растения есть. Ученик крепит корень, стебель, листья, плоды и цветы.)
Учитель: У всех растений есть эти части? (Нет.)
Учитель: Как вы можете доказать, что растения разнообразны?
Учащиеся: Растения разных групп отличаются друг от друга.
Учитель: Докажите! Начните свое доказательство с предложения : “Все растения разнообразны, потому что ...”
2. Работа с учебником.
Учитель: Ребята! Ученые обобщили признаки растений и поделили все царство на 5 групп. Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 70. На полях карандашом поставьте метки : ? – непонятно; ! – знаю; V– хочу об этом узнать больше; + – это интересно.
(Читаем.)
Учитель: Что нового узнали? Какой вопрос вы сможете задать товарищу по новой теме? Учащиеся: На какие группы делится царство растений? Главные отличительные свойства растений.
Учитель: Как вы считаете, какая группа растений наиболее разнообразна? Давайте посмотрим на представителей каждой группы (используется электронное приложение к учебнику). Учащиеся делают выводы, спорят друг с другом, приводят доказательства своих умозаключений.
IV. Закрепление изученного материала.
Практическая работа.
1 Выполняется задание из электронного приложения к учебнику (по выбору).
2. Учитель: Заполните таблицу, пользуясь текстом учебника. (Учитель раздает распечатки таблиц.) Самостоятельная работа в парах. Приложение 2.
V. Итог урока.
Приём “Синквейна”.
Учитель:Заканчивая разговор о разнообразии растений, я предлагаю вам написать об этой части природы синквейн. Вспомним, что такое синквейн, как он строится? (Высказывания детей, ребята пишут свои мысли, озвучивают.)
Пример синквейна.
Растения.
Разнообразные, прекрасные.
Украшают, радуют, восхищают.
Зелёный наряд Земли.
Красота!
Рефлексия.
Учитель:Итак, наш урок завершается. На какие группы делятся растения?
Приведите примеры растений разных групп. Что особенно понравилось на уроке?
Я прошу вас, ребята, оцените свою работу на уроке, дополняя предложения:
(на доске появляется карточка со словами)
Мне удалось сегодня …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я могу похвалить себя за …
(Высказывание учащихся.)
VI .Домашнее задание.
1. Учебник: прочитать текст на с 69-73, ответить на вопросы.
2. Рабочая тетрадь : с. 31, № 7 или 8 (по выбору)
VII. Оцените работу своих товарищей и свою. Карта самооценки. Приложение 3. (Обсуждение оценок за урок.)